|
|||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Семинарское занятие № 2. Потребности и мотивы Цель занятия – изучение основных подходов к потребностям и мотивам как базовым конструктам мотивационно-потребностной сферы личности. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Потребность как внутренний побудитель активности человека. 2. Потребность как состояние, свойство и процесс. 3. Проблема классификации мотивов и потребностей. 4. Мотив как единица анализа мотивационной сферы личности. 5. Мотив как «опредмеченная потребность». 6. Связь мотивации и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). 7. Мотив и мотивация как гипотетические конструкты (Х.Хекхаузен). 8. Осознанность иерархии мотивов как критерий развития личности (Л.И.Божович). Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 6, 13; Семинарское занятие № 3. Направленность личности Цель занятия – рассмотреть особенности направленности личности в целом и отдельных ее компонентов в частности. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Направленность личности и ее виды. 2. Влечения, желания и стремления. 3. Убеждения, предубеждения, мировоззрение. 4. Интересы и склонности. 5. Цели и ценности. 6. Установки и аттитюды. Литература: Основная: 1 – 2; Дополнительная: 5-6, 9-13; Семинарское занятие № 4. Мотивация в теориях научения Цель занятия – рассмотреть мотивацию с позиций теории научения. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Теория биологических побуждений. 2. Теория оптимальной активации. 3. Особенности рассмотрения мотивации в бихевиоризме. Принцип гомеостаза. 4. Потребность и подкрепление как условия научения. Законы научения (Дж. Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер). 5. Приобретенные побуждения: страх, надежда. Концепция промежуточных переменных. 6. Детерминанты поведения: мотивационный и ассоциативный компоненты. Социальное научение (А. Бандура). Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 8, 17; Семинарское занятие № 5. Психоаналитические теории мотивации Цель занятия – рассмотреть мотивацию с точки зрения психоаналитических теорий. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Бессознательные импульсы поведения человека. Принцип гомеостаза как основной механизм мотивации. Мотивация как борьба противоположных начал. Принцип удовольствия и принцип реальности (З.Фрейд). 2. Врожденные инстинкты. Инстинкты жизни: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни (физиологические потребности). Поведение, побуждаемое инстинктами смерти: агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение (З.Фрейд). 3. Коллективное бессознательное как основа индивидуального бессознательного. Детерминанты поведения: цели, притязания, предназначение индивида (К.Г.Юнг). 4. Комплекс неполноценности и чувство превосходства (А.Адлер). 5. Стремление к совершенству как основной принцип мотивации (А.Адлер). 6. Чувство незащищенности и базовая тревожность (К.Хорни). 7. Неврозы как дисбаланс ориентаций: к людям, от людей, против людей (К.Хорни). 8. Социальные аспекты поведения: свобода и одиночество; конформизм, зависимость, любовь (Э.Фромм). Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная:12-17; Семинарское занятие № 6. Проблемы мотивации в гуманистической психологии и в теории поля Цель занятия – рассмотреть проблемы мотивации в гуманистической психологии и в теории поля. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Стремление к самореализации, самоосуществлению как основная мотивирующая сила человеческого поведения; Я-идеальное и Я-реальное (К.Роджерс). 2. Теория иерархии потребностей (А.Маслоу). Основные мотивы человеческого поведения: физиологические, безопасности, принадлежности и любви, достижения, компетентности, престижа, уважения, признания, самореализации, познания, эстетические, самоактуализации. 3. Возникновение потребностей в онтогенезе. Определение самоактуализирующейся личности. Мотивы нужды и роста (А.Маслоу). 4. Экзистенциализм как философская основа гуманистической психологии. Интенция личности (надежды, желания, планы, амбиции, уровень притязаний) (Г.Олпорт). 5. Мотивация в теории поля. Регулятивные процессы: мотивация, целеполагание, контроль поведения. Уравновешивание локального напряжения как основной механизм мотивации (К.Левин). 