|
|||
Религия и общество ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 3. Религия и общество
На протяжении последних двух-трех веков активно протекает процесс отделения общества от государства. Длительное время религия была неотторжимой от общества: государство поддерживало господствующие церкви, а церковь нередко укрепляла государственную власть. Идеологии различных государств нередко включали в себя религиозные компоненты. Церковь осуществляла контроль за самыми разными сферами человеческой жизни. Здесь можно также указать и влияние господствующих церквей на политику, семейную жизнь, социальные и экономические отношения. Постепенно это влияние ослабляется, религия теряет власть над сферами общественной жизни, которые ранее находились по ее контролем (если не полным, то очень заметным). Этот процесс получил название секуляризации. Например, семейные отношения теперь в большей степени регулируются не религиозными ценностями, а семейным законодательством. И это не случайно. В настоящее время существует большое количество многонациональных государств. Если ориентироваться на религиозные ценности, как быть с представителями других религий? И как быть с верующими? Законодательство позволяет сбалансировать интересы разных слоев населения, поскольку с его точки зрения допустимым считается то, что неприемлемо с точки зрения религии. Атеизм–отрицание это существования бога (божеств, сверхъестественных сил) и отрицание религии вообще. Атеизм существует в целом так же давно, как и религия. Там, где есть вера, всегда есть и неверие, отрицание веры: люди не могут быть согласны друг с другом во всем и всегда разделять одни и те же ценности. Другими словами, атеизм – это антипод религии, практически постоянно сопутствующий ей, точно так же как неверие в силу разума постоянно сопровождает науку. Становление атеизма тесно связано с развитием научной картины мира. Именно наука изменила приоритеты в отношении людей к миру: если на религиозном этапе развития человечества в центре мира стоял бог, то с развитием науки в центре мира оказался человек – хозяин мира и высшая точка развития природы. В научной картине мира для бога и сверхъестественных сил нет места, все может быть объяснено при помощи общих законов, существующих помимо чьей-то воли. А потому совершенно естественной оказалась постановка под сомнение существования бога как начала и творца мира. Такая точка зрения способствовала тому, что человек овладел природой, сумел открыть закономерности, по которым она существует, и использовать их с выгодой для себя. Однако вера в бога и его волю предохраняла человека от чрезмерного вмешательства в природный порядок. С развитием науки человек отказался от того места, которое было ему отведено (не важно, богом или природой), а его вмешательство в ход природных процессов имело пагубные последствия.
В то же время влияние религии на общество может быть очень глубоким и очень продуктивным. В частности, это очень хорошо продемонстрировал немецкий социолог Макс Вебер. Тогда как одни религии стимулируют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подвигают его на завоевание и преобразование (например, христианство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верующих (то есть поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое поведение. Вебер обосновал влияние религии на становление и развитие индустриального общества. На основании статистических данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он пришел к следующим выводам: – протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих; – если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни, больше людей с техническим образованием; – национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе, не концентрируют свои усилия в области предпринимательства и торговли. По мнению Вебера, причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении. Под духом капитализма Вебер понимает сосуществование жажды к наживе и нацеленность на рациональную организацию труда. Специфическое для капитализма отношение к труду, делающее его самоцелью, могло возникнуть лишь в результате воспитания. На становление же нового человека – человека капитализма – повлиял протестантизм с его основными догматами. С точки зрения протестантизма, человек изначально грешен; судьба человека предопределена еще до того, как он родился, и человек практически не в силах что-то изменить в ней и должен примириться с тем местом, которое было дано ему в мире. Единственным путем искупления изначальной греховности и спасения души является активный труд, предполагающий самопожертвование и постоянное профессиональное совершенствование, в сочетании с послушанием перед властями. С этой точки зрения протестантизм заметно отличается от католицизма. Католики полагают, что самым главным путем спасения души является аскетический отказ от развращающего мира с его соблазнами и удовольствиями. Понятно, что такие ценности не могли не оказать влияние на поведение людей. Непререкаемая ценность труда ради самого труда привела к повышению деловой активности и становлению особой системы отношений, создающей прекрасные условия для развития производства. И если в период господства католицизма любая материальная деятельность считалась в целом предосудительной, особенно в том случае, если она не была направлена лишь на удовлетворение наиболее важных потребностей, то с возникновением протестантизма положение изменилось на обратное. С этого момента материальная деятельность стала основным способом спасения.
Вопросы и задания 1. Что такое религия? 2. Какие формы общения с богом и сверхъестественными силами предоставляются человеку религией? 3. Что называется церковью? В чем состоит ее отличие от секты? 4. Что такое космополитизм? 5. Какие религии называются национальными? Приведите примеры таких религиозных систем. 6. Какие мировые религии вы знаете? 7. Что такое родоплеменная религия? Какие формы родоплеменных религий вы знаете? 8. Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 9. Что такое атеизм? Что способствовало его возникновению? 10. Что такое свобода совести? Как связано это понятие с религией? 11. Как религия связана с обществом? Какой ученый обосновал влияние религии на становление и развитие индустриального общества? 12. Что такое секуляризация?
|
|||
|