Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При разработке занятия использовалась следующая литература



 

 

 

Здравствуйте ребята, мы продолжаем наше дистанционное обучение, попрошу вас ознакомиться с материалами нашего занятия, мы начинаем наше знакомство с великими людьми России на Дону.

А темой сегодняшнего занятия будет: «Жизнь и творчество А.М. Шолохова в СТ. Вёшенской».

В дальнем донском краю, в самой глубинке его, в станице Вешенской, родился и вырос М.А. Шолохов. Эта земля, скупая и неласковая с виду, сжигаемая гибельным астраханцем, безмолвствующая на многие версты вековой целиной, открыла мальчику многие свои тайны.

«Он дышал горячим степным воздухом, видел грозы и ливни, проникал в скрытую жизнь зверья и птиц, слушал рассказы стариков о турецких походах, о царской службе, ходил на хуторские свадьбы, где пели старинные обрядовые песни.

Он с детства постигал смысл и поэзию крестьянского труда на земле, «землице-любушке», которая вскормила и вспоила его, сына тихого Дона, дала великую силу и потом питала могучий талант жизнетворными соками...»1

Мысль написать роман возникла у Шолохова после завершения работы над рассказами, составившими позднее сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В тот период писателю было двадцать лет. Вернувшись из Москвы на Дон, он засел за книгу об участии казаков в революции. Напряженно работал целый год, написал около шести печатных листов.

В 1926 году были написаны первые главы «Тихого Дона». Писатель много сил отдал собиранию материала для романа. Он накапливал воспоминания, рассказы, факты от живых участников империалистической и гражданской войн, проверял в беседах свой замысел, уточнял детали. Одновременно изучал специальную литературу, разбирал отдельные операции; знакомился с мемуарами бежавших за границу белогвардейских генералов, высказываниями политических деятелей Запада о революционных событиях в России. Не все материалы были под рукой. Приходилось выезжать в Москву и Ростов, заниматься в архивах. Немало времени было потрачено на собирание и изучение казачьего фольклора, особенно песен, преданий, пословиц и поговорок, сказов.

В том же 1926 году у Михаила Александровича родился первенец - дочь Светлана, а молодая семья Шолоховых была неустроенна, они попеременно жили у родителей. Настало время подумать о собственном доме. Две станицы привлекали внимание писателя - Вешенская и Усть-Медведицкая, и после недолгого колебания была выбрана Вешенская. «Это связано с моей работой», - твердо сказал Шолохов. У него уже созрел исполинский замысел эпопеи, и вся жизнь его отныне принадлежала этому замыслу.

Именно в Вешенской, в эпицентре бывшего восстания, поселился писатель, чтобы весь материал был под рукой, чтобы правдиво и беспощадно изобразить трагические события 1919 года, не описанные до этого ещё нигде, даже в исторической литературе.

Писатель А.С. Серафимович, напутствовавший юношу Шолохова в литературу, одним из первых понял и оценил его решение жить со своими земляками. В беседе с писателем В.А. Закруткиным в 1935 году Серафимович сказал: «Шолохов правильно живёт. Он, несмотря на свою славу, не уходит и не может уйти от тех людей, которых полюбил с детства и о которых написал такие великолепные страницы. А, надо сказать, это интересные, достойные писательского внимания люди, с большими человеческими страстями. Одни стали под знамя революции, другие, цепляясь за прошлое, сражались в белогвардейском стане и бесславно завершили свою жизнь. Мог ли истинный художник пройти мимо такой глубокой трагедии?»2

Действительно, свой роман он посвятил казакам. Он хотел показать людям богатые культурные ценности и быт людей, с которыми он прожил почти всю свою жизнь. «...Когда написал, почувствовал, что-то не то... - рассказывает Шолохов. - Для читателя останется непонятным, почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что это за область Войска Донского? Не выглядит ли она для читателя некоей terra incognita? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе». Писателю удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями.

В чём же заключаются традиционные ценности донского казачества? Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы - вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

«Жизнь казаков определяется двумя понятиями - они являются воинами и хлеборобами одновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде. Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им»2.

Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.

Казаки весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкают казаков на восстания и на противостояние различным посягательствам на неё. Свободолюбие казаков в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казакам

Вообще, свобода для казачества - не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на неё со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю.

Несмотря на то, что в казачьей семье жесткая власть главы, и здесь в известной мере присутствует свобода. Казачка - не безликая и безответная раба, а личность, наделенная определенными представлениями о свободе.

Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается земле, свободе и любви - вечным законам человеческого бытия. Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением различных сил из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и жизнью.

Да, богата вешенская земля. Славна она людьми и трудом, славна гостеприимством. Сформировавшийся на бескрайних степных просторах уникальный житейский уклад донских станиц и хуторов веками отбирал и нестареющее. Сокровищница русского языка обогащалась здесь исконно живым, искрометным словом, выразительной энергией, сочным юмором. Немеркнущие воспоминания о бурной и самобытной истории казачества отразились в своеобразном и многожанровом донском фольклоре.

Вопросы и задания

Ребята подскажите пожалуйста , что вам больше всего запомнилось из жизни и творчества А.М. Шолохова ?

При разработке занятия использовалась следующая литература

1. Арутюнова Е.И. Города и районы Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1987г.

2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов-на-Дону, 2002г.

3. Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920гг. Ростов-на-Дону, 1992г.

4. Астапенко М.П. Христоматия по истории Донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994г.

5. Золотое В.А. История Дона. Ростов-на-Дону, 1974г.

6. Ильюков Л.С. Очерки Истории Донского края. Ростов-на-Дону, 2004г.

7. Кирилов А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века. Новочеркасск, 1908г.

8. Миноранский В.А., Демина О.Н.  Особоохраняемые территории Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002г.

9. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII в. Ростов-на-Дону, 1990г.

10. Троицкий С.К. «Рассказ об азовской и донской рыбе». Госиздат, 1974г.

11. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», изд. «Баро-Пресс», 2003г.

12. Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М: Дет.лит.,1988.

13. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону: БАРО-пресс, 2009.

14. Бисеринка. Казачьи сказки. – Ростов-на Дону, 1985.

15. Казак и Лиса. Казачья сказка. – Ростов на Дону,1985.

16. Казачьи сказки. – Волгоград, 1992.

17. Музейные уроки. Методические рекомендации. Волгодонск, 2005.

18. Прекрасное – своими руками. – М., 1989.

19. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. – М.,1996.

20. Народные ремесла. – М., 2010.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.