Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»



 

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

 

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и учёт»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Финансы, деньги, кредит»

Банковские кризисы в современной России: 1998 г., 2004г.

 

 

Выполнила студентка группы 2ГМУ1

Сырцова Мария Сергеевна

Проверил преподаватель

Кандидат экономических наук, доцент

Иванова Елена Владимировна

 

Дата поступления работы на кафедру              Оценка «___»____________20___г.                              ___________________ __________  

                                                                             количество баллов, зачтено/не зачтено подпись                                  

                                                                            «___» ________________ 20___ г.

 

Омск 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1 ГЛАВА. РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 1998 ГОДА

1.1. Причины развития кризиса 1998 года…………………………………...…..4

1.2. Последствия и пути преодоления кризиса 1998 года….………………..….8

2 ГЛАВА. РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 2004 ГОДА

2.1. Причины развития кризиса 2004 года и его последствия…………………………………………………………………………11

2.2. Пути преодоления кризиса 2004 года……………………………………...…12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Создание большого числа коммерческих банков в начале 90-х годов неизбежно влекло за собой определенные отрицательные последствия, вытекающие из отсутствия капиталов, необходимого опыта осуществления банковских операций, неустойчивости экономики, недоверия российского общества к банковской системе. Таким образом, банковская система Российской Федерации не раз сталкивалась с кризисными явлениями, что, так или иначе, отражается на ее сегодняшней экономической политике. Необходимость углубленного изучения и анализа предпосылок, причин развития, этапов банковских кризисов могут способствовать в дальнейшем более раннему выявлению задатков наступающего кризиса, что, несомненно, облегчит его устранение и поможет свести негативные последствия к минимуму.

Целью данной работы является изучение банковских кризисов в современной России, а именно кризисов 1998 и 2004 годов.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:

1. Выяснить предпосылки и причины развития российского банковского кризиса 1998 и 2004 годов;

2. Проанализировать пути предотвращения банковских кризисов 1998 и 2004 годов;

3. Изучить последствия банковских кризисов.

 

1 ГЛАВА. РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 1998 ГОДА

 

1. Причины развития кризиса 1998 года

 

Никакой кризис не появляется на пустом месте, это достаточно долгий процесс накопления кризисного потенциала.

Одной из причин является бюджетный кризис, а именно несбалансированность государственных финансов. Начиная с 1995 г. наблюдался высокий уровень бюджетного дефицита. Для снижения темпов инфляции, процентных ставок и обменного курса рубля Россия была вынуждена проводить жесткую денежную политику. Но значительный дефицит государственных финансов привел к быстрому росту государственного долга и расходов на его обслуживание. Одновременно с этим снижалась и величина национальных сбережений, а также уменьшалось текущее сальдо платежного баланса.

С 1992 г. в России наблюдалось существенное снижение доходов бюджетной системы. Высокий уровень перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет в СССР обеспечивался соответствующей степенью централизации управления народным хозяйством. Демократизация политического режима и переход к рыночной экономике обусловили появление новых для России закономерностей функционирования системы государственных финансов. Такие закономерности выражаются в наличии устойчивой связи между уровнем экономического развития страны и уровнем обязательных налоговых изъятий.

Таким образом, основным препятствием на пути преодоления кризиса государственных финансов в России стала неспособность власти сократить расходы в необходимой степени и тем самым ликвидировать бюджетный дефицит. Таблица 1 содержит данные о расходах консолидированного бюджета России (включая внебюджетные фонды) за 1991-первое полугодие 1998 гг [10].

 

 

Таблица 1

Реальные расходы консолидированного бюджета России в 1991-1998 гг.

(млрд.руб. в ценах 1991г)

 

п.п 1998

Государственные расходы и ссуды за вычетом погашений
Расходы на содержание органов гос.власти и управления
На оборону
На содержание правоохранительных органов
На науку
Социальные и коммунальные услуги

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

образование

-

культура, искусство и СМИ

-

здравоохранение и физкультура

-

социальное обеспечение

-

Государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству

 

Здесь мы можем наблюдать, что сокращение расходов государства происходило довольно медленно, и его было недостаточно, чтобы установить бюджетное равновесие. А также, сокращение расходов на управление, оборону, содержание правоохранительных органов, дотации региональным бюджетам требовали проведения радикальных реформ в этих сферах.

Второй причиной послужила проблема обслуживания и рефинансирования государственного долга. Начиная с 1995 г. за счет заимствований на рынке ценных бумаг стал быстро нарастать внутренний государственный долг. К середине 1998 г. внутренний долг возрос до 25,6% ВВП. Соответственно, что рост внутреннего долга вызвал увеличение расходов на его покрытие. Одновременно с этим началось широкое использование заимствований на внешних финансовых рынках. Особенность вышеупомянутой ситуации с внутренним долгом заключается в его краткосрочном характере, а также достаточно большой долей долга, которая принадлежит нерезидентам.

