Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ. Санкт – Петербург



 

 

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

 

ДЛЯ АЛАЛИКОВ

 

 

Учитель-логопед

Нищева Н.В.

 

 

 

 

Санкт – Петербург

ЗАДАНИЕ № 1

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

  1. Широко открываем рот, громко поём:

- А-а-а!

- Как мама укачивает малыша?

- А-а-а!

  1. Округляем губы, громко поём:

- О-о-о!

- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

- О-о-о!

  1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

- У-у-у!

- Как гудит паровоз?

- У-у-у!

  1. Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

- И-и-и!

- Как кричит лошадка?

- И-и-и!

  1. Дети заблудились в лесу. Они кричат:

- Ау! Ау!

  1. Малыш плачет:

- Уа! Уа!

  1. Ослик кричит:

- Иа! Иа!

 

ЗАДАНИЕ № 2

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

 

  1. Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

- А-а-а!

- - О-о-о! И т.д.

  1. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

- А-о-у-и!

- У-а-и-о! И т.п.

  1. Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:

- Как мама укачивает малыша?

- А-а-а!

- Как гудит паровоз?

- У-у-у! И т.п.

 

ЗАДАНИЕ № 3

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

 

  1. Это корова. Корова мычит:            4. Это овечка. Овечка кричит:

- Му-му-му!                                     - Бе! Бе! Бе!

- Как мычит корова?                       - Как кричит овечка?

  1. Это коза. Коза кричит:                    5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

- Ме-ме-ме!                                     - Пи! Пи! Пи!

- Как кричит коза?                         - Как пищит цыплёнок?

  1. Это кошка. Кошка кричит:            6. Это собака. Собака лает:

- Мяу! Мяу!                                    - Ав! Ав! Ав!

- Как кричит кошка?                     - Как лает собака?

   

 

 

ЗАДАНИЕ № 4

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

 

  1. Это курочка. Курочка кричит:             4. Это лягушка. Лягушка квакает:

- Ко! Ко! Ко!                                         - Ква! Ква! Ква!

- Как кричит курочка?                         - Как квакает лягушка?

  1. Это гусь. Гусь кричит:                         5. Это утка. Утка крякает:

- Га! Га! Га!                                           - Кря! Кря! Кря!

- Как кричит гусь?                               - Как крякает утка?                    

  1. Это кукушка. Кукушка кукует:          6. Это петушок. Петушок поёт:

- Ку! Ку!                                                - Ку-ка-ре-ку!

- Как кукует кукушка?                        - Как поёт петушок?

 

ЗАДАНИЕ № 5

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

 

  1. Мальчик играет на дудочке:           4. Девочка звонит в колокольчик:

- Ду-ду-ду!                                       - Динь! Динь! Динь!

- Как играет мальчик?                    - Как звонит колокольчик?

  1. Мальчик играет на барабане:         5. Папа стучит молотком:

- Бум! Бум! Бум!                             - Тук! Тук! Тук!

- Как играет мальчик?                    - Как папа стучит молотком?

  1. Машина гудит:                                6. Дать ребёнку поиграть на барабане,

- Би-би-би!                                  дудочке, позвонить в колокольчик,

- Как гудит машина?                  постучать молотком, произнося звукоподр.

                                                              

 

ЗАДАНИЕ № 6

ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

 

  1. Мячик упал в воду:                      3. Девочки качаются на качелях:

- Ах! Ах! Ах!                                 - Ух! Ух! Ух!

  1. У девочки болит зуб:                   4. Папа рубит дрова:

       - Ох! Ох! Ох!                                 - Эх! Эх! Эх!

 

ЗАДАНИЕ № 7

 

  1. Мальчик погоняет лошадку:                     5. Проговариваем цепочки слогов:

- Но! Но! Но!                                              НА-НА-НА

- Как мальчик погоняет лошадку?           НО-НО-НО

  1. Девочка наказывает куклу:                                 НУ-НУ-НУ

- На! На! На!                                               НЕ-НЕ-НЕ

- Как девочка наказывает куклу?              НИ-НИ-НИ

  1. Дядя погоняет ослика:                                         НЯ-НЯ-НЯ

- Ну! Ну! Ну!                                    6. Рисуем девочек, показываем,

- Как дядя погоняет ослика?                 называем:

  1. Малыш не хочет есть:                                   - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.

- Не! Не! Не!                                           Предлагаем ребёнку показать и

- Как капризничает малыш?                  назвать девочек.

 

 

ЗАДАНИЕ № 8

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

 

  1. Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

2. Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут

       крыльями.

