Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПУШКИНСКИЕ МЕСТА В ОРЕНБУРГЕ» КАК МЕТОД ОПИСАНИЯ МЕСТНОСТИ»



 

Е. Андреева

Оренбург

Кулаева Г.М., д.п.н., доцент

«ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПУШКИНСКИЕ МЕСТА В ОРЕНБУРГЕ» КАК МЕТОД ОПИСАНИЯ МЕСТНОСТИ»

Русский язык как учебный предмет следует рассматривать как средство, необходимое для жизни и труда, которым нужно хорошо владеть для достижения результата при общении. Чтобы приблизиться к жизни, надо выйти за пределы класса, послушать живую речь, воспринимать те факты, явления действительности, которые находятся вне школьных стен. Большую роль в этом смысле может оказать экскурсия.  Само слово «экскурсия» трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев и т. д.), форма и метод приобретения знаний [5, с. 3]. Экскурсия дает учащимся новые знания, расширяет их кругозор, создает эмоциональное общение, обращает их внимание на жизнь родного края, краеведчески значимые объекты. Учебная экскурсия учит наблюдательности, сбору материала, делать выводы, сравнивать. А все это способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию обучающихся, а в речевом плане развитию языковой личности в целом. 

Метод учебной экскурсии не является новым, а скорее хорошо забытым старым. Экскурсия как метод фигурирует в работах Л.П. Богоявленского и Н.П. Каноныкина (1924), в учебнике А.В. Текучева «Очерки по методике русского языка» (1980), в публикации Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцовой «Основы методики русского языка в 4 – 8 классах» (1983 г.), в книге «Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах» Т.А. Ладыженской.

В методических публикациях в 70 –х годов ХХ столетия (экскурсия рассматривалась преимущественно как средство для сбора информации и материала для творческих работ и сочинения. Методисты Т.А. Ладыженская и Л.Т. Григорян называли экскурсию методом, общим для всех предметов.

В последнее время учебная экскурсия как метод стала широко применяться на разных учебных предметах, как-то: история, математика, физика, иностранный язык [8].

В современных публикациях разрабатываются разные виды классификаций экскурсий – учебные, производственные, краеведческие, литературоведческие, исторические [2; 4]. На уроках русского языка можно проводить экскурсии языковые и речевые, виртуальные и реальные.

В современной методической науке появился новый вид экскурсии – интерактивные экскурсии.

Интерактивная экскурсия на уроке – это инновационная технология, позволяющая имитировать реальное передвижение по маршруту или создать в учебной аудитории эффект присутствия в музее, картинной галерее, виртуализировать образовательный процесс, поместив обучающихся в специально организованную среду и активировав их познавательную активность [1, с. 14]. Интерактивная экскурсия может пониматься как посещение объектов туристского показа при активном с ними взаимодействии.

Экскурсию правомерно рассматривать как особую форму проведения урока, в зависимости от целей, задач и выбранного объекта уроки-экскурсии могут быть различными. В современных исследованиях Е.В. Александрова, Н.Д. Алексеева, А.В. Астахова, Т.А. Налимова выделен урок-экскурсия и его виды: урок-путешествие, урок-игра, урок-квест [1; 2; 3]. В школе можно проводить разные экскурсии: языковые и речевые, виртуальные и реальные. Общим остается – связь изучаемого с жизнью и жизненным опытом учащихся.

Интерактивные экскурсии носят речевой характер и могут применяться на уроке описания природы, местности как инновационная технология [3, с. 200].

Представим в статье основные этапы урока – экскурсии по теме «Пушкинские места в Оренбурге». Цель урока-экскурсии - показать связь великого русского поэта с нашим городом, продемонстрировать учащимся места города Оренбурга, где был А.С. Пушкина, провести подготовку учащихся к созданию сочинения-описания местности.

Интерактивная экскурсия планировалась по тем местам, которые посетил поэт в 1833 г. в Оренбурге с целью сбора материалов по истории пугачевской крестьянской войны и впоследствии положенного в основу романа «Капитанская дочка».

 Совместно с учащимися был разработан маршрут экскурсии «Пушкинские места в Оренбурге», включающий 9 пунктов остановки (можно не читать, они раскрываются дальше)

· Приезд Пушкина в Оренбург. Цель визита.

· Неплюевское военное училище.

· Гостиный двор.

· Государственный архив Оренбургской области.

· Пушкин в Бёрдах.

· Памятник «Пушкинский учёный кот».

· Памятник Пушкину и Далю в сквере.

· Памятник Пушкину.

· Красная гора.

