|
|||
Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 —Ассоциация художников революции, АХР). Москва, 1922—1932.Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 —Ассоциация художников революции, АХР). Москва, 1922—1932.
Основание. АХРР основана в мае 1922 по инициативе ряда членов ТПХВ, СРХ и ОХМШ. Опираясь на традиции передвижников, стремилась к созданию содержательных произведений, отражающих современную действительность. Боролась с лефовской установкой на отмирание станковой живописи и с лозунгом «искусство для искусства». Радимов. Толчком к созданию ассоциации послужил диспут о реалистическом искусстве 1 марта 1922, накануне открытия 47-й выставки ТПХВ, в которой приняли участие будущие основатели АХРР. Центральным моментом диспута стало обсуждение доклада председателя ТПХВ П. А. Радимова «О значении быта в современной живописи» и декларации ТПХВ, основные положения которой, в частности, тезис о «документально-правдивом отражении советской действительности», позже легли в основу декларации АХРР. Прототип. В конце марта 1922 по инициативе П. А. Радимова, А. В. Григорьева, Е. А. Кацмана и других художников реалистического направления была создана «Ассоциация художников, изучающих революционный быт» (АХИРБ), которая получила поддержку Главполитпросвета во главе с Н. К. Крупской и фактически стала ядром будущего объединения. АХИРБ считала необходимым черпать сюжеты для художественных произведений непосредственно в гуще рабочих масс и развернула работу на промышленных предприятиях Москвы. Первая выставка. 1 мая 1922 на Кузнецком мосту открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», организованная по инициативе АХИРБ и Главполитпросвета с участием членов ТПХВ, СРХ, ОХМШ, МТХ и других объединений. Эта выставка в дальнейшем считалась первой выставкой АХРР. 13 мая, в дни ее работы на квартире художника С. В. Малютина, состоялось организационное собрание, на котором было решено создать на основе АХИРБ новое объединение под предполагаемым названием «Общество художников революционной России». Одновременно была создана комиссия под председательством Радимова для выработки устава и декларации. В конце мая было утверждено название «Ассоциация художников революционной России», приняты устав и декларация, а также сформирован президиум АХРР, во главе которого встали П. А. Радимов (председатель), А. В. Григорьев (товарищ председателя), Е. А. Кацман (секретарь). С 1923 председателем стал Григорьев. Члены. Первыми действительными членами АХРР стали учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, А. А. Вольтер, А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, И. Г. Дроздов, М. Д. Дроздов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, С. М. Карпов, Н. Г. Котов, П. Ю. Киселис, Ф. К. Лехт, С. В. Малютин, Н. М. Никонов, С. А. Павлов, В. Н. Перельман, П. А. Радимов, С. В. Рянгина, А. А. Сидоров, Л. С. Сосновский, Н. Б. Терпсихоров, Д. А. Топорков, Н. П. Христенко и Б. Н. Яковлев. Декларация. Из Декларации АХРР: «.. .Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянство, деятелей революции и героев труда. Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата (...) Революционный день, революционный момент — героический день, героический момент, и мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания (...)». Филиалы. К лету 1923 АХРР насчитывала до 300 членов. В последующие два года, после летних поездок ахрровцев по стране, повсеместно стали организовываться областные и республиканские филиалы, число которых в 1926 достигло 40, а число входящих в них художников — 650. Позднее специальным постановлением Совнаркома ассоциация получила право открывать свои отделения на всей территории СССР. В числе первых были созданы филиалы в Ленинграде, Казани (Татарский филиал), Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону, Рязани, Вятке, Уфе, Томске, Омске, Новосибирске (позже влился в общество «Новая Сибирь»), Владивостоке, Свердловске, Калуге, Тамбове, Оренбурге, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Воронеже, Пензе, Чебоксарах (Чувашский филиал), Баку, Ташкенте, Тифлисе (Грузинский филиал), Эривани (Армянский филиал; с 1930 существовал как независимая организация — АХРА) и др. По аналогии с АХРР в 1923 была организована Ассоциация художников Красной (Червоной) Украины (АХЧУ). Состав. Состав АХРР пополнялся за счет других художественных обществ. Так, в 1924 в нее вошли члены Нового общества живописцев, весной 1926 — большая группа бывших «бубнововалетцев» из общества «Московские живописцы» (после 8-й выставки АХРР эта группа вышла из ассоциации и образовала Общество московских художников — ОМХ), в 1929;— группа из общества «Бытие», в начале 1931—группа из общества «Четыре искусства». В АХРР вошли многие мастера, получившие признание до революции: В. Н. Бакшеев, И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов, П. П. Соколов-Скаля, К. Ф. Юон и др. Молодежь. В 1925 по инициативе московских и ленинградских учащихся художественных вузов было создано Объединение молодежи АХРР (ОМАХРР), которое обрело статус автономной организации при АХРР с самостоятельным уставом и структурой. В 1927 при АХРР организовалось Объединение художников-самоучек (ОХС). ОМАХРР и ОХС развивались под идеологическим руководством АХРР, имели разветвленную сеть филиалов в