Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доклад на тему:. Особенности восприятия драматических произведений современными подростками (на материале проведенного исследования)». К.А.Отдачикова



 Доклад на тему:

«Особенности восприятия драматических произведений современными подростками (на материале проведенного исследования)»

К.А.Отдачикова

 

  В методике преподавания литературы уже давно отмечалась сложность изучения драматических произведений на уроке литературы в средних классах, что обусловлено своеобразием драмы, ее отличием от эпоса и лирики.

Такая методическая проблема дает основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматических произведений в средней школе.

Анализ научно-методической, психологической и литературоведческой литературы позволил определить критерии и показатели литературного развития подростков, выявить особенности восприятия драматических произведений обучающимися. Данные факторы оказывают влияние на выбор методов и подходов в работе с драматическим произведением на уроке литературы в средней школе.

С целью диагностики уровня литературного развития подростков и особенности восприятия драматических произведений учащимися 5-9 классов нами проведен опрос на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия № 3» г. Оренбурга.

Выборка реципиентов – 6 класс (27 обучающихся), 9 класс (31 обучающийся) – обусловлена целью работы: рассмотреть уровень литературного развития подростков и особенности восприятия драматических произведений в сравнительном аспекте.

Анкета представлена следующими вопросами:

1) Какие драматические произведения вы знаете?

2) Знаете ли вы драматические произведения зарубежных и отечественных авторов? Какие?

3) Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских и отечественных авторов?

4) Драматические произведения – это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?

5) Что легче читать: прозаическое произведение или драматическое? Почему?

6) Интереснее читать пьесу самому или по ролям? Почему?

7) Бывал ли ты в театре? Как воспринимается пьеса на сцене и почему?

Рассмотрим ответы обучающихся.

На первый вопрос «Какие драматические произведения вы знаете?» обучающиеся ответили следующим образом: «Двенадцать месяцев», «Недоросль», «Ревизор» «Ромео и Джульетта», «Гамлет». Выявлено, что обучающиеся называли драматические произведения, изучаемые в школьной программе по литературе.

На вопрос «Знаете ли вы драматические произведения зарубежных и отечественных авторов? Какие?» ответы распределены таким образом:

                              Рисунок 1 – Ответы на второй вопрос

 

    Как видно, в 6 классе обучающиеся не назвали ни одно драматическое произведение зарубежных писателей. В 9 же классе 16 обучающиеся назвали произведения В. Шекспира, а 15 обучающихся не ответили на данный вопрос.

     Распределение ответов на вопрос «Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских и отечественных авторов?» отражено на рисунке 2.

 

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос: Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских и отечественных авторов?

 

Выявлено, что большинство обучающихся знакомы с театральными или кинематографическими постановками драматических произведений.

На вопрос «Драматические произведения – это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?» ответы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Распределение ответов на 4 вопрос (частотные ответы)

6 класс 9 класс
Показать волшебный мир. О волшебных существах. О том, как правильно поступать. О проблемах людей. О конфликтах. О любви.

 

Как видно, в большинстве случаев у обучающихся 9 класса ответы носят формальный характер, либо определяют тематическую направленность. Ответы обучающихся 6 класса соответствуют возрастным читательским потребностям.

На пятый вопрос «Что легче читать: прозаическое произведение или драматическое? Почему?» ответили таким образом (рисунок 3):

Рисунок 3 – Что легче читать: прозаическое произведение или драматическое? Почему?

Большинство обучающихся (6 и 9 классов) считают, что легче читать прозаические произведения. Анализ аргументов позволил выделить наиболее частотные объяснения:

- обучающиеся 6 класса, считают, что такие произведения легче читать, так как в них есть описания героев, мест, событий.

- обучающиеся 9 класса, считают, что проза воспринимается легче, так как понять авторский замысел легче, объясняется некоторые мотивы поведения и действия главных героев.

На шестой вопрос ответили таким образом (рисунок 4):

Рисунок 4 – Интереснее читать пьесу самому или по ролям? Почему?

 

Наконец, результаты анализа последнего вопроса представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Бывал ли ты в театре? Как воспринимается пьеса на сцене и почему?

Таким образом, результаты анализа анкетирования позволили сделать такие выводы: обучающиеся демонстрируют низкий уровень знаний драматических произведений, их художественно-эстетическое развитие обеднено отсутствием возможности познакомиться с шедеврами всемирной литературы. Наряду с этим мы можем констатировать и отсутствие готовности обучающихся к восприятию драматических произведений, знакомству с их сценическими и кинематографическими интерпретациями современных режиссеров.

         На основе выполненной работы, целесообразно говорить о том, что наличие драматических текстов в школе благоприятно влияет на обучение и воспитание школьников. Уже начиная с 5 класса, ученик способен приучаться к чтению и осмыслению драмы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.