|
||||||||||||||||||||||||||
Общие рекомендации к сдаче ЭКЗАМЕНА по предметуОбщие рекомендации к сдаче ЭКЗАМЕНА по предмету СОЛЬФЕДЖИО, 5 класс 1. Каждый учащийся выбирает один билет, на выбор. Дни сдачи работ – 21.05-23.05 2020 г.
2. В билете 3 задания. Два сдать письменно, третье - в устной форме (по телефону).
3. Задание №4 - общее для всех сдающих. Выполняется письменно. В него входят: а) Гармонический анализ: определить аккорды в гармонии, подписать с помощью соответствующих обозначений - см. Г.Ф. Калинина, Рабочая тетрадь по Сольфеджио, 4 класс, стр. 26, з. 5 (б) б) Слуховой анализ: Определить на слух интервалы - см. Приложение
4. Диктант, который прилагался к дистанционному уроку 4 желательно сдать. Письменно, либо устно - спеть, подобрать на инструменте, сыграть.
Билеты смотри ниже
БИЛЕТ №1 1. Построить и спеть гамму МИ МАЖОР 2. Построить и спеть в МИ МАЖОРЕ последовательность аккордов:
Т5/3 - Т6 - S5/3 - S6 - Т6/4 - D5/3 - D7 - Т3 3. Теория: ИНТЕРВАЛЫ. ВИДЫ. Интерваломназывается созвучие из двух звуков (или расстояние между двумязвуками). Нижний звук интервала называется основанием, верхний звук – вершиной. Каждый интервал характеризуется двумя величинами: ступеневой и тоновой. Ступеневая величина показывает количество ступеней, входящих в данный интервал. На письме она обозначается цифрой: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава. Тоновая величина показывает количество тонов и полутонов, входящих в интервал. На письме обозначается буквой: чистый (ч.), большой (б.), малый (м.), увеличенный (ув.), уменьшенный (ум.). Виды интервалов: По звучанию интервалы делятся на консонансы и диссонансы. К консонансам относятся интервалы, звучащие мягко, слитно, благозвучно: ч.1, ч.8, ч.4, ч.5, б.3, м.3, б.6, м.6. К диссонансам относятся резко звучащие интервалы (секунда, септима, тритоны – ув.4 и ум.5, увеличенные и уменьшенные интервалы). Интервалы, расположенные в пределах октавы называются простыми (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Интервалы шире октавы называются составными. К примеру: октава + секунда = нона (9); октава + терция = децима (10) и др. Интервал называется мелодическим, когда звуки берутся по отдельности и гармоническим, когда звуки берутся вместе. БИЛЕТ № 2 1. Построить и спеть гамму РЕ МАЖОР 2. Построить и спеть в тональности РЕ МАЖОР последовательность аккордов:
Т5/3 - Т6 - S5/3 - S6 - Т6/4 - D5/3- D7 - Т3 3. Теория: ТРЕЗВУЧИЕ. ВИДЫ. ОБРАЩЕНИЯ. Трезвучиемназывается аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Нижний звук трезвучия называется основным (или примой). Средний звук – терцией. Верхний звук трезвучия называется квинтой. Названия сохраняются за звуками аккорда при любом их расположении. Виды трезвучий: Мажорное - Б 5/3 = б.3 + м.3 Увеличенное - Ув. 5/3 = б.3 + б.3 Минорное - М 5/3 = м.3 + б.3 Уменьшенное - Ум. 5/3 = м.3 + м.3 У любого трезвучия есть два обращения(они образуются путем перемещения нижнего звука на октаву вверх, или верхнего на октаву вниз). Первое обращениетрезвучия называется секстаккордом. Основной тон в первом обращении находится наверху. Второе обращение называется квартсекстаккордом. Основной тон во втором обращении находится в середине. Интервальный состав: секстаккорд = 3 + 4 (терция + кварта); квартсекстаккорд = 4 + 3 (кварта + терция). Обозначения: секстаккорд на письме обозначается цифрой 6, квартсекстаккорд – 6/4. Звучание: секстаккорд звучит мягче, квартсекстаккорд – более резко. БИЛЕТ №3 1. Построить и спеть гамму СИ- БЕМОЛЬ МАЖОР. 2. Построить и спеть в СИ - БЕМОЛЬ МАЖОРЕ последовательность аккордов:
T5/3 - T6 - S5/3 - S6 - T6/4 - D7 - Т3 3. Теория: ЛАД. ВИДЫ. Лад – это согласованная система музыкальных звуков, расположенных вокруг главного устоя (тоники) в определенном порядке.Мажорный лад – это лад, на тонике которого строится мажорное трезвучие. Минорный лад – лад, на тонике которого строится минорное трезвучие. Тоникой называется I ступень, лада, от которой строится гамма (поступенный звукоряд от тоники до ее повторения). Строение мажорного лада: 2тона+полутон+3тона+полутон. Строение минорного лада: тон+полутон+2тона+полутон+2тона. Звуки гаммы называются ступенями лада и на письме обозначаются римскими цифрами. Каждая ступень гаммы имеет свое название и назначение: I, III и V – устойчивые ступени. II, IV, VI и VII – неустойчивые ступени. II и VII ступени называются вводными. I, IV и V – главные ступени лада. Виды мажора и минора: 1. Натуральный: ступени гаммы не изменяются. 2. Гармонический: мажор – VI ст. понижается, минор – VII ст. повышается. 3. Мелодический: мажор – VI и VII ст. понижаются, минор – VI и VII повышаются.
