Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение: пример конспекта по теме Основные направления по воспитанию здорового образа жизни у детей.



Гр. 2А

Уважаемые студенты ! Это задания на три недели.

1. Составить конспект, письменно в тетради по ОБЖ по теме: Роль учителя в воспитании здорового школьника, использовать таблицы, рисунки, фото, виде материалы, графики, статистические и цифровые данные, примеры из жизни, материалы занятий и наработок.

2. Составить два сообщения, письменно в тетради по ОБЖ по темам:

- Виды нарушений зрения у младших школьников;

- Виды нарушений слуха у младших школьников.

3. Составить конспект, письменно в тетради по теме: Отдельные виды отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста, их профилактика.

4. Составить конспект, письменно в тетради по теме: Основные направления по воспитанию здорового образа жизни в детском возрасте.

Для выполнения заданий используйте учебник Безопасность жизнедеятельности - Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. РАЗДЕЛ III. ЗНАЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

    Каждое задание должно быть отмечено датой исполнения, Ф.И.О. студента и отправлено по электронному адресу преподавателю: Ledyaikin.vadim2015@yandex.ru 

    Если работа уже выполнена в печатном виде на отдельных листах, также необходимо на каждом листе указать Ф.И.О. студента, дату исполнения работы, отправить на указанный адрес и вклеить листы в тетрадь.

    Оценки за выполненные конспекты будут выставлены в учебный журнал.

Приложение: пример конспекта по теме "Основные направления по воспитанию здорового образа жизни у детей".

    Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни. На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова. Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. и вызывает интерес ученых. Что такое здоровье ? В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «...состояние полного, физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». 1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. 3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, также возможностями их удовлетворения. 4. Нравственное здоровье- комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Показателями здоровья являются: - специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; - показатели роста и развития; - функциональное состояние и резервные возможности организма; - наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; - уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: - оптимальный двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; - положительные эмоции.

    К сожалению, большинство оздоровительных систем: (аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика и прочее) методически разработаны для взрослых людей, но, безусловно, использование этих систем для оздоровления детей и подростков возможно с внесением элементов игры и соблюдением принципа индивидуализации. В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания дошкольников, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы: 1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка. 2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период. 3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в | организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой. 4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: - постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно); - систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов); - комплексность - закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода; - учет индивидуальных особенностей при закаливании необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха. Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно использовать перед сном местные обливания теплой водой и ежедневное мытье ног. Необходимо ежедневно менять носки, колготки. В руководстве по гигиене детей рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально и моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости от характера волос и личными вкусами. Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья.Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может бытьобеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводимость, электроизуемость. Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки ухода за своей одеждой. Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную, но и не на вырост. Тесная обувь причиняет боль, затрудняет походку, нарушает рост и форму стоп. Необходимо воспитывать у детей бережное отношение к одежде и обуви. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости к жизни. В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость переоценить существовавшие ранее представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи. Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализации детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходят в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Анализ опыта практической деятельности показывает, что не все родители откликаются на стремление педагога-воспитателя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Использовать: план-конспекты занятий по темам - «Друзья - Вода и Мыло», Повторение правил доктора Воды, «Сказка о микробах», С водой надо дружить. Вода- доктор. Без воды не может жить человек. -Как вы думаете, повар (или мама), перед тем как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией ? А портной? Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода, чистое полотенце).

 

        

                  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.