Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Форма титульного листа контрольной работы



  

Форма титульного листа контрольной работы

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

 

Таврическая академия

Факультет биологии и химии

 

Куртумерова Замира Джелоловна

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Экономика»

 

Вариант №11

 

Обучающегося                    2 курса, группы Б-о-б 182

Направления подготовки 06.03.01 биология

                                                            

Форма обучения              очная

                                           

 

Старший преподаватель                                           Е.С. Андрющенко

 

                           

 

Дата сдачи 25. 05. 2020 г.

 

Оценка (балл)__________________                                                

 

Симферополь, 2020


Задания.

Вариант 11

Теоретическая часть

1. Место и роль собственности в экономической системе.

2. Экономические преимущества крупных предприятий.

Оптимальные размеры промышленных предприятий.

3. Конкуренция, ее сущность, виды и роль в экономике.

 

Практическая часть

Задача 1.

Рассчитайте количество денег, необходимое для обращения, если общий годовой объем продаж составляет 200 млрд. ден. ед., а денежная единица обслуживает за год пять товарных сделок. Как изменится количество потребных для обращения денег при:

а) увеличении суммы товаров вдвое

б) при таком же ускорении оборота денежной единицы?

Задача 2.

Заполнить соответствующие графы таблицы (с указанием хода решения):

Го- ды Индекс цен, % Уровень инфляции, % Кол-во лет для удвоения инфляции Изм-е номин. дохода в % Изм-е реального дохода, в % Номинальный доход, ден.ед Изм-е реального дохода, ден.ед.
- - - -  
    ↑ на12    
    ↓на3%    
    ↑на 7%    

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Теоретическая часть……………………………………………………………4

2. Практическая часть……………………………………………………………10

3. Список использованных источников………………………………………...13

 

 

 

Вариант на контрольную работу № 11

Теоретическая часть

 1. Место и роль собственности в экономической системе.

Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

 

2. Экономические преимущества крупных предприятий. Оптимальные           размеры промышленных предприятий.

2.1.  Экономические преимущества крупных предприятий.

Концентрация производства - сосредоточение производства во все более крупных предприятиях. Стремление производства сосредоточиться на крупных предприятиях, обусловлено экономическими преимуществами крупных предприятий.

Экономические преимущества крупных предприятий следующие.

1) На крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса со всеми вытекающими из этого преимуществами.

2) Крупное предприятие располагает более мощным, концентрированным и централизованным капиталом. Следовательно, многие производственные и финансовые вопросы решаются оперативнее и эффективнее.

3) Удельные капитальные вложения, фондоемкость на крупных предприятиях ниже. По закону агрегатной концентрации с удвоением мощности оборудования, аппаратов, машин цена увеличивается лишь в полтора раза. Всегда 20-этажное здание дешевле 20 одноэтажных зданий.

4) С укрупнением предприятий, производства производительность труда возрастает за счет условно-постоянной части численности персонала. Исследования показывают и практика подтверждает, что с удвоением масштабов производства производительность труда возрастает в полтора раза.

5) С увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы продукции за счет условно-постоянных (постоянных) расходов. Ведь снижение фондоемкости приводит такие к снижению амортизационных отделений, затрат на ремонт и обслуживание основных фондов в расчете на единицу продукции. Снижается также заработная плата на единицу изделия с ростом производительности труда. Вот почему снижается себестоимость единицы продукции с укрупнением масштабов производства и самого предприятия.

6) В силу вышеизложенного на крупных предприятиях выше прибыль, рентабельность производства, фондоотдача, производительность труда, ниже себестоимость единицы производимой продукции, стоимость обработки и лучше другие основные экономические показатели эффективности производства.

7) Крупные предприятия также имеют лучшие возможности для социального развития, а вместе с хорошими экономическими возможностями они более конкурентоспособнее в рынке. В рынке, по большому счету, при прочих равных условиях верх берет тот, у кого более масштабное производство.

 

 

2.2.  Оптимальные размеры промышленных предприятий.

Оптимальный размер предприятия - это тот размер предприятия, тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты.

Минимальный размер производства, а значит и предприятия определяется по порогу безубыточности, то есть когда производство осуществляется без убытков.

Максимальный размер также должен быть безубыточным. На линии кривой суммарных затрат минимальный и максимальный размеры находятся на одном уровне затрат. Предприятие может функционировать только в границах минимального и максимального размера. Это и называется границей оптимальности, а оптимальный размер предприятия, разумеется, находится между минимальным и максимальным. При этом любое отклонение, как к минимальному, так и к максимальному размеру - это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.

Оптимальные, минимальные, максимальные размеры, границы оптимальности будут разными в разных отраслях перерабатывающей промышленности. Для промышленных предприятий важное значение имеет и характер сырьевой зоны и района потребления с точки зрения плотности заготовки и плотности потребления.

 

3. Конкуренция, ее сущность, виды и роль в экономике.

3.1. Сущность конкуренции.

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства, при единых правилах для всех её участников.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи - разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

 

3.2. Виды конкуренции.

а) Совершенная конкуренция — состояние рынка, при котором имеется большое число покупателей и продавцов, которые являются производителями, каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

б) Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Формами несовершенной конкуренции являются монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, олигопсония и монопсония. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Распространенной является следующая классификация форм несовершенной конкуренции:

· Монополия, в которой существует только один продавец (например, рынок газоснабжения);

· Олигополия, в которой существует небольшое количество продавцов (например, рынок мобильных услуг);

· Монополистическая конкуренция, в которой существует много продавцов, производящих схожие товары, одновременно несколько отличаются (критерием дифференциации может быть даже место нахождения продавца);

· Монопсония, в которой существует только один покупатель (например, рынок тяжелого оружия);

· Олигопсония, в которой существует небольшое количество покупателей.

