Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблема самосознания личности и ее содержание»



«Проблема самосознания личности и ее содержание»

Фахриева Элина Эмильевна
Группа П/б-19-1-о
Научный руководитель: Бессонова Т. И., кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология»
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Гуманитарно-педагогический институт

 

    Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать свой внутренний мир появились у человека очень давно. Однако, как предмет различных психологических концепций, самосознание стали рассматривать лишь во второй половине XIX века.

    Самосознание выделяли как сложное явление в жизни человечества, которое было направлено на регулирование своего поведения, действий на основе самоанализа и эмоционально-ценностного отношения к самому себе.

    Проблема самосознания по сей день является актуальной и наиболее глобальной проблемой современности. Следует отметить, что при изучении данного вопроса возникает ряд сложностей, связанные, прежде всего, с применением разнообразной терминологии в литературе: «самосознание», «Я», «Я - концепция», «образ Я» и тому подобное. Предпринимались попытки сопоставления понятий между собой, однако данная проблема так и остается нерешенной.

 

    Самосознанием называется, в первую очередь, осознание человеком себя как личности. У данного понятия огромное количество трактовок, но принято использовать следующее: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определение «образ «Я».

    «Образ «Я» является неотъемлемой частью структуры самосознания, которая формирует у человека систему представлений о себе и на основе данных представлений начинают возникать и строиться взаимоотношения с другими людьми.

    Ч. Кули и Дж. Мид изучали «образ Я» в социологии. Они стали развивать теорию под названием «зеркальное Я», тезис которой был о том, что общество в большей мере способствует развитию и содержанию «образа Я».

    В рамках когнитивной психологии «образ Я» относят к процессам, которые характеризуются самопознанием личности. Представители направления структуры «Я», которым также является Х. Маркус, выделяют «Я-схемы». Они представляют собой когнитивные структуры, которые образуются на фоне опыта в прошлом, и направляют, упорядочивают процесс переработки поступающей информации, которая связана с «Я».

    Другой подход к изучению «Я» предложила школа психоанализа, одним из основоположников которой был З. Фрейд. Он рассматривал «образ Я» в единстве с телесными переживаниями и указывал на особую значимость социальных отношений и взаимодействий с другими людьми.

    Иного мнения был Э. Эриксон, теория которого носила характер уже умеренного детерминизма. Э. Эриксон занимался разработкой проблемы идентичности. По его мнению, “важнейшим механизмом формирования идентичности, ..., являются последовательные идентификации ребенка со взрослым.”

    В основе идей К. Роджерса находится заключение о том, что психологическая действительность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. К. Роджерс использует понятие «Я-концепция», чтобы обозначить восприятие человека самого себя. К. Роджерс сосредоточил внимание в своей концепции на положительной и негативной оценке ребенком своего окружения, переживания с самых первых месяцев, что впоследствии и влияет на его «образ Я».

    Самосознание подразумевает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «Я», определение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или неудовлетворения собой.

    В работах А. Адлера и А. Маслоу прослеживаются схожие идеи с К. Роджерсом. А. Адлер считал, что существует некая творческая сила, которая находится в самой личности. Благодаря данной силе, личность и является самоопределяющейся. В трудах А. Маслоу говорится о том, что самоопределение – это определение своих собственных личностных особенностей, предпочтений и систематизация их для совершения определенного выбора.

 

    Одним из главных механизмов самосознания является способность осознавать свои психические явления.

    Как выяснилось, у маленького ребенка во время первого года его жизни уже формируется способность отделять себя от окружающих образов. Таким образом он осознает, что мир вокруг может существовать независимо от него, однако воспринимается с помощью образов. Данное умение развивается и в дальнейшем, что позволяет человеку в будущем осознавать психические процессы, различные переживаемые психические состояния.

    В.В. Столин выделяет следующие феномены, являющиеся основным механизмом формирования «Я-концепции»:

1) Принятие точки зрения другого на себя.

    Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения окружающих людей и, присваивая их себе, формирует самосознание.

