|
|||
Выполняется аналогично Упр. 5
Зражевская Ирина, ОБ-РЛ-12 Примечание: задание рассчитано на 3 занятия. Высылать после 3 занятия. Тема: «Нормы литературного языка» Рекомендации: внимательно читайте задания, поскольку некоторые из них даны в качестве осмысления и использования в будущей профессиональной деятельности.
Упражнение 1. Используя толковый словарь, определите лексическое значение слова (например: слов с прямым или переносным значением, омонимов, многозначных слов, заимствованных слов, неологизмов, устаревших слов или диалектизмов); Пример выполнения: ДОКТОР1. То же, что врач. КЛЮЧ1, I. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. КЛЮЧ2, - Вытекающий из земли источник, родник. АБАЖУР - Колпак для лампы, светильника. АВТОМОБИЛЬ, - Транспортное средство на колесном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. ПОСИДЕЛКИ - в старой русской деревне: зимняя вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-н. занятием, ручной работой.
Упражнение 2. Замените предложенное словосочетание синонимичным или антонимичным (большой дом, хороший поступок). Пример выполнения: большой дом – огромное жилище или маленькая лачуга (контекстные антонимы) Хороший поступок – отличное дело или отвратительное бездействие Упражнение 3. Подберите к словам с приставкой бес- / без- синонимы без приставок; Пример выполнения: Беспрекословный – податливый Безыскусный – простой Безоблачный – ясный Бесстрастный – хладнокровный и т.п.
Упражнение 4. Используя для дальнейшей работы толковый словарь, объясните лексическое значение следующих слов: картина, гитара, компьютер, книга, зло и д.р. Пример выполнения: КАРТИНА 1. Произведение живописи. ГИТАРА - струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмёрки. КОМПЬЮТЕР - электронно-вычислительная машина (ЭВМ) КНИ́ГА 1. Произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых листов бумаги с каким-н. текстом. 2. Сшитые в один переплёт чистые или разграфлённые листы бумаги для каких-н. записей. 3. Крупное подразделение литературного произведения, состоящее из многих глав. ЗЛО 1. Нечто дурное, вредное. "Причинить з. кому-н. Отплатить добром за з." 2. Беда, несчастье, неприятность. "Из двух зол выбрать меньшее" 3. Досада, злость. Упражнение 5. Используя разные толковые словари, выпишите и проанализируйте толкование слова "фотография".
ФОТОГРА́ФИЯ - 1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, плёнках. 2. Снимок, полученный таким способом. 3. Учреждение для съёмки и изготовления таких снимков.
ФОТОГРАФИЯ, фотографии, ж. (от греч. phos - свет и grapho - пишу). 1. только ед. Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках. В последнее время он пристрастился к фотографии. Тургенев. Заниматься фотографией. 2. Отпечаток, снимок, полученный таким способом. Удачная фотография. По стенам висели фотографии детей. Альбом с семейными фотографиями. 3. Предприятие, мастерская для съемки и изготовления снимков, отпечатков по заказу. Пойти в фотографию. Открылась новая фотография.
Пример рассуждения: словарные статьи дают обширное толкование слова с полным описанием всех значений и примерами употребления в речи. Данное конкретное слово в среднем имеет по три значения в различных словарях.
Упражнение 6. Дайте толкование выделенного в пословице слова. Когда употребление этих пословиц более уместно? На чужой каравай - рот не разевай. Гусь свинье не товарищ. Пример выполнения: ТОВАРИЩ- 1. Человек, близкий кому-н. по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т. п. 2.Человек как член советского общества (употр. обычно в обращении, при фамилии, при названии профессии, звания).
