ОТВЕТЫ. ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ. Вариант 1
ОТВЕТЫ
ЗАДАНИЯ 2 ЧАСТИ
Вариант 1
22. Каковы правила сохранения витамина С при кулинарной обработке пищи?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) Витамин С легко разрушается при нагревании и соприкосновении с воздухом.
2) Овощи и фрукты необходимо нарезать непосредственно перед приготовлением, опускать сразу в кипящую воду, варить недолго в закрытой посуде.
|
| Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
23. Какие части слухового анализатора изображены на рисунке, чем они представлены, в чем состоят их функции? Назовите структуры, обозначенные буквами А, Б, какую роль они выполняют
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) Периферическая (рецепторная) часть — представлена рецепторными волосковыми клетками кортиева органа в улитке внутреннего уха, воспринимают колебание жидкости и преобразуют его в нервный импульс; 2) Проводниковая часть — представлена слуховыми нервами, по которым
импульсы движутся от рецепторов в головной мозг;
3) А — улитка внутреннего уха, в ней движется жидкость, воспринимающая колебания слуховых косточек, Б — кортиев орган с волосковыми клетками, рецепторы которых колебания жидкости в улитке преобразуют в нервные сигналы и передают их в слуховой нерв.
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.
(1)Среди грибов различают плесневые и шляпочные грибы. (2)Их сходство заключается в том, что тело представлено талломом. (3)К плесневым грибам относят
пеницилл. (4)Споры у пеницилла образуются в плодовом теле. (5)Пеницилл паразит проникает в ткани злаковых растений. (6 )В плодовых телах грибов созревают
споры. (7)Споры образуются путём мейоза.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Тело гриба представлено мицелием (грибницей).
2) 4 — Споры у пеницилла образуются на концах гифов — кисточках, плодовое тело отсутствует.
3) 5 — Пеницилл не является паразитом, он сапротроф
|
| В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит
неверной информации
|
| В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них.
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы
не снижаются
|
| В ответе указаны одна-три ошибки, исправлена только одна из них.
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы
не снижаются
|
| Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна-три ошибки, но не исправлена ни одна из них
|
| Максимальный балл
|
|
25. Укажите не менее трёх значений бактерий сапротрофов в живой природе.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) Гниение — превращение тел отмерших растений и животных в перегной.
2) Минерализация — превращение перегноя в минеральные вещества, всасываемые корнями.
3) Азотфиксирование (клубеньковые бактерии) — связывание азота воздуха и включение его в состав белков.
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок
|
| Ответ включает 1 из названных выше элементов
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
26. Укажите не менее трёх факторов, ограничивающих способность вида размножаться в геометрической прогрессии.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) Ограниченность ресурсов, самых необходимых: для растений —минеральные соли, углекислый газ, вода, свет; для животных — пища, вода и др.
2) Влияние различных неблагоприятных условий, замедляющих рост и размножение организмов. Например, температура, соленость и др.
3) В природе происходит естественный отсев, или гибель молоди.
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
27. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: УУУЦЦГААЦГАГАГА.
Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК
вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во
фрагменте полипептида вируса, который закодирован в найденном фрагменте ДНК.
Матрицей для синтеза иРНК, на которой идет синтез вирусного полипептида, служит вторая цепь ДНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Схема решения задачи включает:
1) первая цепь ДНК: ААА-ГГЦ-ТТГ-ЦТЦ-ТЦТ
вторая цепь ДНК: ТТТ- ЦЦГ-ААЦ-ГАГ-АГА
первая цепь ДНК комплементарна вирусной РНК, а вторая цепь ДНК комплементарна первой цепи ДНК
2) последовательность нуклеотидов иРНК комплементарна второй цепи молекулы ДНК, иРНК : ААА-ГГЦ-УУГ-ЦУЦ-УЦУ
полипептид вируса: Лиз - Гли - Лей - Лей - Сер, по кодонам иРНК в таблице генетического кода
определяем аминокислоты в полипептиде, код триплетеп и однозначен
(Допускается иная генетическая символика)
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения или имеются биологические ошибки
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения или имеются биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
28. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство
оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании
гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2 . Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Схема решения задачи включает:
1) 1 скрещивание:
Р семена гладкие, окрашенные X морщинистые, неокрашенные.
ААВВ X ааЪЪ
G АВ аЪ
F1 АаВЪ — семена гладкие, окрашенные;
2) 2 скрещивание:
Р семена гладкие, окрашенные X морщинистые, неокрашенные
АаВЪ X ааЪЪ
G АВ, АЪ, аВ, аЪ аЪ
F2 АаВЪ — семена гладкие окрашенные,
ааЪЪ — семена морщинистые неокрашенные,
ааВЪ — семена морщинистые, окрашенные,
АаЪЪ — семена гладкие, неокрашенные;
3) в F1 проявляется закон единообразия гибридов, так как у гибридов проявились признаки одного из родителей, в F2 — закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, появление 4-х фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов АВ и аЪ при кроссинговере
|
| Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
|
| Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три
названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из
названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|