 Учитель на этом уроке выступает в роли куратора, подготавливает маршрут, подбирает материал, распределяет его.

Перед началом экскурсии класс с помощью жетонов делится на 2 группы: экскурсоводы и краеведы. Экскурсоводам необходимо выписать группы слов, которые им понадобятся для составления текста-описания пушкинских мест. Краеведам предстоит работа с историческими сведениями, с датами, которые были названы во время всей экскурсии. Это нужно для систематизации полученной информации.

Остановимся только на отдельных маршрутах экскурсии.       

Маршрутная остановка 1. Приезд Пушкина в Оренбург. Цель визита.

На этой остановке слово предоставляется краеведам.

Маршрутная остановка 2. Неплюевское военное училище. Слово предоставляется краеведам и экскурсоводам, которые могут представить в экскурсионной речи следующие сведения. Речь сопровождается слайдами.

А.С. Пушкин вместе с чиновником особых поручений и его знакомым В.И. Далем посетили Неплюевское военное училище. Директор училища – инженер-капитан Константин Демьянович Артюхов. Училище было открыто в январе 1825 г. и получило название в честь первого губернатора Оренбургской губернии Ивана Ивановича Неплюева.

Военное училище стало культурным центром в городе, при нём работала типография, где печатались книги на русском и арабском языках. В здании была домовая Воскресенская церковь, в которой имелась особая библиотека, заключающая в себе более 700 экземпляров книг духовно-нравственного содержания.

Экскурсоводы рассказывают и показывают, что сейчас находится на месте Неплюевского военного училища. 

Маршрутная остановка «Гостиный двор». Затем знакомство с пушкинскими местами продолжается. Экскурсовод – ученик рассказывает следующее.

Как сообщают краеведы, гостиный двор строился с военно-оборонительной целью, по типу крепости и был обнесён высокой каменной стеной. Длина его равнялась 104 саженям и ширина — 94 саженям. Гостиный двор служил местом для зимней торговли. Это было прекрасное по тому времени сооружение. Посмотрите на иллюстрацию. Над западными воротами до сих пор еще возвышается старинная башня. Внутри его размещались 150 лавок и амбаров. Своды и навесы над лавками позволяли вести торговлю в любую погоду. В XVIII веке он был одноэтажным, с глухими стенами на улицу. Постепенно гостиный двор переделывался так, что двери и окна лавок стали выходить на улицу.

В настоящее время здесь размещается современный торговый комплекс.

Маршрутная остановка 4. «Государственный архив Оренбургской области».

 Александр Сергеевич Пушкин посетил и Оренбургский архив. Это здание на набережной, предназначалось оно под архив и денежные кладовые, (позднее это здание было передано под гауптвахту; теперь здесь музей города Оренбурга). Там поэт просмотрел документы и сделал для себя выписки, которые могли пригодиться ему в работе.

В заключении подводится итог: по каким местам прошла экскурсия, как назывались места, посещенные поэтом, как изменилась местность губернского города с того времени, сохранились ли места, здания, в которых был поэт. Учитель говорит и о том, как сегодня в Оренбурге обозначены пушкинские места, сохранилась память ого пребывании на оренбургской земле, как это изменило лицо города. В память о приезде А.С. Пушкине в Оренбург и Берды установлены памятники, мемориальные доски.

Далее учитель подводит итоги работы на уроке и даёт домашнее задание по группам:

1. Напишите сочинение-описание местности «Мое путешествие с А.С. Пушкиным по улице Советской».

2. Сочинение-описание местности вокруг памятника А.С. Пушкину на набережной Урала.

В заключении скажем, что подготовка и проведение урока-экскурсии осуществляется вместе с обучающимися, реализуя тем самым интерактивность, коммуникативность как современные принципы обучения.

Список литературы

1. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – С. 12–14.

2. Алексеева, Н.Д. Квест–экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Н.Д. Алексеева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1 (20). – С. 14–17.

3. Астахова, А.В. Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка / А.В. Астахова, Т.А. Налимова / Концепт. – Киров. – 2017. – № Т 39 . – С. 2836 – 2840.

4. Ванеева, О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства / О.В. Ванеева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №212. – С. 189–196.

5. Добрина, Н.А. Экскурсоведение [Текст]: учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2012. – 286 с.

6. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов; Рос. междунар. акад. туризма. – М.: Советский спорт, 2009. – 2016 с.

7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М.: Флинта. Наука, 1998. –С. 56.

8. Смолеусова, Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе – это инновация? / Т.В. Смолеусова // Начальная школа До и После.  –2013. – № 10. – С.57–60.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.