 

 

                                                        

ЗАДАНИЕ № 9

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

  1. Работаем с пластилином: учим ребёнка скатывать шарики, сплющивать шарики в

лепёшку, скатывать прутики, сворачивать из них баранки.

  1. Выполняем упражнение «Пальчики здороваются» сначала на правой руке,

потом на левой руке, потом правой руки с левой рукой.

 

ЗАДАНИЕ № 10

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

 

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

- Ляля, Киса, Зая, би-би.

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:  

- Что я убрала?

Ребёнок отвечает:

- БИ-БИ. и т.п.

 

ЗАДАНИЕ № 11

 

    1. Малыш топает:                          4. Часы бьют:

    ТОП-ТОП-ТОП                             БОМ-БОМ-БОМ

- Как топает малыш?                    - Как бьют часы?

    1. Вода капает:                              5. Охотник стреляет:

    КАП-КАП-КАП.                           ПИФ-ПАФ

- Как капает вода?                          - Как стреляет охотник?

    1. Часы тикают:                            6. Зайчик прыгает:

    ТИК-ТАК                                        ПРЫГ-ПРЫГ

- Как тикают часы?                         - Как прыгает зайчик?

 

ЗАДАНИЕ № 12

 

Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:

- Папа! Ау!    - Дядя! Ау!

- Мама! Ау!   - Катя! Ау!

- Тётя! Ау!     - Нина! Ау!

      Помоги девочке, покричи вместе с ней.

 

 

ЗАДАНИЕ № 13

 

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

- У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

- Катя, дай Лялю!

- Тётя, на Лялю!

Просим ребёнка повторить.

 

 

ЗАДАНИЕ № 14

 

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

- Это Вова. У Вовы би-би.

- Вова, дай би-би.

- Тётя, на би-би.

- Мама, на би-би.

- Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

 

 

ЗАДАНИЕ № 15

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

 

  1. Прыжки на обеих ногах.                                 3. Ходьба на месте.
  2. Прыжки на левой ноге, на правой ноге.       4. Ходьба на носочках.

 

                                                           5. Ходьба на пятках.

 

ЗАДАНИЕ № 16

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

 

1. Прыгаем как зайчики, высоко «подняв ушки».

  1. Ходим, поднимая и опуская руки, как птички машут крылышками.
  2. Прыгаем на двух ногах через низко натянутую верёвочку.

 

 

ЗАДАНИЕ № 17

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

 

Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами.          Ребёнок поворачивается, спрашиваем:    

- Что я поменяла местами?

Ребёнок показывает и называет.

 

 

ЗАДАНИЕ № 18

 

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

- Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

         Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

- Тра-та-та! Тра-та-та!

- Тра-та-та! Тра-та-та!

 

ЗАДАНИЕ № 19

 

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

- Вот охотник в лес идёт,

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

- Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

 

ЗАДАНИЕ № 20

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

 

    1. Ходьба по узкой доске, положенной на пол.
    2. Игра с мячом (бросать и ловить мяч двумя руками), ударять об пол и

ловить двумя руками.

             3. Прыжки на двух ногах в обруч и из обруча.

ЗАДАНИЕ № 21

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

 

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов.

 

 

ЗАДАНИЕ № 22

 

       Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

- Пошёл зайчик под кусток.

      Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

- Прыг-скок! Прыг-скок!

      Далее проговаривает один взрослый:

- Поймал белку за хвосток.

      Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

- Прыг-скок! Прыг-скок!

 

ЗАДАНИЕ № 23

СЕМЬЯ

 

        Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

- Где мама?

- Где папа?

- Где баба? И т.д.

Пусть показывает и называет.

       Подберите фотографии для составления простых предложений:

- Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.

Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

 

 

ЗАДАНИЕ № 24

ИГРУШКИ

 

       Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

- Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

- Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

       Работаем над простыми предложениями:

- Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти.

ЗАДАНИЕ № 25

                                                         ЗВУКИ [В], [ВЬ] 

 

                     Учимся проговаривать слова и предложения:

   ВАТА                   ВОВА                  Вот вата.         У Вити вода.

   ВОДА                   ВИТЯ                  Вот вода.         Вова пил воду.

   ВАНЯ                   ВАННА              У Вовы вата.   Мама мыла Вову.

 

ЗАДАНИЕ № 26

ЗВУКИ [Ф], [ФЬ]

 

                    Учимся проговаривать слова и предложения:

 

   ФОМА            КОФЕ            Вот туфли.              У мамы туфли.

   ФЕДЯ             КОФТА          Вот кофта.              У Феди кофта.

   ФИМА            ТУФЛИ         Папа пил кофе.       У Фимы вафли.

