![]()
|
||||
Система подсчетов
ОСИ-III Условия письменной экзаменационной контрольной работы за VI семестр
Работа проходит по вариантам (вариантов будет много). Все вопросы касаются только Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова и их произведений, которые были рассмотрены в этом семестре (Обоснованные примеры из других произведений этих композиторов тоже будут зачтены). Работа включает 5 тем. В каждой теме задается один вопрос. Суть вопросов – привести примеры и пояснить их. За ответы даются баллы (система подсчетов объяснена в конце). Знание музыки – гарантия хорошего результата.
Темы: 1. Творчество композитора (как в творчестве того или иного композитора преломляются важные для него темы); Примеры заданий: приведите примеры воплощения героической темы у Бетховена; примеры темы изгнания и несвободы у Алябьева; примеры комического в творчестве Даргомыжского и т.д.
2. Разработка новаций Глинки и Даргомыжского (использование разных приемов – гармонических, ладовых, драматургических, приемов формы и других); Пример задания: Приведите примеры, аналогичные хору «Лель таинственный» (по жанровой основе, фактуре, характеру звучания и др.), из произведений балакиревского кружка.
3. Сюжет (либретто, текст) опер (здесь будет 5 или больше вопросов на знание либретто; 1 вопрос = 1 балл); Пример задания по операм Верди, Вагнера, Бизе: а) Героиня этой оперы умирает от болезни (назвать оперу и героиню) б) Героиня этой оперы погибает от удара ножом (назвать оперу и героиню); в) Героиня этой оперы погибает от удушения (назвать оперу и героиню); г) Героиня этой оперы умирает от тоски после того, как возлюбленный, назвав свое имя, покидает ее навсегда (назвать оперу и героев); д) Героиня этой оперы умирает в любовной истоме после смерти ее возлюбленного (назвать оперу и героев)
4.Вопрос по одному из жанров — опера, камерно-вокальный жанр или инструментальный жанр (то есть, в одном варианте будет вопрос по операм, в другом – по песням и романсам, в третьем – по инструментальной музыке, в четвертом – снова по операм и т. д.) а) Опера (композиция, драматургия, формы, жанры и прочее) Примеры задания: приведите примеры цитирования народных песен в операх Глинки и Даргомыжского; приведите примеры воссоздания стиля хоровой лирической протяжной песни в операх Верстовского, Глинки и Даргомыжского; приведите примеры торжественных и праздничных шествий в операх Вагнера, Верди и Бизе. б) Песни и романсы (сюжеты, персонажи, жанры, формы и т.д.) Примеры задания: приведите примеры романсов Глинки и Даргомыжского на испанскую тематику; приведите примеры романсов Глинки, Даргомыжского и их современников в жанре русской песни. в) Инструментальная музыка (формы, жанры, особенности инструментального состава и т.д.) Примеры задания: приведите примеры использования жанра вальса в симфониях, сюитно-вариационных циклах, балладах ранних романтиков. Приведите примеры сонат, симфоний и увертюр венских классиков, которые начинаются с медленного вступления. Приведите примеры вариационной формы в инструментальной музыке венских классиков.
5. Музыка в целом (здесь будут вопросы по всей музыке, которую мы смотрели в этом семестре, без жанровых границ) Примеры задания: приведите примеры фантастических образов в сочинениях раннего романтизма (здесь можно вспомнить как минимум примеры из музыки Вебера, Шуберта, Мендельсона и Берлиоза – имею в виду только произведения, которые мы проходили); Приведите примеры соло флейты в произведениях разных жанров эпохи зрелого романтизма (Вагнер, Верди, Брамс, Бизе, Григ). Система подсчетов Всего 5 тем. Каждая тема содержит задание: привести примеры (и условия). Количество приведенных примеров дает количество баллов за задание. Количество баллов (как и примеров) «справа» не ограничено (можно получить «6», «7» и т. д.). Общая оценка выводится как среднее арифметическое по сумме тем: общее количество баллов делится на 5, результат округляется до ближайшего целого.
Пример расчета оценки
|
||||
|