|
|||
Арефьева Д.. Овкаджиева К.. Перфилова К.
Тема 4:Воспитательная система школы Вопрос 3:Авторские воспитательные системы. Арефьева Д. Овкаджиева К. Перфилова К. ЭМБ-21
Рассмотрим воспитательные системы таких известных русских и советских педагогов как: Виктора Николаевича Сорока-Россинского и Станислава Теофиловича Шацкого. Педагогические идеи В. Н. Сорока-Россинского Проблема массовой детской беспризорности в первые послереволюционные годы становилась все более острой. Только в начале 1920-х годов, когда борьбу с беспризорностью и детской преступностью стали курировать чекисты, появились первые результаты. В то время как в Украине лидером новой педагогики стал А.С. Макаренко, в Санкт-Петербурге - В.Н. Сорока-Россинский. Сорока-Россинский проповедовал идею детского самоуправления. Он не разделял почти фанатичной веры Макаренко в торжество идеалов коммунизма. Его идеалами были общечеловеческие ценности культуры и искусства, вера в гуманизм и просвещение. Главным в воспитательно-учебном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку.
По мнению Сорока-Россинского основные принципы воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитание на традициях устного народного творчества. Он пропагандировал принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Он полагал, что переход от принуждения к принципу добровольчества должен осуществляться на основе: - самостоятельности, - самоуправления, - соревновательности, - самокритичности. Принцип игры, как естественная потребность растущего организма, должен быть основополагающим в организации всей жизнедеятельности воспитанников. В ШКИД широко использовался метод игр: инсценировки, постановки, журналистское творчество, конкурсы и соревнования. Кроме того, что Виктор Николаевич Сорока-Россинский занимался преподаванием и был руководителем Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М.Достоевского, он был ещё и её создателем. Он решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных.
Станислав Теофилович Шацкий. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью: - удовлетворение культурных; - социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной, и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование.
Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоционaльной и умственной жизнью. B обучении упор был сделaн на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления.
Основной метод С.Т. Шацкого Состоит из 4-х элементов: 1). Опыт. Метод опирается на реальный опыт ребёнка, который д.б. выявлен педагогом. 2). Занятия. Зная про опыт ребёнка, необходимо организовать для этого ребёнка занятия в школе. 3). Знания. Ребёнок получает опыт (лаборатория), а после этого ребёнка вводят в систему готовых знаний (накопленный человеческий опыт). 4). Навыки. К этому присоединяются упражнения, которые дают ребёнку - навыки. Основная методическая задача: связать в единый процесс три вида опытной деятельности ребёнка: - личный, - организованный, и - готовый опыты: в школе и в жизни этого ребёнка. Вывод: Характер целевых ориентиров в работе с детьми может служить основанием для определения типа воспитательной системы. У В.Н. Сорока-Россинского и С.Т. Шацкого были свои воспитательные системы. На основе их трудов и деятельности формировалась социальная педагогика.
|
|||
|