Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дата: 26 мая



Дата: 26 мая

Тема урока:Нахождение в отрывке из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос» непонятных слов и выражений.

Этапы урока Содержание урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, уважаемые родители, дети. Запишите в тетради число, тему урока. Вот так: Двадцать шестое мая Н. Некрасов «Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Начинаем урок литературы, последний в учебном году. Задачи урока: учиться понимать содержание текста через работу над языком произведения, воспитывать потребность внимательного и осознанного прочтения текста исторического содержания, уважительное отношение к языку русского народа, своей Родине.
2. Вступительное слово учителя.   3. Основной этап урока.   Проблемные  вопросы.   4. Самостоятельное вычитывание произведения.   5.Работа над словами и выражениями.     6. Обобщение.   Проблемный вопрос.           (1821 – 1877)   Сегодня мы повторно прочитаем отрывок из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос», потому что эта поэма заслуживает особого внимания, как и само творчество Некрасова. Некрасов – это истинно народный классик русской литературы, певец народной жизни.   О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему». А это значит, что лира его была написана очень понятным народу языком, коль народ нарёк Некрасова своим певцом. Язык определяет суть народа, его жизнь. Язык – это традиции, культура, без которой человек обречён на вымирание. Язык явление развивающееся. И во времена Некрасова в языке были совсем другие слова и выражения, определяющие понятия, явления, предметы. И именно язык поэта позволял русскому народу понимать и осмысливать те идеи, которые хотел донести до народа писатель. -Каким же языком пользовался Некрасов в своём произведении? Языком XIX века (19). Век, в котором жил и творил свои произведения писатель. - Как язык, используемый писателем, помогает понять нам, читателям XXI (21 века), текст исторического содержания? · Перечитаем повторно отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» (стр. 204 – 207). Обратим внимание на слова и выражения, которые у вас вызвали затруднение.     - Какие слова вызывали вопросы при чтении? Давайте их разберём подробно, запишем лексические значения в тетрадь, некоторые проиллюстрируем.   Рожь    - хлебный злак, из зёрен которого изготовляется мука, идущая на выпечку черного хлеба. На Руси ее выращивали еще до принятия христианства. Рожь занимала важное место на столе славянских народов. Не утратила она своего значения и сегодня. Золотой сноп -  связанные в большую охапку стебли (вместе с колосьями) сжатых хлебных злаков. Золотой употребляется в значении цвета золота, блестяще-жёлтый. На Руси в 19 веке связывали стебли перевяслом. Сжата рожь -    хлебные злаки убраны серпами, косами.Посмотрите картины известных художников, которые иллюстрируют жатву.   Рассмотрите внимательно орудия труда на слайде (коса, серп), которые использовали крестьяне во время жатвы.   Жбан - сосуд в виде кувшина с крышкой. В жбанах крестьяне хранили напитки.   Хомут - надеваемая на шею часть конской упряжи, состоящая из деревянного остова — клещей и покрывающего его мягкого валика -хомутины. Горох обвил шею ребёнка так, что напоминает хомут для лошади. - Почему так произошло? Потому что горох – это вьющееся травянистое растение. Пострелёнок – озорник, сорванец. Тятька – отец.   - Почему Некрасов взял для своего произведения именно такие слова, а не другие? Они входили в активный языковой словарь того времени, которое изображено в произведении. Они были обиходными, то есть были в обиходе, в повседневном разговоре русских людей. Слова помогают понять содержание произведения, написанного в XIX веке.   Язык, используемый Некрасовым при написании произведения, погружает читателя в далёкое прошлое, мало нам известное. И только детальная работа над лексическим значением слов и выражений позволяет это далёкое прошлое осмыслить, понять. А ещё нам помогали на сегодняшнем уроке понять содержание поэмы картины известных художников, Мясоедова и Пластова, на которых мы увидели изображение крестьянского труда в летний период времени, когда поспели рожь и пшеница, и началась жатва. - Зачем нужно изучать язык художественного произведения? Язык художественного произведения, который включает слово, в первую очередь, помогает понять мысли и чувства писателя, ведь через слово писатель воздействует на читателя, на его мысли, чувства, способствует формированию его взглядов. - А какие чувства писателя выражены в тех словах, над которыми мы сегодня работали в ходе урока? Любование крестьянским трудом, крестьянскими детьми. Уважение к своей Родине, её историческому прошлому начинается с уважения к родному языку. Берегите, любите, цените родной язык, как это делал Николай Алексеевич Некрасов.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.