Упражнение 7. Дайте толкование выделенного в пословице диалектного слова. Когда употребление этой пословицы более уместно? Сеял мужик репу - вышел пусторнак. Выполняется аналогично Упр. 5 Упражнение 8. Определите слово по его лексическому значению. Например: приспособление, предназначенное для освещения комнаты и сделанное чаще всего из вощины (свеча). Упражнение 9. Продолжите антонимический ряд, подбирая к слову как можно больше антонимов: темный - светлый - чистый - ясный. Добро – зло – худо – горесть – несчастье – беда и т.д. Способы выполнения задания в игровой форме: 1. Игра "Аукцион" (рассматривать в качестве примера). Цель данной игры - подобрать как можно больше синонимов к словам. Побеждает тот ученик, который назвал последнее слово. Например, к словам: мероприятие, школа, дом, бледный и д.р. 2. Игра "Шеренга". Задание в игре: расставьте синонимы в порядке возрастания признака: дом, небоскреб, здание, коттедж. 3. Упражнение - игра, в которой надо как можно точнее охарактеризовать предложенные слова. Например: Родина, Вселенная, земля, родители, царь. В этом же упражнении можно использовать пословицы, поговорки, загадки или цитаты, в которых эти слова встречаются. 4. Записана сетка, которая имеет только одну букву "м" в начале слова, в середине и в конце. В этой сетке зашифровано слово, которое надо отгадать и дать ему лексическое значение. Например: М- - - - - - - - - м- - - м 5. Текст «Словарь русского языка» и его составитель. Задание: перескажите текст подробно и ответьте на вопрос: в чем причина долговечности словаря С.И. Ожегова? Почему этот справочник не устаревает и также популярен, как полвека назад? Напишите сочинение-миниатюру об известных вам словарях. Что же известно о "Словаре русского языка" под редакцией С.И. Ожегова? "Словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожегова начал свою жизнь более полувека назад, в 1949 году. За эти годы словарь издавался и переиздавался более 25 раз. Сейчас он содержит около 70 тысяч слов и выходит в свет каждые 2-3 года, а это позволяет современным лингвистам регулярно вносить в него изменения и дополнения. Толковый словарь намного пережил своего творца и составителя, одного из крупнейших ученых-лексикографов ХХ века, профессора Сергея Ивановича Ожегова. К справочнику, составленного знаменитым языковедом, обращаются инженеры и учителя, писатели и журналисты, актеры, ведущие радиопередач и телевизионных программ, студенты и школьники. Словарь С.И. Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и нужен русский язык.
Ответ на вопрос: Толковые словари, вбирающие большую базу слов примечательные тем, что не теряют актуальности. Язык развивается, но большая масса слов остается востребованной, поэтому толковый словарь (который в некоторых случаях является одновременно и орфоэпическим, и орфографическим) играет огромную роль в изучении языка носителем или осваивающим его человеком. Одним из замечательных примеров является "Словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожегова. Великий и могучий русский язык зиждется на нерушимым основах, которые оберегают словари, проживающие намного больше, чем люди, которые трудились над их созданием. Мини-сочинение:Русский язык как одна из сложнейших в мире языковых систем не может обойтись одним словарём для структуризации. Кроме"Словаря русского языка" под редакцией С.И. Ожегова, широкому кругу непрофессионалов в нашей стране хорошо известен «Толковый словарь живaго великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Этот многотомный сборник был трудом всей его жизни и остался достоянием русской лингвистики после его смерти. Ни один другой словарь не имеет такого широкого лексического охвата. «Толко́вый слова́рь ру́сского языка́» — один из важнейших толковых словарей русского языка, изданный в четырёх томах в 1935—1940 годах под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Он включает круг более современных слов, шагая вровень с эпохой, - там можно найти неологизмы, диалектизмы и даже заимствованные слова. Это настоящая жемчужина для лингвиста. Таким образом, невозможно перечислить все существующие словари, ведь они постоянно обновляются, а ведь только представьте, какая работа идёт над словарями самых современных лексичсеких явлений, которые только увидят свет. Словарь как незаменимый помощник не утратит своей роли.
|
|||
|