|
|||
КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ. Санкт – Петербург
КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ
ДЛЯ АЛАЛИКОВ
Учитель-логопед Нищева Н.В.
Санкт – Петербург ЗАДАНИЕ № 1 ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
- А-а-а! - Как мама укачивает малыша? - А-а-а!
- О-о-о! - Как плачет мальчик, у которого болит зуб? - О-о-о!
- У-у-у! - Как гудит паровоз? - У-у-у!
- И-и-и! - Как кричит лошадка? - И-и-и!
- Ау! Ау!
- Уа! Уа!
- Иа! Иа!
ЗАДАНИЕ № 2 РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
опускается по лесенке (повышение и понижение тона): - А-а-а! - - О-о-о! И т.д.
- А-о-у-и! - У-а-и-о! И т.п.
- Как мама укачивает малыша? - А-а-а! - Как гудит паровоз? - У-у-у! И т.п.
ЗАДАНИЕ № 3 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
- Му-му-му! - Бе! Бе! Бе! - Как мычит корова? - Как кричит овечка?
- Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи! - Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
- Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав! - Как кричит кошка? - Как лает собака?
ЗАДАНИЕ № 4 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
- Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква! - Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
- Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря! - Как кричит гусь? - Как крякает утка?
- Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку! - Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
ЗАДАНИЕ № 5 РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
- Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь! - Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
- Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук! - Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
- Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик, - Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
ЗАДАНИЕ № 6 ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.
- Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
ЗАДАНИЕ № 7
- Но! Но! Но! НА-НА-НА - Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
- На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ - Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
- Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем, - Как дядя погоняет ослика? называем:
- Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и - Как капризничает малыш? назвать девочек.
ЗАДАНИЕ № 8 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями.
ЗАДАНИЕ № 9 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.
потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.
ЗАДАНИЕ № 10 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком: - Ляля, Киса, Зая, би-би. Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем: - Что я убрала? Ребёнок отвечает: - БИ-БИ. и т.п.
ЗАДАНИЕ № 11
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ - Как топает малыш? - Как бьют часы?
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ - Как капает вода? - Как стреляет охотник?
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ - Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
ЗАДАНИЕ № 12
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: - Папа! Ау! - Дядя! Ау! - Мама! Ау! - Катя! Ау! - Тётя! Ау! - Нина! Ау! Помоги девочке, покричи вместе с ней.
ЗАДАНИЕ № 13
Показываем ребёнку картинку, рассказываем: - У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!» Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай! - Катя, дай Лялю! - Тётя, на Лялю! Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 14
Показываем ребёнку картинку, рассказываем: - Это Вова. У Вовы би-би. - Вова, дай би-би. - Тётя, на би-би. - Мама, на би-би. - Папа, на би-би. Просим ребёнка повторить.
ЗАДАНИЕ № 15 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
5. Ходьба на пятках.
ЗАДАНИЕ № 16 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».
ЗАДАНИЕ № 17 РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем: - Что я поменяла местами? Ребёнок показывает и называет.
ЗАДАНИЕ № 18
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает: - Вот солдатики идут, Вот идут, идут, идут. Ружья на плечах несут, Вот несут, вот несут. Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым: - Тра-та-та! Тра-та-та! - Тра-та-та! Тра-та-та!
ЗАДАНИЕ № 19
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает: - Вот охотник в лес идёт, Он идёт, он идёт. Волка серого убьёт, Он убьёт, он убьёт. Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым: - Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-паф!
ЗАДАНИЕ № 20 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
ловить двумя руками. 3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча. ЗАДАНИЕ № 21 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 22
Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает: - Пошёл зайчик под кусток. Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: - Прыг-скок! Прыг-скок! Далее проговаривает один взрослый: - Поймал белку за хвосток. Ребёнок проговаривает вместе со взрослым: - Прыг-скок! Прыг-скок!
ЗАДАНИЕ № 23 СЕМЬЯ
Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать. Задавайте ребёнку вопросы: - Где мама? - Где папа? - Где баба? И т.д. Пусть показывает и называет. Подберите фотографии для составления простых предложений: - Мама идёт. Папа сидит. И т.д. Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно. Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена. Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.
ЗАДАНИЕ № 24 ИГРУШКИ
Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка: - Покажи зайку, мишку, куклу и т.п. Показывайте и называйте: - Это кубик. Это мяч. И т.п. Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно. Работаем над простыми предложениями: - Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п. Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти. ЗАДАНИЕ № 25 ЗВУКИ [В], [ВЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения: ВАТА ВОВА Вот вата. У Вити вода. ВОДА ВИТЯ Вот вода. Вова пил воду. ВАНЯ ВАННА У Вовы вата. Мама мыла Вову.
ЗАДАНИЕ № 26 ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ФОМА КОФЕ Вот туфли. У мамы туфли. ФЕДЯ КОФТА Вот кофта. У Феди кофта. ФИМА ТУФЛИ Папа пил кофе. У Фимы вафли.
ЗАДАНИЕ № 27 ЗВУКИ [П],[ПЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
ПАПА ПЕТЯ ПАПКА ПИТЬ Папа пилит. ПАША ПОЛ ПАЛКА ПИЛИТЬ Вот полка. ПОЛЯ ПОЛКА ПИЛКА ПЕТЬ У Вовы пила.
Мама мыла пол. Петя пьёт. У Паши палка. Поля поёт.
