Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
Прочитайте текст и выполните задания 1–2.
(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3)... ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды для населения планеты.
Задание 1
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более чистая. 2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, ученые предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения. 3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтернативный источник пресной воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в водопроводной. 4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах, в десять раз меньше растворенных веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды. 5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше в десять раз, чем в водопроводной.
Задание 2
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива. Продовольственные запасы. Неприкосновенный запас. 2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых. 3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем нормальную работу, функционирование чего-л. Запас прочности. Запас сил. 4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющихся у кого-л. знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний. 5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом. 6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилизации. Запас вооружённых сил. Уволить в запас.
Задание 3
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ
| А) Неправильное употребление предлога Б) Нарушение в построении предложения с приложением. В) Ошибка в построении предложения с однородными членами. Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Д) Ошибка в построении сложного предложения.
| 1. Вопреки недочетам в плане большинство поддержали наш проект. 2. Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом. 3. В 1958 году в городе Тула был установлен памятник Вересаеву, а в 1992 году был открыт музей писателя. 4. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 5. Спустя два года после возвращения из Кавказа Лермонтова повезли в Москву и стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. 6. В прошлом году нашу школу окончил сорок один ученик. 7. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 8. Благодаря отцу, серьезно занимающемуся спортом, он любил футбол и плавать. 9. Преподаватель сказал мне то, что я не готов к занятию.
|
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зам..рание, пос..делки, подн..маясь 2) подр..внять, притв..рить (дверь), оп..раясь 3) соч..тание, р..весник, ст..ральная (машина) 4) зап..рать, пром..кашка, прик..снуться 5) прил..гательное, пок..ситься, г..рдиться
Задание 5
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) правопр..емник, пр..умножить, пр..вращение 2) р..списание, нед..верчивый, пр..российский 3) вз..мать, по..скать, мед..нститут 4) двух..ярусный, ин..екция, ад..ютант 5) пр..образ, пр..славянский, пр..язык
Задание 6
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Сгущ..нка, выкорч..вка 2) юрод..вый, гуттаперч..вый 3) продл..вать, выхухол..вый 4) болот..стый, обур..вать 5) дра..ть, раскашл..ться
Задание 7
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) брезж..щий, движ..щий 2) опостыл..ть, (он) высп..тся 3) пристрел..нное ружье, выровн..нная (тропинка) 4) обезлюд..ть (стать безлюдным), движ..мый 5) кле..вший, слыш..мый
Задание 8
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое: стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка(8)ое поноше(9)ое платье.
Задание 9
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. 2) Ответьте телеграммой и сообщите дату выезда. 3) Всё спало крепким неподвижным сном. 4) Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук. 5) В школе Саша стал учиться опять ни то ни сё.
Задание 10
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пораженные поэзией Пушкина (1) гимназисты не просто читали стихи (2) а (3) желая их запомнить (4) выучивали наизусть, декламировали (5) участвуя в поэтических вечерах (6) и (7) сидя на лекциях (8) записывали их в свои тетрадки.
Задание 11
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Быть классиком – (1) значит (2) стоять на шкафу Бессмысленным бюстом, топорща ключицы. О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву? Так чучело ставят: бекаса, сову. Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить (5)Жилеты, камзолы. Не то что раздеться - куска проглотить Не мог при свидетелях - скульптором голый Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком - в классе со шкафа смотреть На школьников; им и запомнится Гоголь Не странник, не праведник, даже не щеголь, Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.
Как нос Ковалева . Последний урок: Не надо выдумывать, жизнь фантастична! О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок! Быть классиком страшно, почти неприлично. Не слышат: им хочется под потолок. (А. Кушнер)
Задание 12
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он уверял (1) что черти любят курить (2) и пьянствовать (3) что они востроголовые (4) и среди них много хромых (5) потому (6) что они упали с неба.
Задание 13
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Это был высокий бородатый человек в полушубке (1) который настолько замерз (2) что (3) когда я зажёг лампу и впустил его в дом (4) он не мог даже закрыть за собой дверь (5) и мне пришлось заварить ему горячего чая.
Задание 14
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.
(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения. (7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.
|