БИЛЕТ №4 1. Построить и спеть гамму СОЛЬ МАЖОР 2. Построить и спеть в СОЛЬ МАЖОРЕ последовательность аккордов:
Т5/3 - T6 - S5/3 - S6 - T6/4 - D5/3 - D7 - Т3 3. Теория: ТРЕЗВУЧИЕ. ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА. Трезвучиемназывается аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Трезвучие, построенное на I ступени гаммы (на тонике) называется тоническим. В музыке оно служит главной опорой лада, т.к. выражает завершенность мысли и устойчивость, необходимую для окончания. Обозначается: в мажоре – Т 5/3, в миноре – t 5/3. Трезвучие, построенное на IV ступени гаммы (на субдоминанте) называется субдоминантовым. Обозначается: в мажоре – S 5/3, в миноре – s 5/3. Трезвучие, построенное на V ступени гаммы (на доминанте) называется доминантовым. Обозначается D 5/3 в мажоре и в миноре (в классической музыке принято использовать доминанту в гармоническом виде минора, где повышенная VII ступень придает данному аккорду мажорную окраску). Неустойчивое звучание аккордов S 5/3 и D 5/3 в ладу создает ощущение незавершенности, музыкальной мысли. Особенно напряженно звучит доминанта. Тоника, субдоминанта и доминанта называются ГЛАВНЫМИ ТРЕЗВУЧИЯМИ ЛАДА, т. к. отражают ладовый характер звучания – в натуральном мажоре все аккорды большие (т.е. звучат мажорно), а в натуральном миноре все трезвучия малые (звучат минорно). Для окончания музыкального произведения характерны гармонические обороты: S – D – T (полный); D – T и S – T (неполные). Заключительный оборот D – T чаще всего используется в произведениях зарубежной музыки. Для русской классики характерен более мягкий по звучанию оборот S – T. БИЛЕТ №5 1. Построить и спеть гамму ДО МАЖОР 2. Построить и спеть в ДО МАЖОРЕ последовательность аккордов:
T5/3 - S6/4 - T5/3 - T6 - S5/3 - T6/4 - D7 - Т3 3. Теория: ДОМИНАНТСЕПТАККОРДс разрешением в натуральном мажоре гармоническом миноре. Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккордомназывается септаккорд, построенный от V ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Обозначение – Д7. Интервальный состав: б.3+м.3+м.3 или Б5/3+м.3 По виду этот септаккорд – малый мажорный. Диссонансы, входящие в состав аккорда придают ему напряженный характер звучания: крайние звуки образуют интервал м.7, в состав аккорда входит Ум.53 и тритон ум. 5. Кроме того, в состав Д7 входят неустойчивые ступени. Септаккорд звучит неустойчиво, напряженно и требует разрешения. Разрешается Д7 в тоническую терцию с утроенной тоникой, где ступени разрешаются по правилам тяготения неустойчивых ступеней лада в устойчивые (IV- III, II-I, VII-I, V-I). Примеры: До мажор До минор (гармонический) D7 - Т3 D7 - t3
|
||||||||||||||||||||||||||
|