 

3.3. Роль конкуренции в экономике.

Роль конкуренции на рынке состоит в том, что она рассеивает власть одного или нескольких ведущих производителей конкретного товара, ограничивает их влияние и прибыли, с тем, чтобы ни один покупатель или продавец не мог значительно воздействовать на стоимость благ. Для неё можно определить следующие функции:

· назначение стоимости товара;

· сведение конкретного труда к общественно необходимому;

· выравнивание индивидуальных прибылей и стоимости сообразно эффективности управления производством и производительности труда;

· регулировка номенклатуры товаров – ресурсы направляются на производство того товара, который пользуется спросом;

· распределение доходов среди домохозяйств и предприятий, согласно их вкладу в экономическую деятельность.

Интенсивность конкуренции того или иного товара зависит от количества конкурентов и их стратегий; от уровня спроса и цены на конкретные товары; величины производственных затрат; эффективности применения рекламы; уровня прибыльности товара.

 

Практическая часть

Задача 1.

Рассчитайте количество денег, необходимое для обращения, если общий годовой объем продаж составляет 200 млрд. ден. ед., а денежная единица обслуживает за год пять товарных сделок. Как изменится количество потребных для обращения денег при:

а) увеличении суммы товаров вдвое

б) при таком же ускорении оборота денежной единицы?

Решение:

Сумма всех товаров в обращении=200 млрд. ден. ед.

Число оборотов одноимённых денежных единиц= 5 товарных сделок.

а) Количество денег (КД) при увеличении суммы товаров вдвое:

КД= (Сумма всех товаров в обращении*2)/ число оборотов одноимённых денежных единиц= (200млрд. ден. ед. * 2) /5= 80 млрд. ден ед.

б) КД при таком же ускорении оборота денежной единицы:

КД= Сумма всех товаров в обращении/  число оборотов одноимённых денежных единиц= 200 млрд. ден. ед/ 5= 40 млрд. ден. ед.

Ответ: 80 млрд. ден ед., 40 млрд. ден. ед.

 

Задача 2.

Заполнить соответствующие графы таблицы (с указанием хода решения):

Таблица1.1. Изменение реального дохода.

 

  Го- ды Индекс цен, % Уровень инфляции, % Кол-во лет для удвоения инфляции Изм-е номин. дохода в % Изм-е реального дохода, в % Номинальный доход, ден.ед Изм-е реального дохода, ден.ед.  
  - - - -  
  7% ↑ на12 ↑ на 5 % 560,7  
  9,3% 7,5 ↓на3% ↓на 12,3% 470,1  
  12% 5,8 ↑на 7% ↓ на 5 % 473,  
                   

Ход решения:

1) Найдем уровень инфляции по формуле (1):

 

Ур. Инф= (P1- P0) *100%,

 

где P1- индекс цен текущего года,

P0 – индекс цен прошлого года.

Уровень инфляции за 2-й год= (107-100)/100*100%= 7%;

уровень инфляции за 3-й год= (117-107)/107*100%= 9,3%;

уровень инфляции за 4-й год= (131-117)/117*100%= 12%.

2) Найдем количество лет для удвоения инфляции по формуле (2):

 

Кол-во лет= 70/ ежегодный уровень инфляции в %

 

Кол-во лет за 2-й год= 70/7=10;

кол-во лет за 3-й год= 70/9,3=7,5;

кол-во лет за 4-й год=70/12=5,8.

3) Найдем изменение реального дохода в %.

Величина реального дохода прямо пропорциональна номинальному доходу и обратно пропорциональна уровню инфляции.

За 2-й год: +12-7= +5 (увеличится на 5%);

за 3-й год: -3-9,7= -12,3 (уменьшится на 12,3 %);

за 4-1 год: +7-12= -5% (уменьшится на 5 %).

4) Найдем изменение реального дохода в ден. ед. по формуле:

 

Реал. доход= ( номин. доход/ индекс цен)*100%

 

Реал. доход за 1-й год= 500/100*100%= 500 ден. ед.,

реал.доход за 2-ё год= 600/107*100%= 560,7 ден.ед.,

реал доход за 3-й год= 550/117*100%= 470,1 ден. ед.,

реал. доход за 4-й год= 620/ 131*100%= 473,3 ден. ед.

5) Заполним таблицу, используя найденные значения.

 

 

Список используемых источников

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. — М.,1999, –49с.

2. Котовский Г.Г. Собственность как историко-экономическая категория // Собственность в ХХ столетии. К 80-летию академика В.А. Виноградова. - М.: РОССПЭН, 2001. - С. 92-102.

3. Кучуков Р. А. Экономическая теория/Р.А.Кучуков-М.: Экономика, 2007.-520 с.

4. Николаева И. П. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие/И.П.Николаева-М.: ТК Велби, 2006.-211 с.

5. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986.

6. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 1959.

7. Юданов А.Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2001.

8. Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. – М.: Дашкова и К, 2005.

9. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика:учебно-практическое пособие – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

10. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики/ А.М. Архипов// Региональная экономика: теория и практика, 2007. –№ 4 – 56-66 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.