областных и республиканских центрах. Обе организации были представлены в руководстве АХРР и впоследствии оказывали заметное влияние на ее курс. В 1927 для общественного содействия ассоциации было создано Общество друзей АХРР (ОДА). Выставки. Основным направлением в деятельности АХРР в 1920-е годы стала выставочная работа. Ассоциация ввела тематический принцип выставок, придав им характер целенаправленных творческих отчетов. Состоялись следующие выставки АХРР: «Жизнь и быт Красной Армии» (2-я, июнь — июль 1922), «Жизнь и быт рабочих» (3-я; сентябрь 1922), «Красная Армия» (4-я; март 1923), «Уголок им. В. И. Ленина» (5-я; май 1923), «Революция, быт и труд» (6-я и 7-я; январь — февраль 1924 и февраль —март 1925), «Жизнь и быт народов СССР» (8-я; май — август 1926; затем показана в Ленинграде), «Выставка эскизов, этюдов и скульптуры Московской организации АХРР бывали видные государственные деятели и военачаль-раль — март 1928), «Искусство в массы» (11-я; июнь 1929). Наиболее представительными по числу участников и количеству работ стали 8-я, 10-я и 11-я выставки. В составе последней были развернуты 2-я выставка ОМАХР и 2-я выставка ОХС, а общее число участников составило 331. АХРР участвовала в XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928) и в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929); провела самостоятельную выставку в Кёльне (1929). Наряду с этим в 1923—1931 состоялось более 70 выставок областных и республиканских филиалов. Выставки АХРР организовывались с большим размахом, чему во многом способствовала поддержка Реввоенсовета, а также ВЦСПС и других общественных организаций. Рекордная посещаемость выставок свидетельствовала о популярности художников этого направления у широких масс. На выставках АХРР бывали видные государственные деятели и военачальники. Так, 10-ю выставку посетили все члены Политбюро ЦК ВКП(б). Самодеятельность. В то же время, для выставок АХРР был характерен резкий контраст между произведениями крупных мастеров и работами самодеятельного уровня. К тому же заданная тематика выставок часто толкала художников к чрезмерной иллюстративности. Луначарский, отвечая на упреки критики, писал в предисловии к каталогу 8-й выставки: «АХРР, правильно взрыхляя художественную новизну, пригласила художественно заговорить перед лицом народа всех, кто хочет служить ему и кто имеет дар наблюдать жизнь, и была не очень строга на первом широком смотре наших художественных сил; несмотря на это, доброжелательный глаз скорее скажет — и скажет справедливо, — что слабые произведения тонут в произведениях прекрасных, хороших, удовлетворительных и поэтому уже интересных по своему содержанию. Друг АХРР пожелает ей в будущем все большей четкости форм, позаботиться о том, чтобы и наивный реализм, который кое-где путает еще ноги многих участников выставки, поднялся до сознательного реалистического творчества». Издательство. В 1924 было создано производственное бюро и издательская часть АХРР, которая занималась выпуском цветных репродукций, открыток, альбомов и выставочных каталогов (в 1929 издательство было передано ОГИЗу). С 1925 работало информационное бюро ассоциации, регулярно выпускавшее бюллетени. С 1929 ассоциация издавала журнал «Искусство в массы» (вышло 20 номеров). Съезд. 3 мая 1928 в зале Гос. Академии художественных наук открылся 1-й Всесоюзный съезд АХРР, в работе которого приняло участие 150 делегатов. На съезде выступили А. В. Луначарский и Ем. Ярославский. В принятой декларации давалась установка «художественно претворить в реалистических формах, понятных широчайшим массам трудящихся, доподлинную революционную действительность». Съезд наметил курс на художественное оформление быта трудящихся и художественную обработку предметов массового потребления. Была также провозглашена задача объединить революционных художников всех стран в единую организацию — «Интерахр» и принято обращение «К революционным художникам всех стран». На съезде было принято новое название объединения — «Ассоциация художников Революции» (АХР). Распад. В последующий период в АХР наметилось усиление пролеткультовских тенденций, выразителями которых были, в основном, деятели ОМАХР и ОХС, занявшие ключевые позиции в руководстве ассоциации. Решения III пленума Центрального совета АХР (декабрь 1929), который выработал тезисы «О федерировании художественных обществ» и принял постановление «О чистке АХР», послужили толчком для выхода из ассоциации большой группы ее старых членов во главе с бывшим председателем президиума А. В. Григорьевым. Весной 1930 эта группа объединилась в Союз советских художников, который ставил задачей развитие реалистических традиций в духе прежнего курса АХРР. После III пленума Центральный совет возглавил Я. И. Цирельсон. Летом 1930 АХР стала инициатором создания ФОСХ. В начале 1931 коммунистические фракции АХР, ОМАХР и ОХС совместно выработали «Проект платформы для консолидации пролетарских сил на изофронте» («За пролетарское искусство!»), в основу которого легла идея дифференциации художников по классовому признаку. На IV пленуме Центрального совета АХР (март 1931) было провозглашено создание РАПХ, основное ядро которого составили кадры АХР, ОМАХР и ОХС. АХР была ликвидирована в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932.
Стала прообразом единого Союза художников.
|
|||
|