Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ А. БЛОКА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ А. БЛОКА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

А.А. Туймалиева

 

Предметом нашего исследования является разработка методики использования поэтических текстов А.А. Блока на уроках русского языка для формирования культуроведческой компетенции обучающихся.

Культуроведческий подход – это изучение человеческого в контексте его культурного существования, в аспекте того, что значит этот мир, чем является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей.

Культуроведческая компетенция включает в себя знание русского этикета речи, национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества, т.е. номинативных единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Культуроведческая компетенция подразумевает и знание русских невербальных средств общения (мимику, жесты).

Культуроведческая компетенция предполагает понимание следующих основополагающих моментов:

· осознание ценности, нравственности и духовности в человеческой жизни;

· знакомство с основами морали, понимание их значения и выстраивание конструктивных отношений в обществе;

· рассмотрение языка как бесценного хранилища исторической памяти этноса, отражение его образа жизни, психологии, верований, этических и эстетических оценок;

· изучение национальной культуры;

· воспитание любви к родному языку.

В данном исследовании мы рассмотрим возможность эффективного формирования культуроведческой компетенции обучающихся, основываясь на тексты произведений Александра Блока.  

Александр Блок является ярким представителем символизма. В программу школьного курса литературы входят произведения поэта: «Россия»; «На железной дороге»; «На поле Куликовом» (изучаются в 8 классе), «Ветер принёс издалёка», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить» (изучаются в 9 классе).

Фрагменты из произведений автора представлены во многих упражнениях в учебниках русского языка.

Стихотворения поэта посвящены теме родины, патриотизма, верности родной стране, в них говорится об исторических событиях. Изучение произведений А.А. Блока способствует формированию ценностного отношения к родному краю, умения замечать прекрасное, ценить каждый день, любить природу и заботиться о ней.

Именно творческие упражнения по русскому языку направлены на развитие креативного мышления учеников, развивают внимание, способность  учеников точно запоминать исследуемую информацию, формируют положительное отношение к учебной деятельности. Подобные упражнения оживляют учебный процесс.

Мы сформировали банк творческих упражнений, основывающих на материал произведений А. Блока, и разработали методику их проведения. Обратимся к иллюстративному материалу.

Упражнение 1. Мини-сочинение. Упражнение направлено на понимание текста произведения. Можно предложить детям прочитать стихотворение А. Блока «Осенний день». Текст можно спроецировать на экран. После прочтения следует провести словарную работу: записать слова «жнивье», «овин», «журавлиный клин», «вожак» и объяснить их значения. Ученики попытаются разъяснить смысл стихотворения: какие чувства оно пробуждает. Как относится автор к родине? В стихотворении поэт описывает только одну деревню или же в этой деревне отображена вся Россия. После обсуждения ученики приступают к выполнению задания: написать небольшое рассуждение, которое будет содержать мнение о прочитанном. Можно прослушать мини-сочинения нескольких учеников. Остальные учащиеся могут оценить работы одноклассников.

Упражнение 2. Творческое упражнение по аналогии. Для этого задания можно продемонстрировать ученикам стихотворение А. Блока «Перед грозой». Цель упражнения - развитие внимания, обнаруживать языковые средства, используемые автором, и пояснять, с какой целью они им вводятся. После обсуждения школьникам предлагается самостоятельно описать время года, погодное явление так, чтобы полученный текст был подобен предложенному или отличался от него по некоторым признакам. Данный вид упражнения позволит ученикам почувствовать себя поэтом, поделиться своим виденьем мира, поделиться своими мыслями, максимально используя языковые средства выразительности.

Упражнение 3. Сочинение-рассуждение. Задание: Прочитайте высказывание А. Блока «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Напишите сочинение-рассуждение, раскрыв значение этого высказывания. Выскажите свою точку зрения, согласны ли вы с А. Блоком? Ученики должны высказать своё мнение, порассуждать. Возможно, они смогут привести примеры из своей жизни, когда, сталкиваясь с трудностями, не сдавались, а продолжали двигаться к намеченной цели. Особый акцент следует сделать на привязке этого сюжета к традициям, которые сохранены в семье или в народе.

Упражнение 4. Задание:Прочитайте стихотворение А. Блока «Вербочки». Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какое событие описывает поэт? Какое время года представлено в стихотворении? Как вы это поняли? Школьники высказывают своё мнение о стихотворении, рассуждают о времени года, в которое было написано стихотворение. Далее ученики могут рассказать, что они знают о Вербном Воскресенье, откуда пришла эта традиция, существует ли похожая традиция в других странах?

Нужно обратить внимание учащихся на описываемые автором ощущения, различные чувства детей – радость от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, детскую веру в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери.

Далее ученики могут образовать две группы и создать мини-проект, в котором одна группа расскажет о традициях проведения праздника в России, а вторая группа расскажет о похожих традициях в других странах. Необходимо провести языковой анализ текста - обратить внимание учащихся на уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «вербочки», «свечечки», «мальчики», «девочки», «огонечки», «ветерок», «удаленький», «дождик», «маленький»  ироль этих слов в тексте.

Таким образом, подобная работа способствует формированию представлений о взаимосвязи языка с культурой народа и историей. Тексты культурологической направленности - это дидактический материал, напрвленный на культуроориентированное обучение в процессе изучения русского языка в школе. Современные ученые утверждают, что связь между языком и культурой человека происходит через текст, а также устную и письменную речь. Текст можно считать формальной единицей культуры, которая пронизана компонентами духовной жизни человека.

Уроки русского языка, имеющие культуроведческую направленность, воспитывают духовно-нравственные и эстетические качества школьников, повышают интерес школьников к познанию родной культуры, культуры родного языка.

Подводя итог, отметим, что формирование культуроведческой компетенции обучающихся - важный процесс, который требует большого внимания ко всем видам работы с художественным текстом. Работа по формированию культуроведческой компетенции в современной методической науке основывается на большое количество творческих упражнений и дидактических материалов, способствующих углублению знаний учащихся, расширению их представления о величии русского слова, осознанию языка как формы выражения национальной культуры.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.