Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа 4. Русский язык. Тема: «Редактирование и правка текста».. Ход урока



02.06

Группа 4

Русский язык

Урок 55

Тема: «Редактирование и правка текста».

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с работой писателей над совершенствованием произведений.
2. Показать значение упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений.
3. Повторить сведения о приёмах редактирования, о технике правки рукописи. Учить детей редактировать и править текст.
4. Развивать интерес к родному языку, развивать речь обучающихся.
5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства через содержание дидактического материала, через привитие любви и уважения к родному языку.
6. Воспитывать культуру речи.

 

Ход урока


I. Есть в нашем языке выражение: «Муки творчества». Оно с предельной краткостью и исчерпывающей полнотой выражает то, что испытывает каждый мастер своего дела, каждый человек, влюблённый в свой труд.
Муки творчества. Их испытывает конструктор, создающий машины, и токарь, вытачивающий детали этой машины. Муки творчества знакомы и крупнейшему учёному, и лаборанту в лаборатории этого учёного. Сотни и тысячи опытов, сотни и тысячи неудач…И снова опыты, напряжённая работа, мысли до тех пор, пока не будет создано задуманное.
Так и у писателя.
Велика ответственность писателя, ибо он общается с миллионами читателей, ибо он работает со словом – средством общения людей.
« Слово – дело великое, - писал Л.Н. Толстой, - великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их».
Чем талантливее писатель, чем замечательнее его замысел, тем полнее он осознаёт свою ответственность перед обществом, тем больше труда, времени и сил отдаёт он своему произведению. Не случайно работа Л.Н. Толстого служит ярчайшим примером творческого и самоотверженного труда.
Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров слова ( слайды), вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной , поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам Маяковского, «…изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», и вам станет ясно, что успеха в работе над обычными школьными сочинениями вы сможете добиться, если будете перечитывать написанное, совершенствовать его. ( На слайдах рукописи: страница «Полтавы» А.С. Пушкина, черновая страница «Осени» А.С. Пушкина, вариант начала романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, начальные строфы стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» А.С. Пушкина).

Что же говорят писатели о необходимости неустанного и многократного совершенствования написанного?
Так, например, Гессен, автор книг о Пушкине и его времени, писал о том, как работал великий поэт: « Мы с большим интересом следим за тем, как, заменяя одно слово другим, одну строку другой, Пушкин кропотливо работал над своими произведениями. Количество правок иногда так велико, что невероятно трудно проследить за ходом мысли поэта. Закончив стихотворение, Пушкин уже переписывает его набело – не просто переписывает, а снова творит: отдельные слова и рифмы всё ещё не удовлетворяют его, он зачёркивает их и заменяет другими». («Всё волновало нежный ум», М., 1965, стр.32 – 33).
А вот любопытное свидетельство К.Г. Паустовского: «Недавно я видел рукопись Пушкина – это зрелище поучительное. Вы видите, как идут поиски слова. В одном месте я насчитал 12 или 14 эпитетов, которые Пушкин всё время менял».
Ребята, вдумайтесь: Пушкин – гений – и кропотливая работа, исследования, переделки, зачёркивания и бесчисленные замены одних слов другими. Что же это? А это и есть, как говорил В.Я. Брюсов, «…чудо превращения написанного неясного контура в совершенную картину…» А это требует труда даже от таких великих людей, как Пушкин. Таким образом, правка и многократная переработка текста – один из самых важных этапов работы над рукописью.
Сегодня мы потренируемся в редактировании и правке текстов, отдельных предложений, выполним разные упражнения, которые, конечно, не совершат чуда, вы не станете сразу писать безупречных сочинений, нет. Но они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К.Г. Паустовский: « Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ всё самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».

На уроке мы будем пользоваться словами, значения которых должны быть понятны. Повторим попутно их правописание и произношение.

