Виды и формы знаний. Виды знаний
Виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Смысловые значения понятия «знание»:
·Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
·Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
·Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Виды знаний:
Виды знаний
Наименование
| Особенности, сущность
| Научное
| Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов.
| Житейское
| Носит эмпирический характер. Знание, которое основано на здравом смысле , обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.
| Практическое
| Преобразование мира, овладение вещами.
| Художественное
| Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.
| Рациональное
| Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.
| Иррациональное
| Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции
| Личностное
| Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.
|
Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
- Донаучное — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
- Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
- Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.
- Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
- Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Формы ненаучного знания
| Особенности
| Донаучное
| Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
| Паранаучное
| От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней.
| Лженаучное
| Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки .
| Антинаучное
| Утопичное, искажающее действительность.
| Квазинаучное
| «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку.
| Псевдонаучное
| «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах.
|
|