 

ЗАДАНИЕ № 27

ЗВУКИ [П],[ПЬ]

 

                       Учимся проговаривать слова и предложения:

 

    ПАПА          ПЕТЯ            ПАПКА        ПИТЬ       Папа пилит.

    ПАША         ПОЛ              ПАЛКА        ПИЛИТЬ  Вот полка.

    ПОЛЯ          ПОЛКА         ПИЛКА        ПЕТЬ        У Вовы пила.

 

                    Мама мыла пол.           Петя пьёт.

                    У Паши палка.             Поля поёт.

 

ЗАДАНИЕ № 28

ЗВУКИ [Б], [БЬ]

 

                 Учимся проговаривать слова и предложения:

 

    БАБА         БУЛКА         БИТЬ                     Вот баба.

    БОБИК      БАНКА         БОЛЬНО               Ай, да баба!

    БОРЯ         БЕЛКА          БОЛИТ                 Вот Бобик.

 

 

БАБА

       Вот баба. Баба у дома. Бобик лает на бабу: «Ав! Ав!» «Бобик, не лай!» «Это баба!»

 

                                                                   БОБИК

      У Бори Бобик. Боря бил Бобика. Бобику больно. Болит лапа. Боря, нельзя бить Бобика!

 

                                       ЗАДАНИЕ № 29

ЗВУКИ [Т], [ТЬ]

 

                               Учимся проговаривать слова и предложения:

     ТАНЯ          ТЁТЯ               Вот Тома.                У тёти Таня и Тома.

     ТОМА         КОТ                 У Тимы кот.            Тут Тима и Таня.

     ТИМА         ЛОПАТА        У Томы лопата.       Там лопата.

 

                             КОТ                                                     ГОСТИ

     У Тани кот. Кот «Мяу! Мяу!»                    Тук! Тук! Тук! 

                                                                - Кто тут?

                                                                - Тут Тоня. Тут Таня.

                                         

                              

                               ЗАДАНИЕ № 30

                                ЗВУКИ [Д], [ДЬ]

 

                  Учимся проговаривать слова и предложения:

    ДОМ            ДАНЯ          ВОДА       Это дом.

    ДУШ            ДУНЯ          КУДА       Это дым.

    ДЫМ           ДАША         ДЯДЯ       У дома дуб.

    ДЫНЯ         ДИНА          ДЕТИ         Дима у дуба.

 

                     ДУДКА                                                                  ДЫНЯ

У Димы дудка. Дима: «Ду! Ду! Ду!»                               У Дины дыня.

                                                                                           - Дина, дай дыню!

                                                                                           - На, Дуня, дыню!

 

ЗАДАНИЕ № 31

ЗВУКИ [К],[КЬ]

 

                  Учимся проговаривать слова и предложения:

      КАТЯ             КОТ            У Кати кот.           У дома каток.

      КАША           КОЛЯ         У Коли кит.           Иди, Коля на каток.

      КОСА            КИТ             У мамы коза.        Иди, Катя, в кино.

      КОЗА             КИНО         У папы коса.         Ешь, Катя, кашу.

 

                       МАК                                              БАНТ

              У Кати мак.                                   У Кати косы.

               - На, мама, мак.                             – На, Катя, бант.

- Дай, Катя, мак.

          

ЗАДАНИЕ № 32

ЗВУКИ [Г], [ГЬ]

 ГАЛЯ               ГУБЫ          ГОЛОВА    У гуся лапы.  У Гали голова.

ГОША               ГУСИ          ГАМАК      У Гены ноги. У галки головка.

ГЕНА                 НОГИ         ГОНИТ       Гудок гудит.   Иди, Гоша, в гамак.

На лугу гуси. Галя гонит гусей. Гуси: «Га! Га! Га!»

ЗАДАНИЕ № 33

ЗВУКИ [Х], [ХЬ]

 

ХАТА             ПУХ           У нас хата.             Вот муха.

ХАЛАТ          МЕХ           Хата мала.              У зайки пух.

УХА               МУХА        У мамы халат.       У мишки мех.

УХО               ТИХО         У папы хлеб.          Вова ест уху.

 

 

ЗАДАНИЕ № 34

ИГРА «КТО КАК КРИЧИТ?»

 

1. – Ку-ка-ре-ку!                         4. – Ам! Ам! Ам!

    Кур стерегу!                                 Кто там?

- Кто так кричит?                       - Кто так кричит?

- Как кричит петушок?              - Как кричит собачка?

 2. - Кудах-тах-тах!                    5. - Му! Му! Му!                  

