|
|||
Заключение
Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Логопедическая работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи у детей с дизартрией »(Слайд 1). Проблема изучения особенностей звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в настоящее время является весьма актуальной в виду большой распространенности данного нарушения у дошкольников. Логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у старших дошкольников с дизартрией включает развитие произносительных навыков, воспитание фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Также логопедическое воздействие предусматривает установленный круг познаний об окружающем и отвечающий объем лексики, речевых умений и навыков, которые должны быть освоены детьми на данном возрастном этапе. На основании этого была определена цель, объект и предмет выпускной квалификационной работ. (Слайд 2.) Исходя из цели, объекта и предмета, были определенызадачи, представленные на Слайде 3. Методы и методологические основы исследования также представлены на слайде. (Слайд 4.) Слайд 5.Практическая значимость….. Слайд 6.Практическое исследования по диагностике проводилось на базе МКДОУ Детский сад № 498 комбинированного вида. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В своей работе при обследования уровня сформированности звуковой стороны речи у дошкольников с дизартрией мы применяли методики Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, В. А. Киселевой. В диагностической методике мы применяи задания, направленные на: } Запоминание слоговых рядов } Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах } Узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных и различных по звуковому составу) } Обследование воспроизведения ритма } Обследование восприятия интонации } Обследование модуляций голоса по высоте } Обследование модуляций голоса по силе } Обследование восприятия тембра } Обследование речевого дыхания (слайд 7). По результатам каждого задания определялась степень развития каждого изученного критерия, а затем с помощью подсчета общих баллов за все задания определялся уровень развития звуковой стороны речи дошкольников: 5 баллов – все задания выполнены верно; 4 балла – допущена одна ошибка; 3 балла – половина заданий выполнена верно; 2 балла – правильно выполнена одна проба; 1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания. (слайд 8). Анализ результатов обследования по заданиям методик Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, В. А. Киселевой позволил определить уровень развития звуковой стороны речи у дошкольников с дизартрией . Слайд 9.развитие звуковой стороны речи у большинства детей с дизартрией находится преимущественно на среднем уровне (60%, 6 чел.), низкий уровень обнаружен у 40% (4 чел.), уровень выше среднего и высокий диагностированы не были. 40% - Дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков, затрудняются в выделении отдельного звука на фоне других звуков, слогов и слов, не могут подобрать предметные картинки со звуками, несмешиваемых в произношении, не могут определить правильное произношение слов. Средний уровень – дети с недостаточно развитым звукопроизношением. Это 6 дошкольников с дизартрией. Дошкольникам с нарушением речи не могут исправлять свои ошибки самостоятельно. Трудности возникли при определении заданного звука на фоне слогов и слов, нахождении картинок со звуками, смешиваемыми в произношении. Наблюдались единичные ошибки в определении неправильно произносимых слов. Из всего выше написанного можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по развитию звуковой стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Слайд 10. Основновными формами работы с детьми по развитию звуковой стороны речи являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Вся подгрупповая и индивидуальная логопедическая работа делилась на несколько этапов: I. Подготовительный, задача данного этапа – тщательно подготовить ребенка к коррекционной работе, а именно: - пробудить интерес к логопедическим занятиям; - сформировать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях; - развить артикуляционную моторику для постановки звуков; - научить владеть комплексом пальчиковой гимнастики; - нормализовать речевое дыхание; - нормализовать просодику. На этом этапе логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, которые направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика постепенно становится сложнее, добавляются функциональные нагрузки. Артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются артикуляционные движения, точность, ритмичность, переключаемость и другие Проводится пальцевая гимнастика, которая направлена на выработку дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук способствует улучшению артикуляционной базы и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками. С целью нормализации речевого дыхания логопед проводит упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. После этого закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такие упражнения готовят артикуляционный, голосовой и дыхательный аппарат к формированию у детей новых произносительных умений и навыков. Слайд 11.II. Развитие произносительных умений и навыков, задача данного этапа – устранить дефектное звукопроизношение, научить дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; сформировать практическое умение пользоваться фонетически чистой, лексически развитой, то есть исправленной и грамматически правильной речью. При дизартрии у детей в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени ее выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев не придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. На втором этапе логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточняет или вызывает ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, альвеолярной позиции – р, р’, а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных). Следующим направлением логопедической работы является непосредственно вызывание конкретного звука. Также логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами). Слайд 12.III этап – это усовершенствовать фонематическое восприятие и навык звукового анализа и синтеза последовательно с коррекцией звукопроизношения. Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков. Достаточно часто логопеды сталкиваются с тем, что ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Однако в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед выступает в роли психолога и в индивидуальном порядке определяет пути выработки у ребенка навыка самоконтроля. На третьем этапе логопед включает в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и другое. IV этап – автоматизация звуков. Регулярные упражнения на развитие звуковой стороны речи на отработанном речевом материале. На данном этапе проводится логопедическая работа по автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры, то есть все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, то есть закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, то есть ребенок повторяет за логопедом, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы). Заключение Воспитание звуковой речи всегда считалось одной из ведущих задач речевого развития в дошкольном возрасте. Исследователи подчёркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением важно работать над всеми элементами звуковой стороны речи – темпом, дикцией, силой голоса, интонацией для оформления высказывания. Слайд 13.Спасибо за внимание!
|
|||
|