Внутренний долг в России был представлен краткосрочными ценными бумагами. Их допустимый срок оплаты на 1998 год составил только около 330 дней. В результате средства, необходимые ежемесячно лишь для погашения ранее выпущенных облигаций достигли в первой половине 1998 г. 10-15% месячного ВВП.

Возникшая ситуация, когда государственные заимствования требовали гораздо больше ресурсов для их покрытия, чем величина внутренних ликвидных сбережений государства, спровоцировала решение о допуске нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. По данным Министерства Финансов РФ, в апреле 1998 г. доля нерезидентов составляла уже около 28% рынка. Данное решение, конечно же, позволило решить проблему снижения процентных ставок в российской экономике, уменьшая тем самым и нагрузку на бюджет в части расходов на погашение государственного долга. Но и это же решение привело к зависимости экономики России от конъюнктуры мировых финансовых рынков, так как достаточно большое количество иностранных инвесторов участвовали в финансировании дефицита российского государственного бюджета.

Еще одним недостатком принятого решения послужило существенного ослабление контроля иностранного капитала. Снижение стоимости обслуживания государственного долга повлекло к тому, что правительство начало считать, что проблемы в области обеспечения финансового дефицита исчерпаны и это привело к смягчению бюджетной политики, которая, в свою очередь, не предполагала резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно потребностей в государственных заимствованиях.

Еще одной проблемой являлось отрицательное сальдо платежного баланса по текущим операциям. Начиная со II квартала 1997 г. сальдо по счету текущих операций в основном принимает отрицательные значения. Среди важнейших факторов, вызвавших уменьшение сальдо по счету текущих операций, можно выделить неблагоприятную конъюнктуру на мировом рынке основных российских экспортных товарных групп, а также увеличение общего объема выплат процентных доходов нерезидентам.

Угнетающее воздействие бюджетного дефицита явилось еще одной проблемой оказывающей влияние на состояние налоговой сферы. Несбалансированность бюджета воспроизводит в расширенном масштабе неплатежи, в том числе и неплатежи в бюджет.

Борьба за налоговую дисциплину осложнила отношения правительства с ведущими значимыми для государства компаниями, прежде всего нефтяными компаниями. Именно от этих компаний, дающих значительную долю поступлений в федеральный бюджет, в первую очередь потребовали соблюдения налоговой дисциплины и погашения долгов перед государством.

Естественная негативная реакция на подобные действия правительства, непривычные и в принципе неприятные для данных компаний, подкреплялась двумя группами факторов. Во-первых, высокий уровень неплатежей в народном хозяйстве и особенно неплатежей со стороны бюджетных организаций позволял энергетикам утверждать, что задолженность по налогам является результатом неплатежей за поставку соответствующих энергоресурсов. Во-вторых, усилия по повышению собираемости налогов предпринимались в условиях быстрого падения мировых цен на нефть, что объективно еще более осложняло положение соответствующих компаний и давало им повод обвинять правительство в целенаправленном подрыве нефтяной отрасли.

Ну и в целом, ухудшение финансового положения и скандалы в высших эшелонах исполнительной власти привели к ослаблению ее поддержки в обществе. С начала 1998 г. вновь возобновился рост бюджетной задолженности, касавшийся в первую очередь военнослужащих и работников социальной сферы. Соответственно росло, хотя и не очень быстро, количество участников забастовок, увеличилось число недовольных как своим положением, так и деятельностью властей. Естественным следствием подобного хода развития событий стала отставка В. Черномырдина в марте 1998 г.

Так же появилась проблема возникновения на финансовых рынках признаков дефолта. Некоторое количество субъектов РФ не выполняли в срок свои обязательства по ценным бумагам. Хоть правительство и не имело отношения к этим выплатам, дефолт региональных бумаг лишь усилил политическую нестабильность страны. А предпринятые в ответ шаги федерального правительства по ограничению возможностей заимствования региональных властей на внешних финансовых рынках лишь еще более обострили его отношения с региональными политическими элитами.

 

2. Последствия и пути преодоления кризиса 1998 года

 

Российский банковский кризис 1998 г., несомненно, стал большим потрясением для банковской системы страны и экономики в целом. Кроме того, кризис 1998 г. проявился в убыточности многих российских банков и потере банковской системой существенной части своего капитала.

Внешними последствиями кризиса можно назвать:

- фактическое банкротство государства;

- резкую девальвацию национальной валюты  (состоятельные слои населения сокращали свои текущие сбережения путем сокращения запасов национальной валюты);

- реальные доходы населения сократились, а доля сбережений доходов населения стала близка к нулю;

- разрушение финансовых рынков.

