|
||||||||||||||
Конспект урока по литературе в 10 классе за 26.05.2020Конспект урока по литературе в 10 классе за 26.05.2020 Тема: Образ вишневого сада в комедии А.П.Чехова. Эпиграф: Вся Россия - наш сад. А.П.Чехов Ход урок I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. II. Новый материал. 1. Вступительное слово учителя. Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ. Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни. 2. Обратимся к главным героям комедии. Вопрос к классу: - Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев? (Через «поиск ассоциаций» учащиеся должны увидеть картины зеленого «гая», или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых ( а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками «ранет», следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее - Любовь - оказалось связанным с «любовью к саду». Также могут возникнуть ассоциации этого имени с «раной», с «раненым садом». Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с «лопатой», кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни. Аня , хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.) Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом. (Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.) 3. Вопросы к классу: - Какое отношение к саду героев пьесы? Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.
4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов? (Для Фирса сад - барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!» Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…». «Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано. ) 5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу. 6. Вопрос к классу: - Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова? (Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего) 7.Авторское отношение к саду. Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.
Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека". 8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: «Вся Россия - наш сад» А.П.Чехов III. Итоги урока. Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него. Домашнее задание: Ответить на вопрос: «Какое будущее ждет Россию?». Фото выполненных работ присылаем не позднее 28.05.2020(четверг)
-
|
||||||||||||||
|