|
|||
Постановка правой рукиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Выразительные средства исполнения и развития техники молодого музыканта-скрипача Овладение свободными исполнительскими движениями связано с врожденными способностями и наклонностями учащегося, с его природным темпераментом, свойственной ему силой и подвижностью нервных процессов. Однако не меньшую, если не большую роль играет и высокая культура психофизического воспитания молодого музыканта, привитие ему правильных навыков работы над игровыми движениями. Одной из самых важных предпосылок достижения свободы этих движений является готовность исполнительского аппарата в любой момент начать действовать с нужной скоростью и энергией. В точках соприкосновения инструмента и смычка, с телом и руками должна быть соответствующая эластичность, ощущение возможности двигаться, настройка на потенциальное движение. В связи с этим рассмотрим некоторые требование к постановке. Общая постановка Основой свободных движений является удобное, напряженное положение ног и всего корпуса скрипача. Свободное состояние мышц шеи дает возможность с легкостью менять положение головы соответственно условия игры в разных позициях и на разных струнах. Естественное, то есть опущенное положение плечевого пояса содействует достижению максимальной подвижности плечевых суставов, необходимой как для штриховой техники, так и техники левой руки. Постановка правой руки Общей предпосылкой воспитания культуры движений правой руки следует считать ощущение свободного положения, т.е. свисания руки в плечевом суставе. Не допускать мышечного напряжения в области ключицы и лопатки, который как бы сжимает плечевой сустав, ограничивая этим движение плечевой кости. Очень важно обеспечить спокойное состояние плечевого сустава в штрихах, где локоть правой руки вынужден подниматься вверх. Одним из главных движений в технике правой руки, с помощью которого исполняются все штрихи в середине и в верхней половине смычка, является движение предплечья в локтевом суставе. Так как в практике чаще применяется игра серединой и верхней половиной смычка, активность движения предплечья всегда должна быть предметом постоянного внимания педагогов. Для воспитания свободы и непринужденности этого движения важно снять возможную напряженность в других частях руки (плече, кисти, пальцах). Приспособиться к учебному держанию смычка и свободному его ведению по струне в значительной мере позволяет среднее функциональное положение кистевого сустава. Именно в этом положение кисть может быть наиболее свободной и подвижной. Гибкость и свобода пальцев, держащих смычок, – одна из решающих предпосылок достижения легкости движений правой руки во всех штрихах. Эластичность пальцев, передающих на трость смычка импульсы руки, обеспечивается с помощью закругленности всех пальцевых суставов. Педагоги постоянно ведут борьбу с «выпиранием косточек» и вытягиванием пальцев на смычке. Важна роль закругленного мизинца, гибкость которого способствует свободе движений смычка у колодочки. Также податливым, изменчивым в своем положении должен быть большой палец. При приближении колодочке рекомендуется подбирать пальцы, как бы поднимая смычок над струной, тем самым, нейтрализуя лишнюю его «тяжесть». Точки касания пальцев и трости смычка (так называемый «игровой» сустав) аналогичны всем другим естественным суставам руки. В них должна быть та же готовность к движению, та же эластичность. Пальцы могут и должны менять свое положение относительно трости: при игре у колодочки они располагаются более перпендикулярно, а при игре у конца смычка – под углом к трости; возможны изменения расстояний между пальцами. Поэтому нужно уделять серьезное внимание воспитанию навыка держать смычок легко, непринужденно, минимально сжимая трость.
|
|||
|