Среди внутренних слабостей выявлено:

- низкий уровень капитализации;

- слабое развитие банковского бизнеса;

- неадекватная оценка и учет рисков.

Масштабы потерь российских банков во второй половине 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП). Девальвация российского рубля привела к повышению уровня курсового риска для российских банков - размер активов банковской системы достиг 39% ВВП (на 1 января 1999 г.); оценка валютных активов банков по курсу на начало 1998 г. дает их сокращение до 22% ВВП.

К относительно нейтральным, или даже положительным последствиям можно отнести:

- повышение конкурентоспособности российских товаров;

- снижение стоимости обслуживания государственного долга;

- создание стимулов для экономической деятельности.

Основные мероприятия по преодолению банковского кризиса 1998г.:

1. Для восстановления платежной системы было проведено три многосторонних межбанковских клиринга, позволивших провести более 30 млрд. рублей, в том числе в бюджеты различных уровней и внебюджетные государственные фонды. Проведение подобной процедуры во многих регионах позволило банкам либо полностью, либо частично избавиться от груза неплатежей.

2. Принятое Банком России решение о переводе вкладов населения из ряда крупнейших банков в Сбербанк России поспособствовало в определенной степени улучшению ликвидности кредитных организаций и прекращению массового оттока частных депозитов.

3. Изменение нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. Установление с ноября 1998г. единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%, предоставление кредитным организациям возможности проведения внеочередного регулирования обязательных резервов и установление специального курса при расчете обязательных резервов по привлеченным средствам в иностранной валюте способствовало высвобожд

4. Одновременно были изменены подходы Банка России в отношении рисков, принимаемых на себя банками. Банк России сократил лимит открытых валютных позиций, ужесточил порядок расчета нормативов ликвидности, исключив портфель государственных ценных бумаг из величины высоколиквидных активов, и ввел оценку кредитного риска по вложениям в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Таким образом, Финансовый кризис 1998 года сделал совершенно очевидным тот факт, что в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или совершенствовать существующую банковскую систему, а, по существу, создать качественно иную банковскую систему, адекватную сложившимся реалиям и задачам восстановления экономического роста.

 

2 ГЛАВА. РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ КРИЗИС 2004 ГОДА

 

2.1. Причины развития кризиса 2004 года и его последствия

 

Банковский кризис 2004 г. пришелся на лето и позже был классифицирован как «кризис доверия». Мнения о причинах начала этого кризиса сильно расходятся, но, тем не менее, его поводом принято считать скандал, разгоревшийся вокруг двух коммерческих банков: «Содбизнесбанк» и «Кредит-Траст». А именно поводом послужил отзыв Центральным Банком банковской лицензии у «Содбизнесбанк», поскольку через этот банк совершались различные правонарушения и криминальные деяния. Позже, в мае 2004 года со своими первыми проблемами столкнулся и «Кредит-Траст». Причиной ЦБ объявил, что причиной неплатежеспособности банка стали совершенные ранее сделки. Лицензия также была отозвана.

После перечисленных выше происшествий пошла волна повышения ставок на межбанковском рынке, поскольку считалось, что вслед за этими банками последуют десятки других. Так, ставки на межбанковском рынке подскочили выше 20%. В течение апреля 2004 г. ставки по однодневным межбанковским кредитам выросли до рекордных 23,9%, затем упали до 4–5% в начале мая, но опять выросли до 21,25% в конце месяца. Кроме того, в финансовой среде активно циркулировала негативная информация о различных банках. В виду сложившейся ситуации пострадали банки с недостатком ликвидности и банки, не входящие в число крупных банков.

Партнеры по бизнесу отказывали в кредитах, пытаясь создать запас ликвидности, банки начали распродажу всех имеющихся активов. В числе этих активов оказалось огромная доля объектов недвижимости, в которые были сделаны вложения с целью последующего извлечения прибыли. Появился риск возможного обвала рынка недвижимости. Кроме того, началось сокращение выдачи кредитов предприятиям и населению, а банки, связанные с обналичиванием средств, подняли стоимость на свои услуги либо вовсе прекратили их осуществлять.

Сложившуюся ситуацию эксперты назвали «кризисом доверия», спровоцированным выявлением списка банков, подлежащим закрытию из-за обнаружения фиктивного капитала. Так называемый «черный список» стал включать в себя десятки претендентов, не исключая лидеров рынка.

Так, в кризисный период потери составили 53% остатка текущих счетов и 4,7% депозитов населения. В посткризисный период потери депозитов населения составили 22,6%. Ликвидность всего банковского сектора находилась на уровне 6-7% активов, при том, что на начало года эта отметка составляла 11-12%. Таким образом, кризис 2004 г. коснулся всей банковской системы.

