Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историческая справка: почему убили А.С. Грибоедова в Персии?



 

Брак  Александра Грибоедова с грузинской княжной Ниной Чавчавадзе продлился несколько месяцев. В 16 лет Нина стала вдовой, но верность возлюбленному хранила всю жизнь.

«...Она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна», — писал в 1928 году сослуживец Грибоедова Карл Аделунго пятнадцатилетней Нине Чавчавадзе.

До Грибоедова руки Нины добивались многие достойные кавалеры. ОфицерНиколай Сенявиночень страдал от любви и изливал душу в письмах другу: «Цветок целого мира пленил меня, и в уснувших чувствах моих пробудилась наконец страсть, дотоле мною не знаемая. Ты не знаешь, я так влюблён, что готов пренебречь целым светом, дабы обладать Ангелом!». Жениться на очаровательной княжне хотел и генерал-лейтенант Василий Иловайский, но и он получил отказ — Нина Чавчавадзе ждала своего единственного.

В тот год 33-летний Александр Грибоедов, известный писатель, статский советник, посол России в Персии приехал в Тифлис и пришёл навестить своего давнего друга князя Александра Чавчавадзе. Его дочь Нину он помнил маленькой девочкой — когда-то он учил её музыке и французскому языку. Теперь же его встретила настоящая красавица, и Грибоедов был покорён с первой минуты.

Объяснение не заставило себя долго ждать. «В тот день за столом сидел против Нины Чавчавадзе, всё на неё глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную. Выходя из-за стола, я взял её за руку и сказал ей по-французски: "Пойдёмте со мной, мне нужно что-то сказать вам". Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу её за фортепьяно. Мы взошли в комнату, щёки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и всё живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал её...». Нина была не в силах противостоять охватившему её чувству: «Как солнечным лучом обожгло!», — признавалась она подруге.

Осенью 1828 года Нина и Александр обвенчались. Недолго им было суждено наслаждаться семейным счастьем - Грибоедов должен был возвращаться в Персию. Нина поехала с ним. Путешествие было тяжёлым: ночевать приходилось в, продуваемых ветром, холодных шатрах. Но влюблённые не замечали этого, радовались, что они вместе, будто предчувствовали скорую разлуку.

Супруги приехали в резиденцию в Тавризе, когда Нина была беременна. Беспокоясь о здоровье жены и будущего ребёнка, Грибоедов решил продолжать путь в Тегеран один, а Нину отправить домой. «Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А.Г. 15 января 1829 года. Тегеран» — это одно из последних писем Грибоедова супруге из Тегерана. Через две недели, 30 января он погиб страшной смертью в результате нападения толпы исламских фанатиков на русское посольство.

За смерть российского посла Персия заплатила богатыми дарами. В их числе знаменитый алмаз «Шах», который раньше был обрамлён рубинами и изумрудами и украшал трон Великих Моголов. Сегодня он хранится в коллекции Алмазного фонда. В другое время такой инцидент привёл бы к войне, но только не в 1829 году, когда Россия воевала с Оттоманской империей и не могла позволить себе новую войну. Улаживать отношения шах послал своего внука Хозрев-мирзу, который сумел добиться принятия извинений за убийство посла и уменьшить сумму контрибуции. Император принял извинения: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие». Персы достигли цели: их извинения были приняты, размер репараций сокращен и их выплата отложена на пять лет.

Отношения между странами были спасены, но разве это могло восполнить потерю любящей женщины? О смерти мужа Нина узнала только через месяц — никто не брал на себя смелость рассказать ей о трагедии в Тегеране. Случайно подслушанный разговор спровоцировал преждевременные роды. Сын Грибоедовых не прожил и суток...

Нина Чавчавадзе-Грибоедова почти 30 лет не снимала траур, живя попеременно в Цинандали и Тифлисе. Она отвергла ухаживания, безответно влюблённого в неё, поэта, генерала Григория Орбелиани и других мужчин. Замуж она больше не вышла. Называли её «Чёрной розой Тифлиса». Нина умерла в 1857 году от холеры, и её последние слова были посвящены единственному возлюбленному: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушёл. Мы скоро свидимся, свидимся... и я расскажу тебе обо всём. И мы уже навеки будем вместе, вместе...».

Нина Чавчавадзе и Александр Грибоедов покоятся вместе в тбилисском Пантеоне на горе Мтацминда. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы. Надпись на могильной плите — вечное свидетельство великой любви и верности Нины: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

 

Историческая справка: почему убили А.С. Грибоедова в Персии?

После заключения в 1828 году Туркманчайского мирного договора Грибоедов был назначен послом России в Персии и возглавил российскую миссию в Тегеране. В задачи входило добиться от шаха выполнения мирного договора. Одним из пунктов была выплата контрибуции по итогам русско-персидской войны. Она тяжёлым бременем легла на всё общество, но Персия начала расплачиваться. В октябре Грибоедов писал министру иностранных дел Российской империи графу К.В.Нессельроде: «Аббас-Мирза велел расплавить в слитки превосходные золотые канделябры и разные вещи из гарема, одна работа которых стоит столько же, сколько самый металл». Другим пунктом договора значилась возможность переселения армян в Армению, которая к тому времени стала частью Российской Империи. Были те, кто изъявил желание вернуться на родину.

Вернуться пожелал и евнух шахского гарема - казначей и хранитель драгоценных камней шаха, мирза Якуб Маркарьян. Гневу шаха не было предела: евнух мог рассказать о состоянии финансов Ирана и разгласить дворцовые тайны. Он потребовал выдать беглеца, но Грибоедов ответил отказом. Якуба обвинили в краже и назначили за его голову награду. Обстановка накалилась ещё больше после того, как в русскую миссию пришли две армянки из гарема родственника шаха. Укрытие в русском посольстве армян, столь значимых для шахского двора, послужило причиной недовольства исламских фанатиков.

30 января (11 февраля) 1829 года у посольства собрались десятки тысяч фанатиков. Они ворвалась в посольство. Конвой миссии - 35 казаков и сам Грибоедов оказали сопротивление, но силы были неравны. Все погибли. Тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и ранению, полученному на дуэли с А.И. Якубовичем. Спасся лишь секретарь миссии Мальцов: слуга завернул его в ковёр и поставил рядом с другими коврами.

Тело Грибоедова было перевезено в Российскую Империю и захоронено в Тифлисе на горе Мтацминда. Казаков, защищавших миссию, похоронили в братской могиле во дворе армянской церкви святого Татевоса у посольства. Чтобы замаскировать захоронение от фанатиков над братской могилой посадили виноградную лозу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.