Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины



 

Семинарское занятие № 2.

Потребности и мотивы

Цель занятия – изучение основных подходов к потребностям и мотивам как базовым конструктам мотивационно-потребностной сферы личности.

       Вопросы для подготовки к занятию:    

1.    Потребность как внутренний побудитель активности человека.

2.    Потребность как состояние, свойство и процесс.

3.    Проблема классификации мотивов и потребностей.

4.    Мотив как единица анализа мотивационной сферы личности.

5.    Мотив как «опредмеченная потребность».

6.    Связь мотивации и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

7.    Мотив и мотивация как гипотетические конструкты (Х.Хекхаузен).

8.    Осознанность иерархии мотивов как критерий развития личности (Л.И.Божович).

Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 6, 13;

Семинарское занятие № 3.

Направленность личности

Цель занятия – рассмотреть особенности направленности личности в целом и отдельных ее компонентов в частности.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.    Направленность личности и ее виды.

2.    Влечения, желания и стремления.

3.    Убеждения, предубеждения, мировоззрение.

4.    Интересы и склонности.

5.    Цели и ценности.

6.    Установки и аттитюды.

Литература: Основная: 1 – 2; Дополнительная: 5-6, 9-13;

Семинарское занятие № 4.

Мотивация в теориях научения

Цель занятия – рассмотреть мотивацию с позиций теории научения.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.    Теория биологических побуждений.

2.    Теория оптимальной активации.

3.    Особенности рассмотрения мотивации в бихевиоризме. Принцип гомеостаза.

4.    Потребность и подкрепление как условия научения. Законы научения (Дж. Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер).

5.    Приобретенные побуждения: страх, надежда. Концепция промежуточных переменных.

6.    Детерминанты поведения: мотивационный и ассоциативный компоненты. Социальное научение (А. Бандура).

Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 8, 17;

Семинарское занятие № 5.

Психоаналитические теории мотивации

Цель занятия – рассмотреть мотивацию с точки зрения психоаналитических теорий.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.    Бессознательные импульсы поведения человека. Принцип гомеостаза как основной механизм мотивации. Мотивация как борьба противоположных начал. Принцип удовольствия и принцип реальности (З.Фрейд).

2.    Врожденные инстинкты. Инстинкты жизни: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни (физиологические потребности). Поведение, побуждаемое инстинктами смерти: агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение (З.Фрейд). 

3.    Коллективное бессознательное как основа индивидуального бессознательного. Детерминанты поведения: цели, притязания, предназначение индивида (К.Г.Юнг).

4.    Комплекс неполноценности и чувство превосходства (А.Адлер).

5.    Стремление к совершенству как основной принцип мотивации (А.Адлер). 

6.    Чувство незащищенности и базовая тревожность (К.Хорни).

7.    Неврозы как дисбаланс ориентаций: к людям, от людей, против людей (К.Хорни). 

8.    Социальные аспекты поведения: свобода и одиночество; конформизм, зависимость, любовь (Э.Фромм).

Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная:12-17;

Семинарское занятие № 6.

Проблемы мотивации в гуманистической психологии и в теории поля

Цель занятия – рассмотреть проблемы мотивации в гуманистической психологии и в теории поля.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.    Стремление к самореализации, самоосуществлению как основная мотивирующая сила человеческого поведения; Я-идеальное и Я-реальное (К.Роджерс).

2.    Теория иерархии потребностей (А.Маслоу). Основные мотивы человеческого поведения: физиологические, безопасности, принадлежности и любви, достижения, компетентности, престижа, уважения, признания, самореализации, познания, эстетические, самоактуализации.

3.    Возникновение потребностей в онтогенезе. Определение самоактуализирующейся личности. Мотивы нужды и роста (А.Маслоу).

4.    Экзистенциализм как философская основа гуманистической психологии. Интенция личности (надежды, желания, планы, амбиции, уровень притязаний) (Г.Олпорт).

5.    Мотивация в теории поля. Регулятивные процессы: мотивация, целеполагание, контроль поведения. Уравновешивание локального напряжения как основной механизм мотивации (К.Левин).

