Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход занятия



Тема

  • Словарный запас человека и источники его пополнения

Тип

  • Практическое занятие

Ход занятия

· Слово преподавателя

Язык как система постоянно находится в движении, развитии. И, в первую очередь, самым подвижным уровнем языка является лексика, потому что она реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.

Сегодня мы рассмотрим источники богатства и выразительности русской речи, источники пополнения словарного состава современного русского языка.

 

· Словарный запас

 

Слова́рный запа́с, лексико́н — набор слов, которыми владеет человек.

 

Процесс совершенствования словарного состава русского языка – это не односторонний исторический процесс, скорее его можно назвать двусторонним, так как с одной стороны, словарный состав пополняется новыми словами и значениями, с другой – из повседневной нашей лексики уходят ненужные, старые слова. Поэтому в лексике всегда можно выделить одновременно активный и пассивный словарный запас. При этом следует помнить, каждой эпохе свойственна своя активная и своя пассивная лексика.

   К активному словарному запасу относятся слова, которые постоянно употребляются в повседневной жизни и понятны всем или большинству носителей языка. Активный словарный запас включает в себя не только общеупотребительную лексику (мама, жизнь, вода, бежать, радоваться, небесный, солнечный, счастливо, быстро и т.д.), но и слова, употребление которых ограничено средой использования (профессионализмы, термины, книжные, эмоционально экспрессивные слова и т.п.: фонема, синтаксис, индукция, аорта, синхронно и т.д.).

   К пассивному словарному запасу относятся слова, которые редко употребляются. В пассивном словарном запасе выделяются две группы: устаревшие слова (слова, которые в силу изменения внеязыковой действительности ушли из языка) и неологизмы (слова, которые полностью не вошли в общелитературное употребление или только что появились в языке). В свою очередь, устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

   Историзмы – слова, вышедшие из употребления с теми предметами и явлениями реальной действительности, которые они обозначали. Например: царь, опричник, помещик, декабрист, народоволец, разночинец, народник, нигилист; верста, пуд, фунт, золотник, целковый, червонец и др.

   Архаизмы – устаревшие названия современных предметов и явлений реальной действительности. Они ушли в пассивный запас, потому что в языке появились новые названия для обозначения тех же предметов и явлений: отверстый – открытый, острог – тюрьма, лицедей – актер и т.д. В отличие от историзмов, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке.

 

  • Выполните задания

   1. Разделите приведенные ниже слова на активную лексику и пассивную лексику (неологизмы, устаревшие слова).

 

Вежды, ремесленник, уста, помещик, рамена, оффшор, книга, глаголить, подьячий, знание, холоп, толмач, роуминг, перст, смотреть, цирюльник, воевода, выя, флешмоб, ланиты, манимейкер, земля.

 

2. Что означают следующие фразеологические неологизмы:

Выйти сухим из воды, девятый вал, толочь воду в ступе, умывать руки, нагнетать атмосферу.

 

3. Распределите слова по категориям: современные неологизмы, устаревшие неологизмы, авторские неологизмы.

 

   Аккаунт, космополит, кутюрье, аэронавт, портал, браузер, буденовец, скриншот, октябренок, девальвация, нэпман, траффик.

 

4. В стихотворениях В. Маяковского и С. Есенина найдите авторские неологизмы.

 

1. «Богаты мы лесом

и водью,

Есть пастбища, есть поля».

(С. Есенин «Анна Снегина»)

 

2. Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

(С. Есенин «Эта улица мне знакома...», 1923)

 

3. Уйди,

жантильный,

с томной тоской,

комнатный век

и безмясый.

(В. Маяковский «Что такое парк?», 1928)

 

5. Что означают следующие фразеологические неологизмы:

 

Получить прописку, выйти из прорыва, глухая оборона, взять тайм-аут, встреча в верхах, с высоких трибун, голосовать обеими руками.

 

· Источники богатства и выразительности русской речи

 

Звуковой строй языка -звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их система, звуковые законы.

 

Синонимия - совпадение по основному значению (обычно при сохранении различий в оттенках и стилистической характеристике) слов, морфем, конструкций, фразеологических единиц и т. д.

 

Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

 

Лексические синонимы (rp. synonymas - одноименный) - это близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие. Синонимы отличаются друг от друга или оттенком значения (близкие), или стилистической окраской (однозначные, т.е. тождественные), или тем и другим признаком одновременно.

