|
||||||
Доклад на тему:. Особенности восприятия драматических произведений современными подростками (на материале проведенного исследования)». К.А.ОтдачиковаДоклад на тему: «Особенности восприятия драматических произведений современными подростками (на материале проведенного исследования)» К.А.Отдачикова
В методике преподавания литературы уже давно отмечалась сложность изучения драматических произведений на уроке литературы в средних классах, что обусловлено своеобразием драмы, ее отличием от эпоса и лирики. Такая методическая проблема дает основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматических произведений в средней школе. Анализ научно-методической, психологической и литературоведческой литературы позволил определить критерии и показатели литературного развития подростков, выявить особенности восприятия драматических произведений обучающимися. Данные факторы оказывают влияние на выбор методов и подходов в работе с драматическим произведением на уроке литературы в средней школе. С целью диагностики уровня литературного развития подростков и особенности восприятия драматических произведений учащимися 5-9 классов нами проведен опрос на базе Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия № 3» г. Оренбурга. Выборка реципиентов – 6 класс (27 обучающихся), 9 класс (31 обучающийся) – обусловлена целью работы: рассмотреть уровень литературного развития подростков и особенности восприятия драматических произведений в сравнительном аспекте. Анкета представлена следующими вопросами: 1) Какие драматические произведения вы знаете? 2) Знаете ли вы драматические произведения зарубежных и отечественных авторов? Какие? 3) Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских и отечественных авторов? 4) Драматические произведения – это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны? 5) Что легче читать: прозаическое произведение или драматическое? Почему? 6) Интереснее читать пьесу самому или по ролям? Почему? 7) Бывал ли ты в театре? Как воспринимается пьеса на сцене и почему? Рассмотрим ответы обучающихся. На первый вопрос «Какие драматические произведения вы знаете?» обучающиеся ответили следующим образом: «Двенадцать месяцев», «Недоросль», «Ревизор» «Ромео и Джульетта», «Гамлет». Выявлено, что обучающиеся называли драматические произведения, изучаемые в школьной программе по литературе. На вопрос «Знаете ли вы драматические произведения зарубежных и отечественных авторов? Какие?» ответы распределены таким образом: Рисунок 1 – Ответы на второй вопрос
Как видно, в 6 классе обучающиеся не назвали ни одно драматическое произведение зарубежных писателей. В 9 же классе 16 обучающиеся назвали произведения В. Шекспира, а 15 обучающихся не ответили на данный вопрос. Распределение ответов на вопрос «Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских и отечественных авторов?» отражено на рисунке 2.
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос: Знакомы ли вам театральные или кинематографические постановки драматических произведений европейских и отечественных авторов?
Выявлено, что большинство обучающихся знакомы с театральными или кинематографическими постановками драматических произведений. На вопрос «Драматические произведения – это литературные произведения, созданные для их воплощения на сцене (в кино). Как вы думаете, о чем они должны быть написаны?» ответы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение ответов на 4 вопрос (частотные ответы)
Как видно, в большинстве случаев у обучающихся 9 класса ответы носят формальный характер, либо определяют тематическую направленность. Ответы обучающихся 6 класса соответствуют возрастным читательским потребностям. На пятый вопрос «Что легче читать: прозаическое произведение или драматическое? Почему?» ответили таким образом (рисунок 3): Рисунок 3 – Что легче читать: прозаическое произведение или драматическое? Почему? Большинство обучающихся (6 и 9 классов) считают, что легче читать прозаические произведения. Анализ аргументов позволил выделить наиболее частотные объяснения: - обучающиеся 6 класса, считают, что такие произведения легче читать, так как в них есть описания героев, мест, событий. - обучающиеся 9 класса, считают, что проза воспринимается легче, так как понять авторский замысел легче, объясняется некоторые мотивы поведения и действия главных героев. На шестой вопрос ответили таким образом (рисунок 4): Рисунок 4 – Интереснее читать пьесу самому или по ролям? Почему?
Наконец, результаты анализа последнего вопроса представлены на рисунке 5. Рисунок 5 – Бывал ли ты в театре? Как воспринимается пьеса на сцене и почему? Таким образом, результаты анализа анкетирования позволили сделать такие выводы: обучающиеся демонстрируют низкий уровень знаний драматических произведений, их художественно-эстетическое развитие обеднено отсутствием возможности познакомиться с шедеврами всемирной литературы. Наряду с этим мы можем констатировать и отсутствие готовности обучающихся к восприятию драматических произведений, знакомству с их сценическими и кинематографическими интерпретациями современных режиссеров. На основе выполненной работы, целесообразно говорить о том, что наличие драматических текстов в школе благоприятно влияет на обучение и воспитание школьников. Уже начиная с 5 класса, ученик способен приучаться к чтению и осмыслению драмы.
|
||||||
|