ЗАДАНИЕ № 28 ЗВУКИ [Б], [БЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения:
БАБА БУЛКА БИТЬ Вот баба. БОБИК БАНКА БОЛЬНО Ай, да баба! БОРЯ БЕЛКА БОЛИТ Вот Бобик.
БАБА Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»
БОБИК У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!
ЗАДАНИЕ № 29 ЗВУКИ [Т], [ТЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения: ТАНЯ ТЁТЯ Вот Тома. У тёти Таня и Тома. ТОМА КОТ У Тимы кот. Тут Тима и Таня. ТИМА ЛОПАТА У Томы лопата. Там лопата.
КОТ ГОСТИ У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!» Тук! Тук! Тук! - Кто тут? - Тут Тоня. Тут Таня.
ЗАДАНИЕ № 30 ЗВУКИ [Д], [ДЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения: ДОМ ДАНЯ ВОДА Это дом. ДУШ ДУНЯ КУДА Это дым. ДЫМ ДАША ДЯДЯ У дома дуб. ДЫНЯ ДИНА ДЕТИ Дима у дуба.
ДУДКА ДЫНЯ У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!» У Дины дыня. - Дина, дай дыню! - На, Дуня, дыню!
ЗАДАНИЕ № 31 ЗВУКИ [К],[КЬ]
Учимся проговаривать слова и предложения: КАТЯ КОТ У Кати кот. У дома каток. КАША КОЛЯ У Коли кит. Иди, Коля на каток. КОСА КИТ У мамы коза. Иди, Катя, в кино. КОЗА КИНО У папы коса. Ешь, Катя, кашу.
МАК БАНТ У Кати мак. У Кати косы. - На, мама, мак. – На, Катя, бант. - Дай, Катя, мак.
ЗАДАНИЕ № 32 ЗВУКИ [Г], [ГЬ] ГАЛЯ ГУБЫ ГОЛОВА У гуся лапы. У Гали голова. ГОША ГУСИ ГАМАК У Гены ноги. У галки головка. ГЕНА НОГИ ГОНИТ Гудок гудит. Иди, Гоша, в гамак. На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!» ЗАДАНИЕ № 33 ЗВУКИ [Х], [ХЬ]
ХАТА ПУХ У нас хата. Вот муха. ХАЛАТ МЕХ Хата мала. У зайки пух. УХА МУХА У мамы халат. У мишки мех. УХО ТИХО У папы хлеб. Вова ест уху.
ЗАДАНИЕ № 34 ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»
1. – Ку-ка-ре-ку! 4. – Ам! Ам! Ам! Кур стерегу! Кто там? - Кто так кричит? - Кто так кричит? - Как кричит петушок? - Как кричит собачка? 2. - Кудах-тах-тах! 5. - Му! Му! Му! Снеслась в кустах! Молока кому? - Кто так кричит? - Кто так кричит? - Как кричит курочка? - Как кричит корова? 3. - Мур! Мур! Мур! 6. - Кра! Кра! Кра! Пугаю кур! Будет дождь с утра. - Кто так кричит? - Кто так кричит? Как кричит кот? - Как кричит ворона?
ЗАДАНИЕ № 35 ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.
Наши уточки с утра: Наши гуленьки вверху: - Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Наши гуси у пруда: Наши курочки в окно: - Га! ГА! Га! Га! Га! Га! - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! А индюк среди двора: Ну, а Петя поутру нам споёт: - Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да! - Ку-ка-ре-ку!
ЗАДАНИЕ № 36 РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ
1. – Тра-та-та! Тра-та-та! 3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу! Мы везём с собой кота! Не кружися на лугу. 2. Мы на поезде сидим, 4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду! Паровозами гудим: Потерял пастух дуду! - У-у-у!
ЗАДАНИЕ № 37 РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ
1. – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! 2. Гули-гули-голуби В клетке жить я не могу! Сели возле проруби. Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!» Я на волю улечу! Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»
ЗАДАНИЕ № 38 ОДЕЖДА
Существительные по теме: шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф. Глаголы по теме: одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть.
1. Отрабатываем ответы на вопросы: - Что надеваешь? - Шапку. Шубу и т.п. - Что делаешь? - Надеваю. - Что сделал? - Надел. - Что снимаешь? - Шорты. И т.п. 2. Игра «Оденем куклу». Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды. 3. Игра «Чего не хватает?» Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то надеть, и спрашивает: - Чего не хватает? - Шапки. Шарфика и т.п.
ЗАДАНИЕ № 39 ОБУВЬ
Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки. Глаголы по теме: обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.
1. Отрабатываем предложения: 2. Играем в игры: - Я обуваю тапки. «Что изменилось?», Они обувают ботинки. «Что прибавилось?», Я снимаю туфли. «Чего не стало?» и т.п. Он завязывает кроссовки. Мы застёгиваем сапоги. Она расстёгивает туфли. И т.п.
ЗАДАНИЕ № 40 ПОСУДА
Существительные по теме: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник. Глаголы по теме: есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить. 1. Отрабатываем ответы на вопросы: - Что ты ешь? - Что ты моешь? - Я ем суп. – Я мою тарелку. - Чем ты ешь? - Чем ты режешь? - Я ем ложкой. - Я режу ножом. - Что ты пьёшь? - В чём варят суп? - Я пью чай. - Суп варят в кастрюле. - Из чего ты пьёшь? - На чём жарят картошку? - Я пью из чашки. – Картошку жарят на сковороде. И т.п. 2. Играем в игры: «Что прибавилось?» «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Что я делаю?» (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.») И т.п.
|
|||
|