Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания по музыкальной литературе для 5 класса.



Задания по музыкальной литературе для 5 класса.

1. Повторить биографию Л.Бетховена. Прочитать в учебнике и выполнить тест (у кого еще не сделан).

2. Продолжаем изучение Сонаты № 8 «Патетическая». Записать характеристику тем из каждой части. Играем темы. Слушаем музыку.

«ПАТЕТИЧЕСКАЯ СОНАТА» № 8 (с - moll).

Это произведение было создано в 1798 году. Сам композитор дал ему название «Большая патетическая соната». Слово «пафос» означает приподнято, возвышено. И это проявляется во всей сонате. Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение.

I ЧАСТЬ  написана в быстром темпе и наиболее напряжена по своему звучанию. Обычна и ее форма сонатное allegro.

Необычное уже начало сонаты. Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Им отвечает нежная, певучая, с оттенками мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов.

Экспозиция.   

1. Главная партия(с - moll) напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса.

2.Связующая партия  успокаивает волнение главной темы и приводит к мелодичной побочной партии.

3.Побочная партия (es - moll) – это широкий «разбег» ( почти на три октавы), «пульсирующее» сопровождение, а главное прием изложения в разных регистрах – все это придает ей напряженный характер. Вопреки правилам, установившимися в сонатах венских классиков, побочная партия «Патетической сонаты» звучит не в параллельном мажоре (Es-dur), а в одноименном к нему минорном ладу (es - moll).

4. Заключительная партия.

Разработка  невелика, но очень напряженна. «Борьба» разгорается между двумя резко контрастирующими темами: порывистой главной партии и лирической темой вступления.   

Реприза повторяет темы экспозиции в том же порядке в основной тональности – до миноре. Изменения касается связующей партии. Она значительна сокращена, поскольку тональность всех тем едина.

Перед самым окончанием первой части еще раз появляется первая тема вступления. Но что это? Она «потеряла» свой первый «грозный» аккорд и начинается со слабой доли. В ее вопросе осталась только тревога, и даже отчаяние. Неужели опять не будет ответа? Ответ есть. Но не слабый, умоляющий, а энергичный, волевой.

II ЧАСТЬ Adagio cantabile (медленно, певуче) в Аs-dur , - глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном, быть может воспоминание о только что пережитом или думы о будущем. Широкая, вдохновенно льющаяся мелодия, выразительные подголоски, приглушенная звучность придают музыке ощущения глубокой сосредоточенности.

III ЧАСТЬфинал, Аllegro, очень близка первой. Она стремительна и взволнованна. Но здесь нет контраста между темами. Поэтому нет здесь и мужественного напряженного развития. Финал менее патетичен, чем первая часть, но так же пронизан драматизмом. Написан финал сонаты в форме рондо-сонаты.

 Заканчивается финал кодой, которая несет в себе основную идею сонаты. Энергичная волевая музыка, выражающая мужество и непреклонность, утверждает: соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.

 

1 часть тема вступления

 

 

1 часть главная партия

 

 

 

 

1 часть побочная партия

 

 

 

2 часть основная тема

 

 

3 часть основная тема



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.