6. Базовые потребности и квазипотребности (намерения и цели). Незавершенность действия как источник потребности. Полевое и волевое поведение. Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 5, 9; Семинарское занятие № 7. Когнитивные теории мотивации. Цель занятия – рассмотреть когнитивный подход к мотивации. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер). Стремление к когнитивной гармонии как мотивирующий фактор поведения. Консонанс и диссонанс когниций. 2. Эффекты возникновения и снятия диссонанса: поведение, противоречащее аттитюду; диссонанс после трудного решения (Л.Фестингер). 3. Теория когнитивного баланса (Ф.Хайдер). Социальная ситуация как совокупность элементов и связей между ними. Потребность в непротиворечивых социальных отношениях как источник движущих сил поведения. 4. Виды триад социальной ситуации (субъект – объект; другой человек – объект; субъект – другой человек); сбалансированные и несбалансированные социальные ситуации. Основные способы снятия дисбаланса (Ф.Хайдер). 5. Сценарии (скрипты) как организованные единицы стереотипной информации. Регулятивная функция сценария в прогнозировании поведения. 6. Контрфакт как альтернативное представление об исходе события. Идущие вверх и идущие вниз контрфакты; их связь с эмоциями. Влияние контрфактов на последующую деятельность и коррекцию поведения. Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 16, 17; Семинарское занятие № 8 Мотивация просоциального (нормативного) поведения Цель занятия – изучение мотивов нормативного поведения. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Мотивация межличностных отношений (дружба, любовь и т.д.) 2. Мотивация общения 3. Мотивация трудовой деятельности 4. Мотивация учебной деятельности 5. Мотивация семейной жизни 6. Мотивация конформного поведения 7. Мотивация альтруистического поведения, мотивация помощи 8. Мотивация самосовершенствования Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 8, 16, 17;
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины а) Основная литература 1. *Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: [учебное пособие для вузов] / Е. П. Ильин. — СПб. [и др.]: Питер, 2011. — 508 с. : ил. — (Мастера психологии). — Прил.: с. 341-480. — Библиогр.: с. 481-501. — Предм. указ.: с. 502-508. — ISBN 978-5-4237-0143-7. 2. Хэлворсон Х. Г., Хиггинс Т. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2014. – 272 с. - ISBN 978-5-91657-974-1. 3. *Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. – Академия. – 2012. – 338 с. - ISBN 978-5-7695-8991-1. б) Дополнительная литература 1. Занюк С.С. Психология мотивации [Текст]: теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2002. – 351 с. - (Новейшая психология). - Библиогр.: с. 348-349 . – ISBN 966-521-058-0. 2. *Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд ; [пер. с англ. А. Богачева и др.] ; науч. ред. пер. Е. П. Ильина. — СПб. [и др.]: Питер, 2007. — 669 с. 3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М., 2004. – 170 с. 4. *Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990. – 288 с. 5. *Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – 480 с. 6. *Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ Перевод с англ. А.М.Татлыдаевой. – СПб, 1999. – 478 с. 7. Маслоу А.Г. Психология бытия/Перевод с англ. – М., 1994. – 304 с. 8. *Мерлин В.С. Психология индивидуальности/Под редакцией Е.А.Климова. – М., 1996. – 448 с. 9. *Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Перевод с англ. – М., 2000. – 607 с. 10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 1998. – 672 с. 11. *Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т.2. – М., 1989. – 328 с. 12. *Современная психология: Справочное руководство/Ответственный редактор В.Н.Дружинин. – М., 1999. – 688 с. 13. *Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. – М., 1998. – 702 с. 14. *Узнадзе Д.Н. Теория установки/Под редакцией Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.-Воронеж, 1997. – 448 с. 15. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с. 16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Перевод с англ., СПб., 2001. – 240 с. 17. *Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т., Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности/Перевод с англ., М., 1997. – 696 с. *Имеется в библиотеке ЧелГУ
|
|||
|