Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция:. Тема лекции: Государственный бюджет. Государственный долг.



 Инструкция:

1. Изучить тему

2. Выполнить домашнее задание

3. Сфотографировать тетрадь с конспектом и выполненным заданием и отправить её на проверку преподавателю не позднее следующей пары по расписанию (к 27.05.20). В качестве обратной связи использовать группу в контакте https://vk.com/id158038825, вайбер.

1.Изучение нового материала:

Тема лекции: Государственный бюджет. Государственный долг.

План:

1. Понятие государственного бюджета

2. Дефицит и профицит государственного бюджета

3. Государственный долг и его структура

 

1. Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целям расходы государства могут быть разделены на:

· расходы на политические цели:

- расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.,

- расходы на содержание аппарата управления государством

· расходы на экономические цели:

- расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

- расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

· расходы на социальные цели:

- расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий)

- расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

· государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП)

· трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода)

· выплаты процентов по государственным облигациям (т.е. обслуживание государственного долга)

Основными источниками доходов государства являются:

· налоги (включая взносы на социальное страхование)

· прибыль государственных предприятий

· сеньораж (доход от эмиссии денег)

· доходы от приватизации

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (d). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы. В этом случае сальдо бюджета положительное (d > 0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам. В этом случае сальдо бюджета равно нулю (d = 0), и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что сальдо бюджета отрицательное (d < 0) и имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

 

2. Дефицит и профицит государственного бюджета

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

ü Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

ü Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

ü Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

ü реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

ü реструктуризация государственного внешнего долга;

ü усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

ü сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

ü упорядочение действующей системы социальных льгот.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.