|
|||
Методика исследования нервной системыМетодика исследования нервной системы I. Жалобы – отличаются разнообразием: - головная боль и головокружение (выраженность, продолжительность, время и причины возникновения, связь с положением тела); - слабость, недомогание, расстройство сна; - нарушение чувствительности (болевой, тактильной, анестезия, гиперестезия); - изменение речи (замедление, заикание, скандированная речь), отставание развития речи; - расстройство сознания, судороги, спазмы, тики, парезы. Параличи, рвота, тошнота; - нарушение координации движения (походка, письмо, прием пищи); - вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, плохая переносимость душных помещений, чувство жара, приливы). II. Анамнез.При сборе анамнеза обязательно получают информацию о течении беременности и родов (патология, осложнения) у матери; наследственности ребенка; особенностях психомоторного развития в раннем возрасте; перенесенных инфекционных заболеваниях; успеваемости, поведении в школе, перегрузке занятиями. III. Осмотрдает возможность исследователю оценить: - состояние больного, самочувствие; - положение в постели (активное, пассивное, вынужденное) или позу при стоянии; - сознание (ясное, затемненное, ступор, сопор, отсутствует); - настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное); - выражение лица; - размеры, состояние большого родничка; - симметрию лица и мимику; - психомоторное развитие; - безусловные рефлексы новорожденного (примитивные, спинальные): а) рефлекс Моро (охватывания) - ударить о поверхность стола на расстоянии 15-20см с двух сторон от головы; в ответ ребенок сначала отводит руки в стороны, разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение, производя как бы охватывающие движения; б) рефлекс Бауэра (ползания) – положить ребенка на живот и подставить к подошвам согнутых ног ладонь, при этом ребенок совершает ползающее движение; в) рефлекс Робинсона (хватательный) – захватывание и прочное удерживание тонкого предмета, вложенного в руку ребенка; г) рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – надавить большими пальцами на ладони ребенка, при этом он откроет рот и согнет голову;
- менингеальные симптомы: а) ригидность затылочных мышц – необходимо положить руку на затылок ребенка (в положении лежа на спине) и согнуть голову так, чтобы ребенок подбородком достал грудь, при положительной реакции боль в затылке; б) симптом Кернига – попытаться полностью разогнуть ногу в коленном суставе, согнутую в коленном и тазобедренном суставах (при положительной реакции – боль в спине и невозможность разогнуть ногу); в) симптом Брудзинского – резко согнуть голову ребенка, положив руки на затылок и грудь, при этом в случае положительной реакции появляется синхронное сгибание ног в коленных суставах и боль в спине; - устойчивость в позе Ромберга (испытуемого просят стоять с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки до полного соприкосновения, при патологии – падает в пораженную сторону); - симптомы повышенного внутричерепного давления (повышенная возбудимость, беспокойство или адинамия; головная боль или монотонный крик; срыгивание или рвота; выбухание большого родничка; расхождение швов черепа; изменения на глазном дне).
|
|||
|