Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 11.3. Предмет: «ИСТОРИЯ»



 №-99. Урок 11.3.                                  Предмет: «ИСТОРИЯ»

РАЗДЕЛ №-11. «ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ»

ВИД УРОКА: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ»

ТЕМА: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Понятие «Серебряного века».

2.Наука и техника.

3.Видные русские живописцы.

4.Музыка.

ЛЕКЦИЯ:

          1. Переломный период жизни России в конце XIX – начале ХХ века, связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д. Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX – начала ХХ века получил название Серебряного века русской культуры. Для него также характерны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоречивыми.

           2. В начале ХХ века главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых. Значительных успехов достигли исследования в области механики и математики, что позволило развить новые области науки – воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки. В 1913 году в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 году Котельников сконструировал первый ранцевый парашют. Циолковский в 1903 году опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет, основ будущих космических полетов. Труды Вернадского легли в основу биохимии, биогеохимии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постановка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях. Великий русский физиолог Павлов создал учение об условных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 году за исследования в области физиологии пищеварения Павлову – первому из русских ученых – была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

           3.  В конце XIX – начале ХХ века продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как Суриков, братья Васнецовы, Репин. В конце столетия в русскую живопись пришли Коровин и Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был Врубель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся кусочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой. Значительную роль в русском искусстве начала ХХ века играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискусников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства. Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо. Такими художниками были Филонов и Кандинский. Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кандинский – к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи. Не такими были картины Петрова-Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красного коня», напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с русской реалистической живописью XIX столетия.

          4. Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были Скрябин и СРахманинов, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 года. При этом Скрябин от романтических традиций эволюционировал к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Подготовка эссе по теме урока.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.