 

2.1. Пути преодоления кризиса 2004 года

 

Наблюдая надвигающийся кризис Центральный банк, конечно же, был вынужден предпринимать меры по его избежанию и минимизации последствий. В середине июля 2004 года он взял на себя обязательства по гарантированию банковских вкладов граждан, внесённых после 27 декабря 2003 года, вне зависимости от того, входит ли банк в систему гарантирования вкладов или нет. Данное решение было принято для спокойствия населения, имеющего вклады. Было необходимо заверить вкладчиков в том, что в каком бы банке они не обслуживались (вне зависимости от того, вступил банк в систему страхования вкладов или только вступает, но еще не успел пройти все процедуры), они уже застрахованы на одну и ту же сумму. Также это было сделано для того, чтобы вкладчики из одного банка, не успевшего еще пройти все необходимые процедуры, не начали перетекать в банк, который успел это сделать. Правда, имелись и исключения в страховании вкладов. Так, например, не страховались вклады на предъявителя, а также средства, размещенные на условиях доверительного управления.

Агентству по страхованию вкладов (АСВ) было поручено решать вопросы, связанные со страхованием вкладов. Финансирование хозяйственной деятельности АСВ осуществляется за счет муниципального взноса РФ в сумме 1 млрд. руб. на развитие агентства, а также доходов от размещения этих средств.

Определен основной финансовый показатель системы страхования – размер ставки страховых взносов. Ежеквартально банки-участники системы страхования обязаны перечислять в АСВ страховые взносы в размере от 0,15% до 5% в квартал от суммы привлеченных вкладов.

Все те банки, которые вошли под систему обязательного страхования были обязаны всю отчетность, касающуюся привлечения вкладов представлять Центральному Банку.

По данным официального сайта ЦБ РФ количество банков, имеющих лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, по которым вынесены положительные заключения на 25.04.2005, достигло 817.

Главной целью страхования вкладов является укрепление банковской системы, рост доверия к ней и снижение внутренних рисков. Что тогда, во время произошедшего в банковской системе «кризиса доверия» 2004г., что в настоящий момент, остается актуальным вопрос конструктивного взаимодействия всех участников банковской системы.

В качестве вывода можно сказать, что периодические возникновения кризисов, связанных с неплатежеспособностью одного или нескольких банков неизбежно и даже закономерно. И не всегда подобные явления носят лишь негативный характер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе изучения российских банковских кризисов 1998 и 2004 гг. была достигнута и главная цель, а также выполнены поставленные задачи:

1. Были изучены предпосылки и причины развития российского банковского кризиса 1998 и 2004 годов;

2. Проанализированы использованные пути предотвращения банковских кризисов 1998 и 2004 годов;

3. Изучены возможные последствия банковских кризисов.

Таким образом, банковскую систему страны нельзя назвать надежной. В ее деятельности наблюдается достаточно большое количество правонарушений, что мы и выяснили в ходе изучения кризиса 2004 года. Также мы увидели, как легко можно пошатнуть банковскую систему. Для этого даже не обязательно наличие серьезных экономических предпосылок, а достаточно, например, провести качественные проверки Центробанком. Тем не менее, наличие подобного опыта в истории российской банковской системы позволяет сегодня выявлять ее сильные и слабые стороны, анализировать уже преодоленные кризисы, совершенствовать систему и т.д.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бочаров, С. Г. Причины банковского кризиса в России / С. Г. Бочаров. -2004.№17. – 9 с.

2. Ведев, А. Л. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития / А. Л. Ведев. – Веди, 2003 г.

3. Ведев, А.Л. Основные характеристики динамики и структуры финансовой и банковской сферы России на различных этапах современного развития (1999-2012гг.) / А. Л. Ведев. – Изд: Дело, 2014. – 84с.

4. Виноградов, М.В. Третий банковский кризис в России / М. В. Виноградов. – Русская мысль, 2004. №4513 – 24 с.

5. Дробозина, Л. А. Финансы: Учебник для вузов / под ред. Л. А. Дробозина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

6. Завгородняя, Т. В. Банковский кризис 1998 г. в РФ: Учеб. пособие / Т.В. Завгородняя, С.Е. Метелев. – ГОУ ВПО, 2008. – 96 с.

7. Илларионов, А.И. Как был организован российский кризис / А. И. Илларионов. -  Журнал “Вопросы экономики”, 1998, №11.

8. Лаврушина, О.И. Деньги, кредит, банки / под ред. О. И. Лаврушина. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

9. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 01.06.2020)

10. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] https://www.minfin.ru/ru/ (Дата обращения: 01.06.2020)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.