 

Словообразовательные синонимы — это однокоренные производные слова, обладающие одинаковым или близким словообразовательным значением, которое в них выражается при помощи различных аффиксов (префиксов, суффиксов) или их вариантов: волч-их-а — волч-иц-а, отправление — отправ-к-а, слесар-и-ть — слесар-нича-ть.

 

Синонимия грамматическая – это (синонимия категорий частей речи). Стояли с непокрытой головой — стояли с непокрытыми головами (синонимия форм единственного и множественного числа существительных при дистрибутивном значении). Ударил мороз — ударили морозы (вторая форма обозначает интенсивность явления). Кругом песок — кругом пески (вторая форма указывает на большое количество вещества, занимающего какое-то пространство). Сидеть в кресле — сидеть в креслах (второй форме присущ оттенок устарелости). Два студента — двое студентов (синонимия количественных и собирательных числительных: первая форма нейтральная, второй присущ разговорный оттенок). Беру мою книгу — беру свою книгу (первая форма подчеркивает притяжательное значение). Завтра уедем — завтра уезжаем (синонимия времен; См. время глагола). Ты пойди к нему — ты бы пошел к нему (синонимия наклонений; См. наклонение глагола). Плотники строят дом — дом строится плотниками (синонимия залогов; См. залог глагола). Говорю тебе русским языком — говорят тебе русским языком (синонимия форм лица; См. лицо глагола).

 

Многозначность (полисемия) – это наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова.

· Синонимы

Задание 1.

Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.

 

Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке.

 

Задание 2.

- Что такое синонимы?

- Можно ли изобразить синонимы как математическое тождество?

- Всегда ли это верно?

- Можно ли назвать синонимы одним из источников богатства и выразительности русской речи?

 

Задание 3.

Давайте запишем в виде математических тождеств условные схемы синтаксических синонимов.

На уровне словосочетания:

согласование = управление (школьный учебник = учебник для школы)

примыкание = управление (читать выразительно = читать с выражением)

На уровне предложения:

причастный оборот = придаточное определительное

деепричастный оборот = однородные сказуемые/придаточные обстоятельственные

двусоставное предложение = односоставное предложение

Среди средств художественной выразительности:

метафора = сравнение

обычное предложение = парцелляция

прямой порядок слов = инверсия.

- Согласны ли вы с таким оформлением?

 

Во всех ли случаях можно поставить знак «=»? Где его нужно заменить на «≈»? Почему?

Задание 4.

Сравните два отрывка

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

 

а) Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

 

– Какой из отрывков, по вашему мнению, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

 

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?

 

– Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава.

 

Таким образом, несмотря на богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке, их параллелизм - весьма условное понятие. Параллельные синтаксические конструкции должны употребляться с учетом их семантических и стилистических особенностей, ролью в общей структуре текста, и было бы заблуждением считать их равноценными и взаимозаменяемыми.

 

С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким?

 

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

 

б) Существует еще один тип синонимии. Посмотрите на предложения:

 

Экзамены, которые начались в начале мая, продлятся до конца июня.

Экзамены, начавшиеся в начале мая, продлятся до конца июня.

Начавшись в начале мая, экзамены продлятся до конца июня.

Экзамены начались в начале мая и продлятся до конца июня.

 

– Чем отличаются эти предложения? О какой синонимии мы можем сказать, глядя на эти предложения?

· Многозначные слова

 

I. Задание на определение прямого и переносного значения многозначных слов

 

А) Зависть, кошка, дыра – чёрная,

Б) Логика, маска, воля – железная,

В) Опыт, истина, лекарство – горький,

Г) Глаз, нож, язык – острый,

Д) Халат, место, приём – тёплый.

 

II. Задание на подбор синонимов и антонимов к многозначному слову

 

Свежий (продукт),

Свежий (хлеб),

Свежий (запах),

Свежая (сорочка),

Свежие (новости).

 

III. Задание на определение общего эпитета

 

А) Роза, ложка, церемония,

Б) Свадьба, осень, середина,

В) Вода, болезнь, свинка,

Г) Замок, змей, поцелуй,

Д) Стол, год, дурак,

Е) Восток, прицел, родственник.

  • Домашнее задание
  1. Выполните упражнения практического занятия.
  2. Конспект.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.