     Снеслась в кустах!                      Молока кому?

  - Кто так кричит?                       - Кто так кричит?

  - Как кричит курочка?               - Как кричит корова?

3. - Мур! Мур! Мур!                 6. - Кра! Кра! Кра!

    Пугаю кур!                                   Будет дождь с утра.

- Кто так кричит?                       - Кто так кричит?

    Как кричит кот?                      - Как кричит ворона?

 

 

ЗАДАНИЕ № 35

ИГРА «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

 

      Взрослый читает стихотворение, ребёнок вместе с ним проговаривает звукоподражания. Можно сопровождать это соответствующими движениями.

 

       Наши уточки с утра:                             Наши гуленьки вверху:

     - Кря! Кря! Кря! Кря! Кря! Кря!         - Гру! Гру! Гру! Гру! Гру! Гру!

       Наши гуси у пруда:                               Наши курочки в окно:

     - Га! ГА! Га! Га! Га! Га!                      - Ко! Ко! Ко! Ко! Ко! Ко!

       А индюк среди двора:                           Ну, а Петя поутру нам споёт:

     - Бал! Бал! Да! Бал! Бал! Да!              - Ку-ка-ре-ку!       

 

ЗАДАНИЕ № 36

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

 

1. – Тра-та-та! Тра-та-та!                        3. – Ай, гу-гу! Ай, гу-гу!

    Мы везём с собой кота!                           Не кружися на лугу.

2.    Мы на поезде сидим,                       4. - Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!

    Паровозами гудим:                                   Потерял пастух дуду!

- У-у-у!

 

ЗАДАНИЕ № 37

РАБОТА НАД ПОТЕШКАМИ

 

1. – Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!                               2. Гули-гули-голуби

    В клетке жить я не могу!                         Сели возле проруби.

    Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!                                  Ворковали: «Гуль! Гуль! Гуль!»

    Я на волю улечу!                                       Речка пела: «Буль! Буль! Буль!»

 

                                                         ЗАДАНИЕ № 38

                                                             ОДЕЖДА

 

Существительные по теме: шуба, пальто, шапка, кофта, рубашка, шорты, платье, брюки, майка, трусы, шарф.

Глаголы по теме: одеть, надеть, снять, завязать, развязать, застегнуть, расстегнуть.

 

1. Отрабатываем ответы на вопросы:

- Что надеваешь?

- Шапку. Шубу и т.п.

- Что делаешь?

- Надеваю.

- Что сделал?

- Надел.

- Что снимаешь?

- Шорты. И т.п.

2. Игра «Оденем куклу».

    Рассматриваем одежду куклы, показываем, называем. Просим ребёнка одеть куклу, называя все предметы одежды.

3. Игра «Чего не хватает?» 

      Логопед показывает ребёнку картинки с изображениями детей, забывших что-то надеть, и спрашивает: 

- Чего не хватает?

- Шапки. Шарфика и т.п.

 

 

ЗАДАНИЕ № 39

ОБУВЬ

 

Существительные по теме: тапки, туфли, сапоги, ботинки, валенки, кроссовки.

Глаголы по теме: обувать, снимать, застёгивать, расстёгивать, завязывать, развязывать.

 

1. Отрабатываем предложения:                     2. Играем в игры:

- Я обуваю тапки.                                «Что изменилось?»,

Они обувают ботинки.                     «Что прибавилось?»,

Я снимаю туфли.                               «Чего не стало?» и т.п.

Он завязывает кроссовки.

Мы застёгиваем сапоги.

Она расстёгивает туфли. И т.п.

 

 

ЗАДАНИЕ № 40

ПОСУДА

 

Существительные по теме: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковорода, чайник.

Глаголы по теме: есть, пить, мыть, варить, жарить, резать, чистить.

1. Отрабатываем ответы на вопросы:

- Что ты ешь?                        - Что ты моешь?

- Я ем суп.                             – Я мою тарелку.

- Чем ты ешь?                       - Чем ты режешь?

- Я ем ложкой.                      - Я режу ножом.

- Что ты пьёшь?                    - В чём варят суп?

- Я пью чай.                          - Суп варят в кастрюле.

- Из чего ты пьёшь?             - На чём жарят картошку?

- Я пью из чашки.                – Картошку жарят на сковороде. И т.п.

2. Играем в игры:

       «Что прибавилось?»

       «Что изменилось?»

       «Чего не стало?»

       «Что я делаю?» (взрослый имитирует приготовление пищи, еду, питьё; ребёнок комментирует: «Ты режешь. Ты ешь.») И т.п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.