Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исследовательская работа в группах



 

Тема урока:Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

Тип урока: урок изучение нового материала

Цели урока:

1. Обучающие:

o расширить знания учащихся о Я.П.Полонском, Е.А. Баратынском, А.К.Толстом

o закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

· развивать интерес к поэзии;

· помочь понять настроение, чувства поэтов;

· помочь создать зрительные образы при чтении стихов;

· развить навыки подготовки, создания и защиты проекта.

3.Воспитательные:

· воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, поддержки, взаимопомощи в условиях работы в проектных группах;

· воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.

Планируемые результаты:

· Предметные:совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

· Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

· Метапредметные УУД (Р.):целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

 

Оборудование: учебник

       Эпиграф:

                                                                                        Не то, что мните вы, природа –

                                                                                        Не слепок, не бездушный лик.

                                                                                        В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                                                        В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                        Ф.И. Тютчев.

 

                       

I. Организационный момент.2 мин

II. Мотивация и актуализация знаний. 6 мин

III. Чтение и анализ текста 24 мин

IV. работа с эпиграфом 5мин

V. Итог урока 3 мин

VI. Рефлексия3 мин

VII. Домашнее задание 2мин

 

                                            Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивация и актуализация знаний.

Послушайте отрывок из воспоминаний А. Фета и представьте себе картину услышанного.

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь я стоял… и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

- Итак, какую картину вы представляете, слушая эти строки?

- Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? Что поразило автора? (Красота).

- Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу? (Поэтичным).

- Мы иногда говорим: вот этого поэта я люблю, а этого – нет, я его не понимаю. Что значит понимать поэта?

Вывод: Понять поэта – значит войти в его мир. Поэта волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, наступление осени, летний дождь. Он глядит на них как бы впервые, глазами удивленного человека, которому неожиданно открылась невиданная ранее красота. Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии. Давайте мы обратимся к пейзажным стихотворениям поэтов 19 века и попробуем понять, какие чувства, переживания, настроение стремились передать авторы этих стихов. Что они чувствовали, что они видели?

                      III. Чтение и анализ текста

Исследовательская работа в группах

1 группа – стихотворение А.К.Толстого.

2 группа – стихотворения Я.П. Полонского.

3 группа – стихотворения Е.А.Баратынского.

План работы в группе:

1. Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение).

2. Выразительно прочитайте стихотворение(я).

3. Проанализируйте стихотворение:

- охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов;

- определите настроение, передаваемое в стихотворении;

- определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.

 

1 группа

 

1.Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?

2.Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?

3.Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?

4.Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

(Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.)

 

2 группа

 

1.Какую картину рисует поэт?

2.Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?

3.Что вы можете сказать об отношении туч между собой?

4. Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?

5.Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

 (В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину)

 

3 группа

1.Какие приметы ранней весны видит поэт?

2.Какой литературный приём помогает сделать картину живой?

3.Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?

5.Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?

(1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка. 2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!» Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте». 3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой. 4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». 5. Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».)

                  IV. работа с эпиграфом

Ребята, а теперь прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? О чем говорят эти строки?

                 V. Итог урока

                 VI. Рефлексия

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…

                VII. Домашнее задание

выбрать наиболее понравившееся стихотворение, выучить наизусть.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.