Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие рекомендации к сдаче ЭКЗАМЕНА по предмету



Общие рекомендации к сдаче ЭКЗАМЕНА по предмету

СОЛЬФЕДЖИО, 5 класс

1. Каждый учащийся выбирает один билет, на выбор.

Дни сдачи работ – 21.05-23.05 2020 г.

 

2. В билете 3 задания.

Два сдать письменно, третье - в устной форме (по телефону).

 

3. Задание №4 - общее для всех сдающих.

Выполняется письменно. В него входят:

а) Гармонический анализ: определить аккорды в гармонии, подписать с помощью соответствующих обозначений - см. Г.Ф. Калинина, Рабочая тетрадь по Сольфеджио, 4 класс, стр. 26, з. 5 (б)

б) Слуховой анализ: Определить на слух интервалы - см. Приложение

 

4. Диктант, который прилагался к дистанционному уроку 4 желательно сдать. Письменно, либо устно - спеть, подобрать на инструменте, сыграть.

 

                     Билеты смотри ниже

БИЛЕТ №1

1. Построить и спеть гамму МИ МАЖОР

2. Построить и спеть в МИ МАЖОРЕ последовательность аккордов:

 
 
 
 

 

Т5/3 - Т6 - S5/3 - S6 - Т6/4 - D5/3 - D7 - Т3

3. Теория:  ИНТЕРВАЛЫ. ВИДЫ.

Интерваломназывается созвучие из двух звуков (или расстояние между двумязвуками). Нижний звук интервала называется основанием, верхний звук – вершиной. Каждый интервал характеризуется двумя величинами: ступеневой и тоновой. Ступеневая величина показывает количество ступеней, входящих в данный интервал. На письме она обозначается цифрой: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава. Тоновая величина показывает количество тонов и полутонов, входящих в интервал. На письме обозначается буквой: чистый (ч.), большой (б.), малый (м.), увеличенный (ув.), уменьшенный (ум.).

Виды интервалов:

По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы. К консонансам относятся интервалы, звучащие мягко, слитно, благозвучно: ч.1, ч.8, ч.4, ч.5, б.3, м.3, б.6, м.6. К диссонансам относятся резко звучащие интервалы (секунда, септима, тритоны – ув.4 и ум.5, увеличенные и уменьшенные интервалы). Интервалы, расположенные в пределах октавы называются простыми (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Интервалы шире октавы называются составными. К примеру: октава + секунда = нона (9); октава + терция = децима (10) и др. Интервал называется мелодическим, когда звуки берутся по отдельности и гармоническим, когда звуки берутся вместе.

БИЛЕТ № 2

1. Построить и спеть гамму РЕ МАЖОР                

2. Построить и спеть в тональности РЕ МАЖОР последовательность аккордов:

 
 
 
 

 

Т5/3 - Т6 - S5/3 - S6 - Т6/4 - D5/3- D7 - Т3

3. Теория: ТРЕЗВУЧИЕ. ВИДЫ. ОБРАЩЕНИЯ.

Трезвучиемназывается аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Нижний звук трезвучия называется основным (или примой). Средний звук – терцией. Верхний звук трезвучия называется квинтой. Названия сохраняются за звуками аккорда при любом их расположении.

Виды трезвучий:

Мажорное      - Б 5/3 = б.3 + м.3          Увеличенное  - Ув. 5/3 = б.3 + б.3

Минорное      - М 5/3 = м.3 + б.3         Уменьшенное  - Ум. 5/3 = м.3 + м.3

У любого трезвучия есть два обращения(они образуются путем перемещения нижнего звука на октаву вверх, или верхнего на октаву вниз). Первое обращениетрезвучия называется секстаккордом. Основной тон в первом обращении находится наверху. Второе обращение называется квартсекстаккордом. Основной тон во втором обращении находится в середине. Интервальный состав: секстаккорд = 3 + 4 (терция + кварта); квартсекстаккорд = 4 + 3 (кварта + терция). Обозначения: секстаккорд на письме обозначается цифрой 6, квартсекстаккорд – 6/4. Звучание: секстаккорд звучит мягче, квартсекстаккорд – более резко.

БИЛЕТ №3

1. Построить и спеть гамму СИ- БЕМОЛЬ МАЖОР.

2. Построить и спеть в СИ - БЕМОЛЬ МАЖОРЕ последовательность аккордов:

 
 
 
 

 

T5/3  - T6 - S5/3 - S6 - T6/4 - D7 - Т3

3. Теория: ЛАД. ВИДЫ.

