Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII века



ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII века

XVII век историки относят к периоду, который характеризуется экономическим слиянием всех земель и княжеств и созданием всероссийского рынка. Усиливается роль посада; старинная боярская знать начинает уступать место предприимчивым людям, добивающимся благодаря уму, активности высокого положения в обществе.

В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. В них появляется новый герой, вступающий в активную борьбу за свои убеждения, пытающийся утвердить свое право на свободу чувств.

Укрепление централизованной самодержавной власти, опиравшейся на служилое дворянство, привело к окончательному закрепощению крестьян. Это вызвало массовые крестьянские волнения, вылившиеся в широкое народное движение.

После смерти Годунова Лжедмитрию удалось занять Москву, но он не смог долго удержаться у власти. Лжедмитрий был низвергнут, а на московский престол боярство посадило Василия Шуйского, который и начал принимать решительные меры для подавления народного антифеодального движения.

Польско-шведская интервенция подняла мощную волну национального освободительного движения. Инициативу в борьбе с иноземными захватчиками взяло на себя торгово-ремесленное население городов. Патриотическое движение возглавил нижегородский купец Минин. Демократической части русского общества удалось сплотить и объединить все силы формирующейся русской нации для борьбы с интервентами и одержать над ними победу в 1613 г.

«Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» создан после взятия поляками Смоленска и сожжения Москвы в 1612 г. В риторической форме оплакивается падение «пирга (столпа) благочестия». Сожжение Москвы осмысляется как падение «многонародного государства».Автор использует форму назидательной краткой «беседы». В абстрактно обобщенной форме он говорит об ответственности правителей за то, что случилось. Это произведение скорбит, убеждает искать утешения в молитве и уповании на помощь Божию.

«Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского». Своими победами над Лжедмитрием II Скопин-Шуйский стяжал славу талантливого полководца. Его внезапная смерть в двадцатилетнем возрасте (апрель 1610 г.) породила различные толки о том, что якобы из зависти он был отравлен боярами. Они отразились в народных песнях и сказаниях, литературной обработкой которых и является повесть.

Она начинается риторическим книжным вступлением, в котором делаются генеалогические выкладки, возводящие род Скопина-Шуйского к Александру Невскому и Августу-кесарю.

Центральный эпизод повести — описание пира-крестин у князя Воротынского. Автор обстоятельно рассказывает о том, как герой был отравлен женой своего дяди Дмитрия Шуйского, дочерью Малюты Скуратова. Вторая часть повести, посвященная описанию смерти героя и всенародного горя по поводу его кончины, выполнена в традиционной книжной манере. Автор повести передает отношение к смерти Скопина различных групп общества: москвичи, немецкий воевода Яков Делагарди, царь Василий Шуйский, мать, жена.

Повесть носит антибоярскую направленность и прославляет Скопина-Шуйского как национального героя. В 1620 г. к «Повести о преставлении...» была присоединена «Повесть о рождении воеводы М. В. Скопина-Шуйского», написанная в традиционной агиографической манере.

Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в «Повести о Юлиании Лазаревской». Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины дворянки. Она была написана сыном Юлиании Дружиной Осорьиным, в 20—30-х годах XVII в.

На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. Она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства; часто приходится улаживать социальные конфликты, возникающие между дворней и господами. Эти конфликты приводят к открытому мятежу «рабов». Во время такого стихийно вспыхнувшего бунта был убит старший сын Юлиании. Дважды пришлось пережить ей страшные голодные годы: в молодости и в старости, когда Юлиания вынуждена была даже отпустить своих «рабов», чтобы дни сами добывали себе пропитание.

Осорьин изображает в повести не только реальные черты характера своей матери, но и рисует идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину первой половины XVII в.

В жизнеописании Юлиании Осорьин еще не отходит полностью от агиографической традиции, с ней связано начало повести. Юлиания происходит от «боголюбивых» и «нищелюбивых» родителей. В характере Юлиании подчеркиваются черты христианской кротости, смирения и терпения, нищелюбия и щедрости.

Использует Осорьин и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики.В ряде случае «бесовские козни» носят весьма конкретное бытовое и даже социальное очертание. Таковы раздоры в семье, мятеж «рабов». Как и подобает святой, Юлиания сама предчувствует свою кончину и благочестиво умирает. Десять лет спустя обретают ее нетленное тело, которое творит чудеса.

