Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимирский государственный университет



 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”

(ВлГУ)

КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ:

«Решение составных задач»

 

Составила:

Студентка гр. ЗНОу-117

Петухова Е.С..

Проверила:

Болотова Т.В.

Оценка_________

Подпись_________

 

 

Владимир 2020

Учебник: Математика 3 класс 2 часть; авторы: И.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова; УМК «Школа России»; страница: 8

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема:«Решение составных задач»

Цель:Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Задача:

В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них мальчиков было 38. Сколько девочек поехало в театр?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Сколько всего детей поехали в театр?

 2 вид простой задачи: Задачи на нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.

В театр поехали 78 учеников. Из них было 38 мальчиков. Сколько девочек поехало в театр?

ХОД УРОКА

Этап урока Содержание урока Оформление доски/презентации
  1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи)
Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.  
-Давайте вспомним то ,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   В соревнованиях по бегу приняли участие 8 девочки и 10 мальчиков. Сколько учеников из класса участвовало в соревнованиях? -О чем говорится в задаче? (о девочках и мальчиках, которые участвовали в соревнованиях по бегу) -Сколько девочек участвовало в соревнованиях? (8 девочек) -Сколько мальчиков участвовало в соревнованиях? (10 мальчиков) -Чтобы узнать, сколько всего учеников участвовало в соревнованиях,  какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 8+10=18(уч.)- участвовало в соревнованиях. -Мы ответили на вопрос задачи? (да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: В саду 24 деревьев. Из них 15 яблонь, а остальные – груши. Сколько груш в саду? -Сколько было деревьев в саду? (24) -Что еще сказано в условии? ( Яблонь было 15) -Что нужно найти? (Сколько груш было в саду) Составим схему:   24 д.       20яб.                                      ? гр. -Сколько было деревьев в саду? (22) -Что еще сказано в условии?( Из них яблонь было 15, а остальные - груши) -Что нужно найти? ( Сколько грушевых деревьев было в саду) -Можем ли вы с вами сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да) Чтобы узнать груш было в саду, какое действие надо выполнить? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 24-15=9 (гр.)-груш было в саду -Что мы напишем в ответе? (9 груш было в саду) -Молодцы!     Схему рисуем на доске  
  1. Решение задачи:
  • Чтение и осознание текста задачи.
  • Выделение структурных компонентов задачи.
Задачи:
  • Формировать
умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.  
-Ребята, откройте учебник на странице 8 и прочитайте «про себя» задачу под № 3.  -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О первоклассниках и второклассниках, которые поехали в театр.) -Что мы знаем про первоклассников? (Что их было 36) -Что мы знаем про второклассниках? (Их было 42) -Что еще нам известно в задаче? ( Что мальчиков было 38) -Что нам нужно узнать? (Сколько девочек поехало в театр)  -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете, какая схема подойдет к нашей задаче? 1.                         ? уч.            38 м.              42 вт.             36 п.     2.    36 п.                      42 вт.                   38 м.                         ? д.   3.               36 п.                       ? вт.                          38 м.                          ? д.   (Подойдет 2 схема) -Объясните, почему не подходят первая и третья схемы?( Потому что в первой схеме показано, что требуется узнать, сколько учеников было в театре, а главный вопрос задачи – сколько поехало девочек. А третья схема не подходит, потому что не хватает данных) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них мальчиков было 38. Сколько девочек поехало в театр?)   Схемы на доске.  
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи:
  • Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;
  • устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
 
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи). Давайте рассуждать. - Какой главный вопрос задачи? (Сколько девочек поехало в театр) -Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Количество всех учеников и количество мальчиков) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество мальчиков) -А какое число мы пока что не знаем? (Количество всех учеников) - Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество всех учеников? (Количество первоклассников – их 36 и второклассников- 42. ) -Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем ,что мальчиков было 38. Сможем ли мы тогда ответить на главный вопрос задачи ? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос задачи)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»:                                 ?                      38                    ?                                  36                   42 Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько всего учеников  поехали в театр. Что для этого нужно сделать?( Для этого надо сложить количество первоклассников и второклассников) -Когда это число будет известно, найдем сколько девочек поехало в театр. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество всех учеников и количество мальчиков, которые поехали в театр)     На доске «Дерево рассуждений»
4. Записи решения и ответа задачи: Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Сколько действий потребуется, чтобы решить эту задачу  (2 действия) -Почему? ( Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 36+42=78 -78 чего? (учеников) 1) 36+42=78 (уч.)- всего учеников поехали в театр. -Что мы нашли в первом действии? (Количество всех учеников, которые поехали в театр.) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 78-38=40(д.)- количество девочек. -Чему равно? (40) -Что мы нашли во втором действии? (Сколько девочек поехало в театр) -Запишем пояснение ко второму действию.   -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 48-(42-36) Б) (36+42)-38 В) 38+(36+42) Запишите верное выражение в тетрадь:  (36+42)-38 (д.)- поехало в театр.     На доске выполняется решение учеником.     Варианты решений на доске.
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:                                36п.                               42 вт.                     ?м.                               40 д. -По схеме составьте текст обратной задачи: «В театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника. Из них девочек было 40. Сколько мальчиков поехало в театр?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что в театр поехали 36 первоклассников и 42 второклассника) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что девочек было 40) -Что нам нужно узнать? (Сколько мальчиков поехало в театр) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько всего учеников поехали в театр) -Что мы можем найти, зная общее количество первоклассников и второклассников? (Сколько всего учеников поехали) -Зная количество всех учеников, которые поехали в театр и количество девочек, что мы найдем?( Сколько мальчиков поехало в театр) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно строим «дерево рассуждений»:                                                                                              ?                                                                                40              ?                                                                                                36        42 Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:
2)
1)
-
+

                             

-Проверьте ,так ли вы записали действия:

1) 36+42=78 (уч.)- всего учеников поехало в театр.

2) 78-40=38 (м.)- поехало мальчиков.

Ответ: 38 мальчиков поехало в театр.

-Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 38 мальчиков ,что соответствует данному первой задачи)

-О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно)

-Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче:

Ответ:40 девочек поехало в театр.

    Схема на доске.   Рисуем «Дерево рассуждений» на доске   «Дерево рассуждений» с  проставленными действиями на доске     Решение записано на доске .

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.