Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 —Ассоциация художников рево­люции, АХР). Москва, 1922—1932.



Ассоциация художников революционной России (АХРР; с 1928 —Ассоциация художников рево­люции, АХР). Москва, 1922—1932.

 

Основание. АХРР основана в мае 1922 по инициативе ряда членов ТПХВ, СРХ и ОХМШ. Опираясь на традиции передвиж­ников, стремилась к созданию содержательных произведений, отражающих современную действительность. Боролась с лефовской установкой на отмирание станковой живописи и с ло­зунгом «искусство для искусства».

Радимов. Толчком к созданию ассоциации послужил диспут о реалистическом искусстве 1 марта 1922, накануне открытия 47-й вы­ставки ТПХВ, в которой приняли участие будущие основатели АХРР. Центральным моментом диспута стало обсуждение до­клада председателя ТПХВ П. А. Радимова «О значении быта в современной живописи» и декларации ТПХВ, основные по­ложения которой, в частности, тезис о «документально-правди­вом отражении советской действительности», позже легли в ос­нову декларации АХРР.

Прототип. В конце марта 1922 по инициативе П. А. Радимова, А. В. Григорьева, Е. А. Кацмана и других художников реалистического направления была создана «Ассоциация художников, изучаю­щих революционный быт» (АХИРБ), которая получила под­держку Главполитпросвета во главе с Н. К. Крупской и фак­тически стала ядром будущего объединения. АХИРБ считала необходимым черпать сюжеты для художественных произведе­ний непосредственно в гуще рабочих масс и развернула ра­боту на промышленных предприятиях Москвы.

Первая выставка. 1 мая 1922 на Кузнецком мосту открылась «Выставка кар­тин художников реалистического направления в помощь голо­дающим», организованная по инициативе АХИРБ и Главполит­просвета с участием членов ТПХВ, СРХ, ОХМШ, МТХ и дру­гих объединений. Эта выставка в дальнейшем считалась пер­вой выставкой АХРР. 13 мая, в дни ее работы на квартире художника С. В. Малютина, состоялось организационное собра­ние, на котором было решено создать на основе АХИРБ новое объединение под предполагаемым названием «Общество ху­дожников революционной России». Одновременно была со­здана комиссия под председательством Радимова для выра­ботки устава и декларации. В конце мая было утверждено на­звание «Ассоциация художников революционной России», при­няты устав и декларация, а также сформирован президиум АХРР, во главе которого встали П. А. Радимов (председа­тель), А. В. Григорьев (товарищ председателя), Е. А. Кацман (секретарь). С 1923 председателем стал Григорьев.

Члены. Первыми действительными членами АХРР стали учреди­тели: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, А. А. Вольтер, А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, И. Г. Дроздов, М. Д. Дроз­дов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, С. М. Карпов, Н. Г. Котов, П. Ю. Киселис, Ф. К. Лехт, С. В. Малютин, Н. М. Никонов, С. А. Павлов, В. Н. Перельман, П. А. Радимов, С. В. Рянгина, А. А. Сидоров, Л. С. Сосновский, Н. Б. Терпсихоров, Д. А. То­порков, Н. П. Христенко и Б. Н. Яковлев.

Декларация. Из Декларации АХРР: «.. .Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве.

Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянство, деятелей революции и героев труда.

Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата (...)

Революционный день, революционный момент — героический день, героический момент, и мы должны теперь в монументаль­ных формах стиля героического реализма выявить свои худо­жественные переживания (...)».

Филиалы. К лету 1923 АХРР насчитывала до 300 членов. В после­дующие два года, после летних поездок ахрровцев по стране, повсеместно стали организовываться областные и республикан­ские филиалы, число которых в 1926 достигло 40, а число вхо­дящих в них художников — 650. Позднее специальным поста­новлением Совнаркома ассоциация получила право открывать свои отделения на всей территории СССР. В числе первых были созданы филиалы в Ленинграде, Казани (Татарский фи­лиал), Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Аст­рахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону, Рязани, Вятке, Уфе, Томске, Омске, Новосибирске (позже влился в общество «Новая Сибирь»), Владивостоке, Свердловске, Калуге, Там­бове, Оренбурге, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Воронеже, Пензе, Чебоксарах (Чувашский филиал), Баку, Ташкенте, Тиф­лисе (Грузинский филиал), Эривани (Армянский филиал; с 1930 существовал как независимая организация — АХРА) и др. По аналогии с АХРР в 1923 была организована Ассоциа­ция художников Красной (Червоной) Украины (АХЧУ).

Состав. Состав АХРР пополнялся за счет других художественных обществ. Так, в 1924 в нее вошли члены Нового общества живописцев, весной 1926 — большая группа бывших «бубнововалетцев» из общества «Московские живописцы» (после 8-й вы­ставки АХРР эта группа вышла из ассоциации и образовала Общество московских художников — ОМХ), в 1929;— группа из общества «Бытие», в начале 1931—группа из общества «Че­тыре искусства». В АХРР вошли многие мастера, получившие признание до революции: В. Н. Бакшеев, И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, Д. И. Митрохин, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов, П. П. Соколов-Скаля, К. Ф. Юон и др.

