Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ



 

КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Семинарское занятие

1. Вопросы для обсуждения

1. Содержание понятий и характеристика показателей уровня жизни, качества жизни, качества трудовой жизни населения.

Уровень жизни – характеристика развития и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан. Объёмные (абсолютные) и удельные (средние) показатели.

К объёмным (абсолютным) относят: объём национального дохода, номинальные доходы населения, фонд зп, доходы от предпринимательской деятельности, объём пенсионных фондов, объём товарооборота, объём выполненных услуг, величина жилого фонда, численность занятых в отраслях экономики, сумма вкладов населения в сберегательный счёт, естественный прирост населения.

К удельным (средним) относят: доля фонда потребления в национальном доходе, реальный доход на душу населения, средняя и минимальная зп, средний доход от предпринимательской деятельности на душу населения, средний и минимальный размеры пенсий, товарооборот на душу населения, объём услуг на душа населения, обеспеченность жильём на одного человека (кв,комнат), доля безработных в экономически активном населении, средний размер вклада, продолжительность жизни.

Качество жизни – синтетическая характеристика уровня и условий жизни, степени и качества удовлетворения материальных, социальных и интеллектуальных потребностей личности и социальных групп населения;

Качество трудовой жизни населения – совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни, и, позволяющая учесть степень реализации интереса работника и использования его интеллектуальных, творческих, организаторских, творческих, моральных и др. способностей.

2. Социальные стандарты уровня жизни и их назначение

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др.

3. Методика исчисления величины прожиточного минимума.

Метод исчисления ПМ – ресурсный. Метод заключается в том , что расчеты строятся исходя из возможностей государства в данный период времени обеспечить определенный уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.
Методика устанавливает порядок исчислений:

а) стоимости потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения;

б) расходов по обязательным платежам и сборам;

в) величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и на душу населения.

Расчет:

Трудоспособного: ПМтр.н.=Ст-сть ПКтр.н.+ Нпод.(d тр.н.=0,573)

Пенсионеров: ПМ пенс.= Ст-ть ПК пенс. (d пенс.=0,207)

Детей: ПМдет.= Ст-ть ПК дет.(d дет.=0,220)

На душу населения : ПМд.н.= SПМi *di

4. Доходы населения, их состав, структура, уровень и методы оценки дифференциации.

Доходы бывают:

- денежные (за выполнение трудовых обязательств, с капитала, от продажи результатов труда, рисковые, заемные, донорские);

– неденежные (натуральные поступления от личного подсобного хозяйства; бесплатные услуги, получаемые за счет средств муниципального и федерального бюджетов).

По своему происхождению доходы могут быть легальными и нелегальными (теневыми).

Легальные доходы:

- доходы за выполнение трудовых обязанностей (оплата труда);

- доходы от продажи результатов труда;

- доходы от собственности;

- рисковые доходы;

- социальные трансферты – пенсии, стипендии, пособия;

Теневые доходы имеют своим источником неучтённые и противоправные виды деятельности: контрабанда, рэкет, коррупция, торговля оружием, наркотиками, производство и торговля без лицензии и т.д.

Для количественной оценки расслоения населения по уровню доходов используются коэффициенты дифференциации доходов (наиболее распространённым является коэффициент фондов, характеризующий соотношение между средними значениями доходов в сравниваемых группах населения) и коэффициенты концентрации доходов.

-Графическое представление о характере распределения доходов даёт кривая Лоренца

-На основе кривой Лоренца рассчитывается коэффициент концентрации доходов – коэффициент Джини.

-Величина коэффициент Джини определяется отношением площади, образуемой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади треугольника, образуемого осью абсцисс и линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства.

-Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения, тем сильнее неравенство, тем выше социальная напряжённость в обществе.

5. Государственная политика в области доходов и заработной платы, повышения уровня жизни населения.

Цель политики - всестороннее развитие и рост благосостояния населения, стимулирование его стремления к социальному прогрессу.

Задачи политики:

• стабилизацию уровня жизни средних слоёв населения;

• сокращение масштабов бедности;

• приостановление роста дифференциации доходов населения и дальнейшего расслоения общества;

• устранение глубоких деформаций в структуре денежных доходов населения; восстановление роли оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула экономической активности трудящихся;

• повышение реального размера заработной платы;

• создание предпосылок для повышения уровня жизни основной массы населения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.