«Повесть о Юлиании Лазаревской» — свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его поведению в быту.

Процесс демократизации жанра исторической повести прослеживается на поэтической «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков». Она возникла в казачьей среде и запечатлела самоотверженный подвиг горстки смельчаков, которые захватили в 1637 г. турецкую крепость Азов и сумели отстоять ее в 1641 г. от значительно превосходивших сил врага.

А. Н. Робинсон делает весьма убедительное предположение, что ее автором был казачий есаул Федор Порошин. Будучи сам участником событий, Федор Порошин правдиво и детально описал подвиг донских казаков, использовав при этом привычную для него форму казачьей войсковой отписки. Жанру деловой письменности он сумел придать яркое поэтическое звучание, что было достигнуто широким и творческим использованием казачьего фольклора, а также правдивым и точным описанием самих событий.

Герой - не выдающаяся историческая личность правителя государства, полководца, а небольшой коллектив отважных и мужественных смельчаков-казаков. Высокое чувство национального самосознания, чувство патриотизма вдохновляет их на подвиг. Основную массу казачества составляют бывшие холопы, бежавшие от своих владельцев на вольный Дон.

Султан требует, чтобы казаки немедля «очистили» его «отчину». Никакой помощи казакам от Москвы нечего ожидать, — говорят послы, и предлагают казакам принести свои головы разбойничьи «винные» турецкому султану, который их пожалует «честию великою» и «обогатит». С ядовитой иронией отвечают они турецким послам, предложившим им сдать крепость без боя и перейти на службу к султану. Они гордятся своей вольностью. Ответ донских казаков туркам предвосхищает знаменитое письмо запорожцев турецкому султану.

Ставя целью прославление и возвеличение подвига казаков, автор гиперболически изображает приход вражеских сил под Азов. Казаки принимают неравный бой. 95 дней длится осада; 24 вражеских приступа отбили казаки. Собрав все силы, они идут на последнюю и решительную вылазку. Предварительно они прощаются со своей родиной, с родными степями и тихим Доном Ивановичем, со своим государем, который является для них олицетворением Русской земли. Прощание казаков — самое поэтическое место повести, отразившее особенности казачьего фольклора.

В последней, решительной схватке с врагом казаки одерживают победу, и турки вынуждены снять осаду. Автор повести отдает дань традиции: победа, достигнутая казаками, объясняется результатом чудесного заступничества небесных сил во главе с Иоанном Предтечей. Однако религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова. Традиционные картины боя сочетаются с обильным введением в повествование казачьего фольклора. В языке повести отсутствует книжная риторика и широко представлены элементы живой разговорной речи.

Автор стремится убедить правительство Михаила Федоровича «принять» «свою государеву вотчину Азов град». Однако Земский собор 1641 —1642 гг. решил возвратить крепость туркам, Федор Порошин был сослан в Сибирь.

В последней четверти XVII в. сюжет исторических повестей об азовских событиях под воздействием казачьих песен, связанных с Крестьянской войной под руководством Степана Разина, превращается в «сказочную» «Историю об Азовском взятии и осадном сидении от турского царя Брагима донских казаков». Она содержит три части: сказание о захвате в плен казаками дочери азовского паши, о взятии крепости Азов казаками хитростью и описание осады захваченной казаками крепости турками.

Первая часть повествует о том, как казаки напали на караван турецких судов, везших дочь азовского паши в Крым. Они пленили невесту, разграбили караван, а затем за большой выкуп вернули азовскому паше его дочь. О том, как, переодевшись купцами и спрятав воинов в телегах, казаки хитростью взяли Азов, рассказывается во второй части повести.

Третья часть посвящена изображению осады Азова турецким царем Брагимом. Здесь введен ряд бытовых эпизодов: переговоры с татарскими гонцами, пленение турками казачьих лазутчиков и их освобождение. Выделяет сказочная повесть и отдельных героев событий, описывая их боевые подвиги. В осажденном Азове рядом с казаками действуют и их жены: они кипятят воду для обливания ею врагов со стен, оплакивают павших, оберегают детей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.