|
|||
Немецкая классическая философияНемецкая классическая философия Немецкая классическая философия - влиятельное течение философского мышления Нового Времени. К этому течению относится философские учения И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. По-новому они представляли многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не могли решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Эти мыслители объединены общими идеологическими и теоретическими корнями, преемственностью в постановке и решении проблем. Термин «классический» означает высший уровень своих представителей и значение проблем, решаемых этой философией. Характерными чертами классической философии являются: во-первых, рационально-теоретическое сознание, с помощью которого можно объяснить различные явления духа и реальности; во-вторых, систематическое и целостное объяснение мира, основанное на естественном порядке и гармонии мира (открытое для рационального понимания); в-третьих, поскольку в мире господствует естественный порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (знаниями, с которыми нужно иметь дело), весь исторический и философский процесс обладает определенной целостностью. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.). В течение докритического периодафилософский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Кант считал, что пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Такое наложение является необходимым условием познания: вне пространства и времени мы ничего познать не можем. Свою философию Фихте называет «наукоучением» (наукой о науке) — фундаментом всех наук. После Канта немецкая философия разрабатывалась такими выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена. И.Г.Фихте свою философию называет «наукоучением» (наукой о науке) — фундаментом всех наук. Характерная черта материализма Л.Фейербаха — антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Немецкий мыслитель считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Вершиной классической немецкой диалектики стала философия Гегеля. Он разработал диалектику в систематической, целостной форме, но на основе идеализма и с включением элементов метафизичности. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. Характерная черта гегелевского диалектического метода — его «революционный заряд», который находился в непримиримом противоречии с его консервативной идеалистической системой. В частности, Герцен называл философию Гегеля «алгеброй революции».
Список литературы 1. О.В. Охотников О смысле термина «Немецкая классическая философия» 2003 https://cyberleninka.ru/article/n/o-smysle-termina-nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya 2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994 3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник, спец.“философия” / В.Н. Кузнецов. – 2-е изд., доп.. – М.: Высш. шк., 2003. –438 с.
|
|||
|