6.    Базовые потребности и квазипотребности (намерения и цели). Незавершенность действия как источник потребности. Полевое и волевое поведение.

Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 5, 9;

Семинарское занятие № 7.

Когнитивные теории мотивации.

Цель занятия – рассмотреть когнитивный подход к мотивации.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.    Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер). Стремление к когнитивной гармонии как мотивирующий фактор поведения. Консонанс и диссонанс когниций.

2.    Эффекты возникновения и снятия диссонанса: поведение, противоречащее аттитюду; диссонанс после трудного решения (Л.Фестингер).

3.    Теория когнитивного баланса (Ф.Хайдер). Социальная ситуация как совокупность элементов и связей между ними. Потребность в непротиворечивых социальных отношениях как источник движущих сил поведения.

4.    Виды триад социальной ситуации (субъект – объект; другой человек – объект; субъект – другой человек); сбалансированные и несбалансированные социальные ситуации. Основные способы снятия дисбаланса (Ф.Хайдер).

5.    Сценарии (скрипты) как организованные единицы стереотипной информации. Регулятивная функция сценария в прогнозировании поведения.

6.    Контрфакт как альтернативное представление об исходе события. Идущие вверх и идущие вниз контрфакты; их связь с эмоциями. Влияние контрфактов на последующую деятельность и коррекцию поведения.

Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 16, 17;

Семинарское занятие № 8

Мотивация просоциального (нормативного) поведения

Цель занятия – изучение мотивов нормативного поведения.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.    Мотивация межличностных отношений (дружба, любовь и т.д.)

2.    Мотивация общения

3.    Мотивация трудовой деятельности

4.    Мотивация учебной деятельности

5.    Мотивация семейной жизни

6.    Мотивация конформного поведения

7.    Мотивация альтруистического поведения, мотивация помощи

8.    Мотивация самосовершенствования

Литература: Основная: 1 – 3; Дополнительная: 8, 16, 17;

 

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) Основная литература

1. *Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]: [учебное пособие для вузов] / Е. П. Ильин. — СПб. [и др.]: Питер, 2011. — 508 с. : ил. — (Мастера психологии). — Прил.: с. 341-480. — Библиогр.: с. 481-501. — Предм. указ.: с. 502-508. — ISBN 978-5-4237-0143-7.

2. Хэлворсон Х. Г., Хиггинс Т. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки. - Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2014. – 272 с. - ISBN 978-5-91657-974-1.

3. *Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. – Академия. – 2012. – 338 с. - ISBN 978-5-7695-8991-1. 

б) Дополнительная литература

1. Занюк С.С. Психология мотивации [Текст]: теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2002. – 351 с. - (Новейшая психология). - Библиогр.: с. 348-349 . – ISBN 966-521-058-0.

2. *Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд ; [пер. с англ. А. Богачева и др.] ; науч. ред. пер. Е. П. Ильина. — СПб. [и др.]: Питер, 2007. — 669 с.

3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. – М., 2004. – 170 с.

4. *Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990. – 288 с.

5. *Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – 480 с.

6. *Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ Перевод с англ. А.М.Татлыдаевой. – СПб, 1999. – 478 с.

7. Маслоу А.Г. Психология бытия/Перевод с англ. – М., 1994. – 304 с.

8. *Мерлин В.С. Психология индивидуальности/Под редакцией Е.А.Климова. – М., 1996. – 448 с.

9. *Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Перевод с англ. – М., 2000. – 607 с.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 1998. – 672 с.

11. *Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т.2. – М., 1989. – 328 с.

12. *Современная психология: Справочное руководство/Ответственный редактор В.Н.Дружинин. – М., 1999. – 688 с.

13. *Торндайк Э., Уотсон Дж. Бихевиоризм. – М., 1998. – 702 с.

14. *Узнадзе Д.Н. Теория установки/Под редакцией Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.-Воронеж, 1997. – 448 с.

15. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с.

16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Перевод с англ., СПб., 2001. – 240 с.

17. *Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т., Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности/Перевод с англ., М., 1997. – 696 с.

*Имеется в библиотеке ЧелГУ

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.