Словарная работа (обучающиеся объясняют лексическое значение слов, записывают их в тетрадь, объясняют правописание. Можно пользоваться орфографическим, толковым, этимологическим словарями)

Редакция (лат.) – приведённый в порядок;
Абзац (нем.) – 1) часть текста от одного отступа до следующего, 2) отступ в начальной строке текста.
Автор
Вариант
Заглавие
Подзаголовок
Иллюстрировать
Корректировать (лат.) – вносить поправки, поправлять что – либо.
Корректор – лицо, занимающееся корректурой.
Корреспондент
Цитата
Лаконизм – краткость выражений.
Словесное мастерство
Справочник
Энциклопедия
Информация.

Наблюдения над правкой написанного.
Цель:
1 Повторение видов языковых ошибок.
Какие бывают языковые ошибки?
-Употребление слов в несвойственном им значении;
-Неоправданное повторение;
-Неудачное использование образно – выразительных средств языка.
1. Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери. ( Замечания Горького: «Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или медведя, даже когда они бегут?»)
2. В карьер несутся эскадроны. Вот остановились. Каплями крови алели знамёна. (Замечания Горького: «Знамёна каплями… Хорошо ли? Уж сказал бы – пятнами»).
3. Серебряным рублём катится луна. ( Замечания Горького: « Маловата…»).
4. «Стой!» – кричали они, треща винтовками по беглецу. (Замечания Горького: « Стреляя из винтовки».)
5. Мелькнула перед глазами тень падающего с лошади человека. ( Замечания Горького: «Фигура»).
6. Работали молча, без слов… ( Замечания Горького: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что если человек молчит, он не говорит».

А сейчас попробуем представить себя редакторами.
Цель: отредактировать данный текст.

Самостоятельная работа . Редактирование данного текста.( 5-6мин.)
Например:
Родина как огромное дерево на нём несощитать листьев. И всё что мы делаем доброго прибавляет силу ему. А ведь всякое дерево имеет корни. Без них его повалил бы даже не сильный ветер. Корни питают дерево связывают его с землёй. Корни – это то чем мы жили вчера, давно, тысячу лет. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела находящиеся рядом. Человеку важно знать свои корни. Каждому человеку. Всем. Тогда и воздух будет целебным, родной будет земля.

Оригинал:
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему.
Всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год , сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…
Человеку важно знать свои корни. Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебным и вкусным. Дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Давайте же будем помнить об этих корнях!

1. Поставьте правильно ударение в словах:
Новорождённый, обеспечение, мусоропровод, комбайнер, тефтели, торты.
2. Есть ли грамматические ошибки в предложении:
Сын пришёл со школы и спросил сколько время.
3. Ответьте на вопрос: «Исправите ли Вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»
4. Ответьте на вопрос: «Нужно ли говорить правильно?»

Работа с классическим текстом.
Классический текст всегда для нас является образцом. У великих писателей мы учимся правильно говорить, грамотно выражать свои мысли.
Учитель предлагает каждому ученику небольшие отрывки в основном из произведений М.М. Пришвина ( на карточках).
Цель: внимательно прочитать текст, закрыть ( перевернуть карточку), письменно воспроизвести и сравнить с оригиналом.
Примеры карточек из произведений М.М. Пришвина:
1. Мне принесли большую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с цветком против луча. Тогда жёлтое внутри лилии вспыхнуло, белые лепестки стали яркими. Мне показался цветок отображением солнца на небе.
Долго я смотрел на него и затосковал по воде.
2. Нашли орех, расколотый надвое, как будто по линеечке его пилой резали. Учёные люди думали о том, какой зверь мог так ровно разделить орех. Отчего раскололся орех?
3. Где ты, мой друг? За долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого? Я надеюсь увидеть тебя в будущем. Как бы мне хотелось всё своё тебе рассказать, во всём с тобой посоветоваться.

 

Домашнее задание:

1. Составить и выучить конспект.

2. Отредактировать текст из раздела “Работа c классическим текстом”.

Срок с 02.06 до 09.06



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.