2) Прямое и косвенное внушение.

    К сожалению, все, что внушают и желают внушить своему ребенку, перечислить невозможно, однако можно назвать некоторые явления: волевые и моральные качества, дисциплина, интересы, способности, оценочные характеристики.

3) Передача знаний об оценке и стандартах ребенку.

    Родители всегда создают установку у ребенка о его конкретных оценках, целях поведения, идеалах, планах, стандартах исполнения каких-либо действий. Если все они досягаемы и реалистичны, то есть ребенку с его возможностями по силам выполнить намеченное, то достигая их, он повышает как свою самооценку, так и свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.

4) Система контроля.

    Контроль над поведением детей может быть обеспечен путем предоставления автономии ребенку, либо путем строгого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда.  

5) Система комплиментарных отношений.

Раз речь идет о характере отношений между детьми и родителями, то они могут предполагать:

а) равенство в общении; б) функциональное неравенство, то есть неравенство, определяемое обстоятельствами, статусами общающихся и тому подобное; в) систему трансакций – действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. Следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, то есть совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и прочего, которые создают семейное «МЫ».

7) Идентификация

    Идентификация (уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу) – это механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты.

 

    Этапы развития самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка.

    В большинстве работ ученых отмечается, что ведущим фактором развития самосознания выступает активность, реализующая сущностные силы и отношения личности в субъективно значимой деятельности, в системе социокультурных связей.

    Начинается процесс развития личности и самосознания с овладения моторными действиями, заканчивается же овладением всем своим существом в целом, когда субъект может использовать даже свою личность как инструмент в деятельности. И чем больше субъект обретает, чем более всеобщим он становится, тем большую ответственность несет за свои действия, за то, каков он, чем наполняет свою жизнь и личность, за своих «ближних» (семью, друзей) и «дальних» (коллег, гос-во, народ, человечество в целом).

    Процесс переосмысления собственной жизни проходит через весь жизненный путь субъекта, определяя мотивы действий и внутренний смысл задач, которые он решает в жизни. Личность проявляется, свершается и формируется в своих деяниях. Таким образом, развитие личности и самосознания – бесконечный процесс, так как объективный мир очень богат и субъект не может вобрать в себя все его содержание.

    Одним из основоположников в изучении личности является С. Л. Рубинштейн. Он говорит о практических действиях как первоисточнике зарождения сознания и самосознания. Если же попытаться представить общие закономерности и этапы развития самосознания личности, то можно выделить четыре основных эпохи, каждая из которых характеризующиеся качественным прыжком в развитии личности и самосознании.

    Первый этап – формирование у младенца схемы тела, то есть субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации).

    Последующей ступенью в формировании самосознания является обучение ходьбе. При всем при этом значительно не столько умение овладения, сколько изменения во взаимоотношениях малыша с окружающими людьми.

    Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка половой роли, то есть отнесение себя к полу и осознание содержания его роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу

    Наиболее важным этапом в становлении самосознании является овладение ребенком речью. Возникновение речи меняет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок может по своему желанию направлять действия других людей, то есть начинает воздействовать на окружающих.

    С точки зрения С. Л. Рубинштейна ситуация формирования личности и самосознания описывается при помощи действия трех главных элементов:
объективных причин, особенностей субъекта (внутренних условий), действия принципа детерминизма. 

 

Заключение:

    По итогу данной исследовательской работы удалось раскрыть понятие «самосознания личности», а также рассмотреть подходы к ее изучению в работах зарубежных и отечественных психологов.

    Если проследить за историей последних лет, то исследование самосознания ведется по многим направлениями и во множестве аспектов, разрабатывается психологический инструментарий для эмпирического исследования самосознания личности.

    Самосознание человека является, в первую очередь, результатом познания, для которого необходимо осознавать действительную обусловленность своих переживаний и начинает складываться в процессе взаимодействия человека с окружающими его людьми. В работах многих зарубежных и отечественных психологов доказано, что субъективное представление человека о самом себе формируются именно под воздействием социума.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.