Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Религия и общество



3. Религия и общество

 

На протяжении последних двух-трех веков активно протека­ет процесс отделения общества от государства. Длительное время религия была неотторжимой от общества: государство поддержи­вало господствующие церкви, а церковь нередко укрепляла госу­дарственную власть. Идеологии различных государств нередко включали в себя религиозные компоненты. Церковь осуществля­ла контроль за самыми разными сферами человеческой жизни. Здесь можно также ука­зать и влияние господствующих церквей на политику, семейную жизнь, социальные и экономические отношения.

Постепенно это влияние ослабляется, религия теряет власть над сферами общественной жизни, которые ранее находились по ее контролем (если не полным, то очень заметным). Этот процесс получил название секуляризации. Например, семейные отноше­ния теперь в большей степени регулируются не религиозными ценностями, а семейным законодательством. И это не случайно. В настоящее время существует большое количество многонацио­нальных государств. Если ориентироваться на религиозные цен­ности, как быть с представителями других религий? И как быть с верующими? Законодательство позволяет сбалансировать инте­ресы разных слоев населения, поскольку с его точки зрения допустимым счи­тается то, что неприемлемо с точки зрения религии.

Атеизм–отрицание это существования бога (божеств, сверхъ­естественных сил) и отрицание религии вообще.

Атеизм существует в целом так же давно, как и религия. Там, где есть вера, всегда есть и неверие, отрицание веры: люди не могут быть согласны друг с другом во всем и всегда разделять одни и те же ценности. Другими словами, атеизм – это антипод религии, практически постоянно сопутствующий ей, точно так же как неверие в силу разума постоянно сопровождает науку.

Становление атеизма тесно связано с развитием научной кар­тины мира. Именно наука изменила приоритеты в отношении людей к миру: если на религиозном этапе развития человечества в центре мира стоял бог, то с развитием науки в центре мира оказался человек – хозяин мира и высшая точка развития при­роды. В научной картине мира для бога и сверхъестественных сил нет места, все может быть объяснено при помощи общих за­конов, существующих помимо чьей-то воли. А потому совершен­но естественной оказалась постановка под сомнение существова­ния бога как начала и творца мира.

Такая точка зрения способствовала тому, что человек овладел природой, сумел открыть закономерности, по которым она суще­ствует, и использовать их с выгодой для себя. Однако вера в бога и его волю предохраняла человека от чрезмерного вмешательства в природный порядок. С развитием науки человек отказался от того места, которое было ему отведено (не важно, богом или при­родой), а его вмешательство в ход природных процессов имело пагубные последствия.

 

В то же время влияние религии на общество может быть очень глубоким и очень продуктивным. В частности, это очень хорошо продемонстрировал немецкий социолог Макс Вебер. Тогда как одни религии стимулируют уход этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие подви­гают его на завоевание и преобразование (например, христиан­ство в его протестантской разновидности). Вебер утверждал, что религией обусловлено не только повседневное поведение верую­щих (то есть поведение в соответствии с картиной мира), но и такая, казалось бы, отдаленная сфера, как экономическое пове­дение. Вебер обосновал влияние религии на становление и разви­тие индустриального общества.

 На основании статистических данных, со­бранных в Германии, Австрии и Голландии, он пришел к следу­ющим выводам:

– протестанты преобладают среди владельцев капитала, пред­принимателей и высших квалифицированных слоев рабочих;

– если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни, больше людей с техни­ческим образованием;

– национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе, не концентрируют свои усилия в области предпринима­тельства и торговли.

По мнению Вебера, причину различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом положении. Под духом капитализма Ве­бер понимает сосуществование жажды к наживе и нацеленность на рациональную организацию труда. Специфическое для капи­тализма отношение к труду, делающее его самоцелью, могло воз­никнуть лишь в результате воспитания.

На становление же нового человека – человека капитализма – повлиял протестантизм с его основными догматами. С точки зрения протестантизма, человек изначально грешен; судьба чело­века предопределена еще до того, как он родился, и человек прак­тически не в силах что-то изменить в ней и должен примириться с тем местом, которое было дано ему в мире. Единственным пу­тем искупления изначальной греховности и спасения души явля­ется активный труд, предполагающий самопожертвование и по­стоянное профессиональное совершенствование, в сочетании с послушанием перед властями. С этой точки зрения протестан­тизм заметно отличается от католицизма. Католики полагают, что самым главным путем спасения души является аскетический отказ от развращающего мира с его соблазнами и удовольствия­ми.

Понятно, что такие ценности не могли не оказать влияние на поведение людей. Непререкаемая ценность труда ради самого труда привела к повышению деловой активности и становлению особой системы отношений, создающей прекрасные условия для разви­тия производства. И если в период господства католицизма лю­бая материальная деятельность считалась в целом предосудитель­ной, особенно в том случае, если она не была направлена лишь на удовлетворение наиболее важных потребностей, то с возникнове­нием протестантизма положение изменилось на обратное. С этого момента материальная деятельность стала основным способом спа­сения.

 

Вопросы и задания

1. Что такое религия?

2. Какие формы общения с богом и сверхъестественными силами предо­ставляются человеку религией?

3. Что называется церковью? В чем состоит ее отличие от секты?

4. Что такое космополитизм?

5. Какие религии называются национальными? Приведите примеры таких религиозных систем.

6. Какие мировые религии вы знаете?

7. Что такое родоплеменная религия? Какие формы родоплеменных религий вы знаете?

8. Каковы основные идеи каждой из мировых религий?

9. Что такое атеизм? Что способствовало его возникновению?

10. Что такое свобода совести? Как связано это понятие с религией?

11. Как религия связана с обществом? Какой ученый обосновал влияние религии на становление и разви­тие индустриального общества?

12. Что такое секуляризация?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.