Лад – это согласованная система музыкальных звуков, расположенных вокруг главного устоя (тоники) в определенном порядке.Мажорный лад – это лад, на тонике которого строится мажорное трезвучие. Минорный лад – лад, на тонике которого строится минорное трезвучие. Тоникой называется I ступень, лада, от которой строится гамма (поступенный звукоряд от тоники до ее повторения).

Строение  мажорного лада: 2тона+полутон+3тона+полутон.

Строение минорного лада: тон+полутон+2тона+полутон+2тона.

Звуки гаммы называются ступенями лада и на письме обозначаются римскими цифрами. Каждая ступень гаммы имеет свое название и назначение:

I, III и V – устойчивые ступени. II, IV, VI и VII – неустойчивые ступени. II и VII ступени называются вводными. I, IV и V – главные ступени лада.

Виды мажора и минора:

1. Натуральный: ступени гаммы не изменяются.

2. Гармонический: мажор – VI ст. понижается, минор – VII ст. повышается.

3. Мелодический: мажор – VI и VII ст. понижаются, минор – VI и VII повышаются.

 

БИЛЕТ №4

1. Построить и спеть гамму СОЛЬ  МАЖОР

2. Построить и спеть в СОЛЬ  МАЖОРЕ последовательность аккордов:

 
 
 
 

 

Т5/3 - T6 - S5/3 - S6 - T6/4 - D5/3  - D7 - Т3

3. Теория: ТРЕЗВУЧИЕ. ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА.

Трезвучиемназывается аккорд, состоящий  из трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучие, построенное на I ступени гаммы (на тонике) называется тоническим. В музыке оно служит главной опорой лада, т.к. выражает завершенность мысли и устойчивость, необходимую для окончания. Обозначается: в мажоре – Т 5/3, в миноре – t 5/3. Трезвучие, построенное на IV ступени гаммы (на субдоминанте) называется субдоминантовым. Обозначается: в мажоре – S 5/3, в миноре – s 5/3. Трезвучие, построенное на V ступени гаммы (на доминанте) называется доминантовым. Обозначается D 5/3 в мажоре и в миноре (в классической музыке принято использовать доминанту в гармоническом виде минора, где повышенная VII ступень придает данному аккорду мажорную окраску). Неустойчивое звучание аккордов S 5/3 и D 5/3 в ладу создает ощущение незавершенности, музыкальной мысли. Особенно напряженно звучит доминанта. Тоника, субдоминанта и доминанта называются ГЛАВНЫМИ ТРЕЗВУЧИЯМИ ЛАДА, т. к. отражают ладовый характер звучания – в натуральном мажоре все аккорды большие (т.е. звучат мажорно), а в натуральном миноре все трезвучия малые (звучат минорно). Для окончания музыкального произведения характерны гармонические обороты: S – D – T (полный); D – T и S – T (неполные). Заключительный оборот D – T чаще всего используется в произведениях зарубежной музыки. Для русской классики характерен более мягкий по звучанию оборот S – T.

БИЛЕТ №5

1. Построить и спеть гамму ДО МАЖОР

2. Построить и спеть в ДО МАЖОРЕ последовательность аккордов:

 
 
 
 

 

T5/3 - S6/4 - T5/3 - T6 - S5/3 - T6/4 - D7 - Т3

3. Теория:  ДОМИНАНТСЕПТАККОРДс разрешением в натуральном мажоре гармоническом миноре.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккордомназывается септаккорд, построенный от V ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Обозначение – Д7.

Интервальный состав: б.3+м.3+м.3 или  Б5/3+м.3

По виду этот септаккорд – малый мажорный.

Диссонансы, входящие в состав аккорда придают ему напряженный характер звучания: крайние звуки образуют интервал м.7, в состав аккорда входит Ум.53 и тритон ум. 5. Кроме того, в состав Д7 входят неустойчивые ступени. Септаккорд звучит неустойчиво, напряженно и требует разрешения.

Разрешается Д7 в тоническую терцию с утроенной тоникой, где ступени разрешаются по правилам тяготения неустойчивых ступеней лада в устойчивые (IV- III, II-I, VII-I, V-I). Примеры:

                     До мажор                                            До минор (гармонический)

 
 
 
 

    D7 - Т3                                               D7 - t3



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.