|
|||
Способы предупреждения конфликтов
Дата: 23.05.20 (1 часа) Психология общения Лекция №18 Тема: Способы предупреждения и разрешения конфликтов Цель: изучение способов предупреждения конфликтов и этапов разрешения конфликтов Задание№1 Изучите материалы лекции и подберите дыхательные упражнения для саморегуляции (не менее 2-х). а так же 2 упражнения по принципу «от напряжения к расслаблению мышц». Способы предупреждения конфликтов Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормами социального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют нравственные нормы, они затрагивают наши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности. Трудность, однако, состоит в том, что эти оценки неоднозначны, а порой весьма различны и даже противоположны. Все это в значительной мере определяется установками, традициями, воспитанием, но прежде всего знанием этих норм, пониманием того, как следует действовать в соответствующих ситуациях. Установка на то, что другой человек может иметь своё мнение по данной проблеме, призывает отказываться от такой позиции, когда единственным критерием правоты может быть сила. Такая установка предполагает учет интересов другого человека именно тогда, когда есть обладание силой, властью. Например, богатый человек добровольно, без принуждения готов экономить воду, чтобы хватило ее и другим. Если человек сумел осознать, что другой человек имеет право на свою точку зрения, это позволяет ему в дальнейшем жить по иным (согласованным с самим собой и с миром) нормам, тогда и общество, в котором он живет, спокойно принимать изменения. Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные традиции. Поэтому очень важно уже в детском саду приучать использовать вежливые слова, дарить комплименты, замечать и благодарить за помощь. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Актуальной задачей является овладение необходимыми нормами социального поведения, соответствующими возрастным особенностям человека, отвечающими современным представлениям о социальной компетентности. Другой существенной задачей является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте. Третья важная задача — осознанное отношение к собственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения. Этот далеко не полный перечень мер профилактики конфликта, необходимых сегодня каждому человеку. Учитывая особую значимость предупредительных мер в конфликтных ситуациях, остановимся прежде всего на анализе возможных моделей поведения в такой обстановке. Существуют два способа овладения накопленным теорией и практикой опытом. Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх. И чем больше человек повторяет упражнение, тем совершеннее и прочнее будут его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтных инцидентах. Этот способ весьма полезен и эффективен. Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения в ситуации конфликта, свою технологию управления конфликтами. Здесь процесс саморазвития и самовоспитания играет очень важную роль. Использовать полученные знания о конфликте можно и нужно в повседневной жизни для создания климата взаимного доверия и сотрудничества. Этот подход основан на стремлении к согласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые, уязвимые стороны партнера. Если обе стороны заинтересованы в достижении общего положительного результата, стремятся к сотрудничеству, в таком случае конфликт решается более успешно. Наличие общей цели и опыт совместной деятельности сближают партнеров. Чем лучше они осознают существо отдельных элементов конфликта, тем легче им будет найти средство эффективного его решения.
|
|||
|