Молодежь. В 1925 по инициативе московских и ленинградских уча­щихся художественных вузов было создано Объединение мо­лодежи АХРР (ОМАХРР), которое обрело статус автономной организации при АХРР с самостоятельным уставом и структу­рой. В 1927 при АХРР организовалось Объединение художни­ков-самоучек (ОХС). ОМАХРР и ОХС развивались под идео­логическим руководством АХРР, имели разветвленную сеть филиалов в областных и республиканских центрах. Обе орга­низации были представлены в руководстве АХРР и впоследствии оказывали заметное влияние на ее курс. В 1927 для обществен­ного содействия ассоциации было создано Общество друзей АХРР (ОДА).

Выставки. Основным направлением в деятельности АХРР в 1920-е годы стала выставочная работа. Ассоциация ввела тематический принцип выставок, придав им характер целенаправленных творческих отчетов. Состоялись следующие выставки АХРР: «Жизнь и быт Красной Армии» (2-я, июнь — июль 1922), «Жизнь и быт рабочих» (3-я; сентябрь 1922), «Красная Ар­мия» (4-я; март 1923), «Уголок им. В. И. Ленина» (5-я; май 1923), «Революция, быт и труд» (6-я и 7-я; январь — февраль 1924 и февраль —март 1925), «Жизнь и быт народов СССР» (8-я; май — август 1926; затем показана в Ленинграде), «Вы­ставка эскизов, этюдов и скульптуры Московской организации АХРР бывали видные государственные деятели и военачаль-раль — март 1928), «Искусство в массы» (11-я; июнь 1929). Наиболее представительными по числу участников и количе­ству работ стали 8-я, 10-я и 11-я выставки. В составе последней были развернуты 2-я выставка ОМАХР и 2-я выставка ОХС, а общее число участников составило 331. АХРР участвовала в XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928) и в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929); провела самостоятельную выставку в Кёльне (1929). Наряду с этим в 1923—1931 состоялось более 70 выставок областных и республиканских филиалов.

Выставки АХРР организовывались с большим размахом, чему во многом способствовала поддержка Реввоенсовета, а также ВЦСПС и других общественных организаций. Рекорд­ная посещаемость выставок свидетельствовала о популярности художников этого направления у широких масс. На выставках АХРР бывали видные государственные деятели и военачаль­ники. Так, 10-ю выставку посетили все члены Политбюро ЦК ВКП(б).

Самодеятельность. В то же время, для выставок АХРР был характерен резкий контраст между произведениями крупных мастеров и работами самодеятельного уровня. К тому же заданная тематика выста­вок часто толкала художников к чрезмерной иллюстративности. Луначарский, отвечая на упреки критики, писал в предисловии к каталогу 8-й выставки: «АХРР, правильно взрыхляя художе­ственную новизну, пригласила художественно заговорить перед лицом народа всех, кто хочет служить ему и кто имеет дар на­блюдать жизнь, и была не очень строга на первом широком смотре наших художественных сил; несмотря на это, доброже­лательный глаз скорее скажет и скажет справедливо, что слабые произведения тонут в произведениях прекрасных, хоро­ших, удовлетворительных и поэтому уже интересных по своему содержанию. Друг АХРР пожелает ей в будущем все большей четкости форм, позаботиться о том, чтобы и наивный реализм, который кое-где путает еще ноги многих участников выставки, поднялся до сознательного реалистического творчества».

Издательство. В 1924 было создано производственное бюро и издатель­ская часть АХРР, которая занималась выпуском цветных репродукций, открыток, альбомов и выставочных каталогов (в 1929 издательство было передано ОГИЗу). С 1925 работало информационное бюро ассоциации, регулярно выпускавшее бюллетени. С 1929 ассоциация издавала журнал «Искусство в массы» (вышло 20 номеров).

Съезд. 3 мая 1928 в зале Гос. Академии художественных наук от­крылся 1-й Всесоюзный съезд АХРР, в работе которого при­няло участие 150 делегатов. На съезде выступили А. В. Луна­чарский и Ем. Ярославский. В принятой декларации давалась установка «художественно претворить в реалистических фор­мах, понятных широчайшим массам трудящихся, доподлинную революционную действительность». Съезд наметил курс на ху­дожественное оформление быта трудящихся и художественную обработку предметов массового потребления. Была также про­возглашена задача объединить революционных художников всех стран в единую организацию — «Интерахр» и принято об­ращение «К революционным художникам всех стран». На съезде было принято новое название объединения — «Ассоциа­ция художников Революции» (АХР).

Распад. В последующий период в АХР наметилось усиление пролеткультовских тенденций, выразителями которых были, в основ­ном, деятели ОМАХР и ОХС, занявшие ключевые позиции в ру­ководстве ассоциации. Решения III пленума Центрального совета АХР (декабрь 1929), который выработал тезисы «О федерировании художественных обществ» и принял постановле­ние «О чистке АХР», послужили толчком для выхода из ассо­циации большой группы ее старых членов во главе с бывшим председателем президиума А. В. Григорьевым. Весной 1930 эта группа объединилась в Союз советских художников, кото­рый ставил задачей развитие реалистических традиций в духе прежнего курса АХРР. После III пленума Центральный совет возглавил Я. И. Цирельсон.

Летом 1930 АХР стала инициатором создания ФОСХ. В на­чале 1931 коммунистические фракции АХР, ОМАХР и ОХС совместно выработали «Проект платформы для консолидации пролетарских сил на изофронте» («За пролетарское искус­ство!»), в основу которого легла идея дифференциации худож­ников по классовому признаку. На IV пленуме Центрального совета АХР (март 1931) было провозглашено создание РАПХ, основное ядро которого составили кадры АХР, ОМАХР и ОХС.

АХР была ликвидирована в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932.

  

 

Стала прообразом единого Союза художников.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.