Владимирский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”
(ВлГУ)
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ:
«Решение составных задач»
Составила:
Студентка гр. ЗНОу-117
Петухова Е.С..
Проверила:
Болотова Т.В.
Оценка_________
Подпись_________
Владимир 2020
Учебник: Математика 3 класс 2 часть; авторы: И.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова; УМК «Школа России»; страница: 8
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема:«Решение составных задач»
Цель:Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.
2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.
5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.
Задача:
В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них мальчиков было 38. Сколько девочек поехало в театр?
Тип задачи: Нетиповая.
1 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.
В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Сколько всего детей поехали в театр?
2 вид простой задачи: Задачи на нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
В театр поехали 78 учеников. Из них было 38 мальчиков. Сколько девочек поехало в театр?
ХОД УРОКА
Этап урока
| Содержание урока
| Оформление доски/презентации
| - Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи)
Задачи:
-Актуализировать
знания, умения и
навыки, необходимые
для решения задачи.
| -Давайте вспомним то ,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:
В соревнованиях по бегу приняли участие 8 девочки и 10 мальчиков. Сколько учеников из класса участвовало в соревнованиях?
-О чем говорится в задаче? (о девочках и мальчиках, которые участвовали в соревнованиях по бегу)
-Сколько девочек участвовало в соревнованиях? (8 девочек)
-Сколько мальчиков участвовало в соревнованиях? (10 мальчиков)
-Чтобы узнать, сколько всего учеников участвовало в соревнованиях, какое действие нужно выполнить? (сложение)
-Верно. Какое выражение у нас получится?
8+10=18(уч.)- участвовало в соревнованиях.
-Мы ответили на вопрос задачи? (да)
-Прочитаем следующую задачу и решим ее:
В саду 24 деревьев. Из них 15 яблонь, а остальные – груши. Сколько груш в саду?
-Сколько было деревьев в саду? (24)
-Что еще сказано в условии? ( Яблонь было 15)
-Что нужно найти? (Сколько груш было в саду)
Составим схему:
24 д.
20яб. ? гр.
-Сколько было деревьев в саду? (22)
-Что еще сказано в условии?( Из них яблонь было 15, а остальные - груши)
-Что нужно найти? ( Сколько грушевых деревьев было в саду)
-Можем ли вы с вами сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)
Чтобы узнать груш было в саду, какое действие надо выполнить? (Вычитание)
-Верно. Какое выражение у нас получилось?
24-15=9 (гр.)-груш было в саду
-Что мы напишем в ответе? (9 груш было в саду)
-Молодцы!
|
Схему рисуем на доске
| - Решение задачи:
- Чтение и осознание текста задачи.
- Выделение структурных компонентов задачи.
Задачи:
умения читать и
понимать задачу; выделять
структурные
компоненты задачи.
| -Ребята, откройте учебник на странице 8 и прочитайте «про себя» задачу под № 3.
-Кто прочитает задачу вслух?
-О чем идет речь в задаче? (О первоклассниках и второклассниках, которые поехали в театр.)
-Что мы знаем про первоклассников? (Что их было 36)
-Что мы знаем про второклассниках? (Их было 42)
-Что еще нам известно в задаче? ( Что мальчиков было 38)
-Что нам нужно узнать? (Сколько девочек поехало в театр)
-Верно!
Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.
Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче?
1. ? уч.
38 м. 42 вт. 36 п.
2. 36 п. 42 вт.
38 м. ? д.
3.
36 п. ? вт.
38 м. ? д.
(Подойдет 2 схема)
-Объясните, почему не подходят первая и третья схемы?( Потому что в первой схеме показано, что требуется узнать, сколько учеников было в театре, а главный вопрос задачи – сколько поехало девочек. А третья схема не подходит, потому что не хватает данных)
-Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них мальчиков было 38. Сколько девочек поехало в театр?)
|
Схемы на доске.
| 3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
- Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;
- устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
| -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи). Давайте рассуждать.
- Какой главный вопрос задачи? (Сколько девочек поехало в театр)
-Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество всех учеников и количество мальчиков)
-Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество мальчиков)
-А какое число мы пока что не знаем? (Количество всех учеников)
- Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество всех учеников? (Количество первоклассников – их 36 и второклассников- 42. )
-Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем ,что мальчиков было 38. Сможем ли мы тогда ответить на главный вопрос задачи ? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос задачи)
Одновременно строим «Дерево рассуждений»:
?
38 ?
36 42
Составим план решения задачи:
-Сначала узнаем сколько всего учеников поехали в театр. Что для этого нужно сделать?( Для этого надо сложить количество первоклассников и второклассников)
-Когда это число будет известно, найдем сколько девочек поехало в театр. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество всех учеников и количество мальчиков, которые поехали в театр)
|
На доске «Дерево рассуждений»
| 4. Записи решения и ответа задачи:
Задачи:
o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.
| -Сколько действий потребуется, чтобы решить эту задачу (2 действия)
-Почему? ( Так как в задаче 2 неизвестных)
-Давайте запишем первое действие. Какое оно будет?
Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради.
1) 36+42=78
-78 чего? (учеников)
1) 36+42=78 (уч.)- всего учеников поехали в театр.
-Что мы нашли в первом действии? (Количество всех учеников, которые поехали в театр.)
-Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию.
-Какое будет второе действие?
2) 78-38=40(д.)- количество девочек.
-Чему равно? (40)
-Что мы нашли во втором действии? (Сколько девочек поехало в театр)
-Запишем пояснение ко второму действию.
-Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением)
-Какая тогда будет запись? Выберите верную:
А) 48-(42-36)
Б) (36+42)-38
В) 38+(36+42)
Запишите верное выражение в тетрадь:
(36+42)-38 (д.)- поехало в театр.
|
На доске выполняется решение учеником.
Варианты решений на доске.
| 5. Проверка полученного решения. Исследование решения.
Задачи:
o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной.
| -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили.
-Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос).
-Составим новую схему, изменив условие и вопрос:
36п. 42 вт.
?м. 40 д.
-По схеме составьте текст обратной задачи:
«В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них девочек было 40. Сколько мальчиков поехало в театр?»
-Решим данную задачу.
-Что известно из первого предложения задачи? (Что в театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника)
-Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что девочек было 40)
-Что нам нужно узнать? (Сколько мальчиков поехало в театр)
-Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько всего учеников поехали в театр)
-Что мы можем найти, зная общее количество первоклассников и второклассников? (Сколько всего учеников поехали)
-Зная количество всех учеников, которые поехали в театр и количество девочек, что мы найдем?( Сколько мальчиков поехало в театр)
-Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)
Одновременно строим «дерево рассуждений»:
?
40 ?
36 42
Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
-Проверьте ,так ли вы записали действия:
1) 36+42=78 (уч.)- всего учеников поехало в театр.
2) 78-40=38 (м.)- поехало мальчиков.
Ответ: 38 мальчиков поехало в театр.
-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 38 мальчиков ,что соответствует данному первой задачи)
-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)
-Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче:
Ответ:40 девочек поехало в театр.
|
Схема на доске.
Рисуем «Дерево рассуждений» на доске
«Дерево рассуждений» с проставленными действиями на доске
Решение записано на доске .
|
|