|
|||
Сурдопедагогика как отрасль специальной педагогики»
Подготовила: Халилова Левиза, СДО-17 Доклад на тему: «Сурдопедагогика как отрасль специальной педагогики» Термин «сурдопедагогика» произошел от двух слов: латинского «surdus» – тишина, глухой (см. русское «под сурдинку» – приглушенно, тихо) и педагогика (от греческих слов «paidos» – дитя и «ago» – веду). Сурдопедагогика – самостоятельная отрасль специальной педагогики. Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно [94; с. 5]. Объектом сурдопедагогики являются лица со стойким нарушением слуха. В соответствии с методологическими положениями специальной педагогики сурдопедагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченной слуховой функцией. В контексте личностноориентированной парадигмы, принятой в настоящее время в общей и специальной педагогике, в реальном образовательном процессе от позиции «объект» ребенок с помощью педагога постепенно переходит к позиции «субъект» деятельности. Модус субъектности лица обучаемого и воспитуемого определяется активностью и сознательностью психических и личностных процессов: мотивацией, постановкой собственных целей и антицелей, потребностью удовлетворить свои индивидуальные интересы и склонности, интерактивным характером взаимодействия с учителем. Поэтому применительно к реальному сурдопедагогическому процессу выделяются его субъекты – сурдопедагог и лицо с ограниченной слуховой функцией, имеющее вследствие данного дефекта особые образовательные потребности. Как любая отрасль педагогики, сурдопедагогика реализуется на двух уровнях: на уровне собственно практической деятельности в области обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха и на уровне теоретического осмысления и регулирования этой деятельности. Отсюда предметом сурдопедагогики выступает теория и практика обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Объектные рамки сурдопедагогики исторически с развитием гуманитарного знания расширяются. Первоначально с момента зарождения массовых форм обучения неслышащих в ХVIII веке объектом внимания сурдопедагогов были, в основном, глухие дети; в конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ века в самостоятельную группу, подлежащую обучению и воспитанию, были выделены слабослышащие дети; с развитием андрогогики в середине ХХ века – взрослые глухие и слабослышащие; в последней трети ХХ века целенаправленное внимание стали уделять специфике образования детей с комплексным дефектом, в структуру которого входит нарушение слуха. Исторически раздвигаются и рамки предметного пространства сурдопедагогики за счет решения все новых и новых образовательных проблем лиц с нарушениями слуха. В связи с укреплением демократических парадигм постсоветского общества и бурным развитием социально-педагогического знания сурдопедагогика активно решает проблемы социализации неслышащих, разрабатывается социо-культурная концепция образования и сурдокультуры неслышащих. В контексте присоединения к международным тенденциям в области специального образования отечественная сурдопедагогика обратилась к экспериментальной апробации новых форм обучения глухих (билингвизма, интегрированного обучения, раннего педагогического вмешательства). В связи с развитием личностноориентированного подхода в общей и специальной педагогике в настоящее время особое внимание уделяется сфере гуманизации воспитания неслышащих. Социальное поведение, освоение социальных ролей, целенаправленная социализация выпускников, формирование жизненных перспектив и ценностных ориентаций, пути оптимизации межличностных отношений, обучение копинг-стратегиям поведения, социально-эмоциональное развитие – все это постепенно становится специальным и магистральным предметом педагогического руководства. Какова общая цель сурдопедагогики? Л. С. Выготский обосновал положение об общности не только этапов и направления развития личности ребенка в патологии и норме, но и об «общности социальных целей и задач общей и специальной школ» [18; с. 31]. Опираясь на это концептуальное положение, цель сурдопедагогики выводится иерархически. В общей педагогике как области трансляции социального и культурного опыта человечества конечной целью является достижение личностью успешной социализации и самореализации. В специальной педагогике эта обобщенная цель специфицируется следующим образом: достижение лицами с ограниченными возможностями максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и самореализации [94; с. 17]. Цель любой отрасли специальной педагогики, в том числе сурдопедагогики, конкретизируется результатами коррекции и компенсации ведущего первичного дефекта. Основная проблема глухого ребенка – овладение словесной речью, отсутствие которой тормозит развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы и лишает его средств коммуникации со слышащим большинством. Не менее важно для глухого владеть культурной жестовой речью как члену сурдосубкультуры, которая является ближайшим микросоциумом для большинства глухих. С этих позиций целью сурдопедагогики на практическом уровне является достижение неслышащим лицом на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и самореализации. На теоретическом уровне целью сурдопедагогики является разработка методологических, методических и технологических основ оптимальной организации обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Указанным целям соподчинен ряд задач практического и теоретического уровня. К задачам практического уровня относятся: - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями в виде системы знаний и способов деятельности; - развитие устной и письменной словесной речи и языковой способности на основе формирования потребности в словесной речи; - слухоречевая реабилитация, предполагающая развитие слухового восприятия и обучение произношению; - формирование мышления и способов учебной деятельности; - физическое, нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание; - целенаправленная социализация, профориентация и социально-трудовая реабилитация лиц с нарушениями слуха; - коррекция и профилактика недостатков развития, обусловленных дефектом слуха; - организация жизнедеятельности неслышащих детей в интернате. К задачам теоретического уровня относятся: - изучение педагогических закономерностей развития человека в условиях слуховой депривации; - определение в соответствии со структурой дефекта слуха коррекционных и компенсаторных возможностей глухих, слабослышащих и позднооглохших лиц в области образования; - разработка научных основ содержания, принципов, методов, форм, организационных условий образования для неслышащих; - разработка коррекционно-педагогических, компенсационных и реабилитационных технологий обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; - изучение и разработка научных основ содержания, принципов, методов, форм организации процессов социализации, профориентации, социально-трудовой реабилитации и интеграции лиц с нарушениями слуха на различных возрастных этапах.
|
|||
|