|
|||
Экология экранного времени или «Принцип трех C»«Экология экранного времени или «Принцип трех C»
Подготовлено: методистом Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования, Байдак К.Г.
Возможно, до пандемии коронавируса, нам удавалось дозировать время, которое наши дети проводят за просмотром мультиков и в играх на различных гаджетах, однако сейчас все изменилось. В связи с введением режима повышенной готовности на территории Донецкой Народной Республики детям всех возрастов приходится находиться дома. Школьники перешли на дистанционное обучение, что в свою очередь увеличивает время пребывания ребенка за компьютером, планшетом или телефоном. Если раньше дети использовали гаджеты только для игр и мультиков, то сейчас они нужны им для того, чтобы учиться, общаться с преподавателями, воспитателями, друзьями и родственниками. В тоже время родители продолжают работать в обычном режиме или выполняют профессиональные задачи, находясь дома, в связи с чем, не всегда имеют возможность проконтролировать времяпрепровождение ребенка и, тем самым, дают ему дополнительную свободу. Так же в связи с распространением вируса COVID-19 Минздравом рекомендовано ограничить, минимизировать или полностью отменить обычные прогулки на свежем воздухе, что влечет за собой еще больше времени проведенного в интернете или за просмотром телевизора. Это вызывает или усиливает у родителей страх за психическое и физическое здоровье детей. Но не стоит слишком сильно переживать и волноваться из-за чрезмерного пребывания ребенка в информационном потоке и интернет-пространстве. Однако есть моменты, на которые стоит обратить внимание и которые позволят «экологично» находиться в цифровой реальности. Специалисты назвали эти аспекты «принципом трех C»: child (ребенок), content (контент) и context (контекст). Вот, как это работает. * Ребенок. Эксперты отмечают, что при создании новых правил и ограничений «экранного времени», следует впервую очередь обращать внимание наребенка: его индивидуальные особенности, состояние здоровья и интересы. «Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, так что вылучше всех сможете определить, сколько времени ему лучше проводить перед экраном телевизора или смартфона», - говорит педиатр Дженни Радески. * Контент. Сейчас, когда «зависание» перед экранами неизбежно, качество информации важно как никогда (куда важнее, чем размер экрана иколичество времени, проведенного перед ним). Хорошо, если выбудете подбирать мультики, игры и различные информационные ролики, основываясь на интересах ребенка инатех целях воспитания и обучения, которые выставите. Интересуйтесь тем, что смотрит ребенок, икак нанего влияет та или иная информация. Специалисты отмечают, что яркие, динамичные мультфильмы способны привести к перевозбуждению, а просмотр видео с животными наоборот может способствовать успокоению. Дети постарше часто предпочитают играть вкомпьютерные онлайн-игры, что далеко не всегда обусловлено игровым мотивом, а зачастую желанием удовлетворить свою потребность в коммуникации. * Контекст. Этот аспект касается того, что происходит в жизни детей за пределами «экранного времени». Родителям необходимо проявлять интерес иучастие втом, что смотрят ихдети. Найдите в своем дне 5 минут времени, чтобы расспроситьребенка отом, что он смотрит, задайте наводящие вопросы, предложите посмотреть вместе, обсудите увиденное – так вы сможете превратить просмотр мультиков даже вобразовательный процесс. Чтобы избежать недопонимания и конфликтов, устанавливайте и проговаривайте границы времени, проведенного в цифровом мире заранее. Детям (особенно маленьким) очень важна структура, накоторую они могут опереться в нынешней нестабильной ситуации. Встройте «экранное время» враспорядок дня придерживайтесь его – так детям будет легче расстаться с мультиками, когда время закончится. Постарайтесь избегать электронных устройств за 1-2 часа до сна. Рекомендуется подавать детям личный пример отношений с гаджетами. Родителям также необходимо дозировать свое время перед экраном, иногда всем полезно отложить гаджеты в сторону и заняться чем-то другим, например, чтением книг, играми или беседой с членами семьи. «Сейчас для сохранения ментального благополучия детям больше всего нужны их родители», - говорит доктор Д. Радески. «Если вы чувствуете, что устали и не справляетесь, найдите способы заняться чем-то, что поможет вам успокоиться, собраться и восстановить эмоциональные ресурсы, необходимые для общения с детьми. Это поможет им лучше адаптироваться к текущей ситуации». Пандемия, затянувшаяся на неопределенное время, заставляет нас адаптировать к новым реалиям, обновлять схемы действий инаходить свежие решения, которые помогут нам справиться с данной нестандартной ситуацией. Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Так давайте их использовать для развития и усовершенствования, не забывая про «принцип трех C».
|
|||
|