Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конкурсная работа ученика 8 Б класса



Конкурсная работа ученика 8 Б класса

Международной школы-лицея "Достар" города Алматы, Казахстан

Казанцева Сергея Алексеевича

Возраст: 15 лет

Адрес: город Алматы, улица Розыбакиева дом 206, кв. 41

Электронный адрес участника: kazsergkaz@gmail.com

Электронный адрес руководителя работы: Lanovenko.n@mail.ru

Телефон участника: 8 777 368 38 30

Телефон руководителя: 8 707 331 75 13

 

   

Сочинение на Всероссийский конкурс

 "Читаем Альберта Лиханова: книги о вере, надежде, любви"

Номинация конкурса для детей и юношества

"Дети победы"

                        

                                                  Руководитель работы: учитель русского языка и литературы МШЛ "Достар" Лановенко Наталья Никитична

2020 год

Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Станислав Куняев

 

    Мне 15 лет. Много это или мало? Когда надо помочь родителям, мне говорят, что много, когда хочется с друзьями погулять в городе - мало. Детство моё где? Уже закончилось или ещё нет? Почему мир состоит из множества вопросов? Вот и в книгах Альберта Лиханова их тоже много.

    Среди известных книг нашего современника меня привлекло название одной из повестей - "Мужская школа". Чему там учат? Быть настоящим мужчиной? "...только сила была управительницей жизни. Одна сила". Что ж, на первый взгляд, хорошо же быть сильным, я вот тоже не слабак, мне сила нравится. Но, читая повесть, я больше задумывался о слабости, малодушии, многочисленных подростковых страхах и опасениях.

    Вот эпизод про портфель, который внезапно превратился в футбольный мяч. Остался неприятный осадок. Я люблю во всём порядок, мои вещи всегда лежат на своих местах, но что делать, когда ты один в большой незнакомой школе, если грубая сила пригнула тебя, когда со всех сторон на тебя летят оплеухи, издевательские насмешки, когда всё в твоём портфеле перебито и в грязи. Как постоять за себя? Кулаком залепить кому-нибудь в ухо? А нас же учили не драться. Учили, что слова имеют силу. Но как в этой мешанине можно что-нибудь сказать, и кому? Лиц не видно, только злоба и беспощадность.

    Вот первый явный конфликт в новом классе, когда твой ровесник виртуозно владеет нецензурными словами, а ты нет.  "Я онемел. Прижался к парте, будто малыш какой, и молчал. Ведь отвечать-то надо было таким же манером, а я не умел". И я не умею, конечно, знать-то я их знаю, но вовремя сказать и сложить в многоэтажное строение не могу. Не получается, да и зачем?

    Читая повесть страницу за страницей, я в некоторых моментах стал вспоминать себя, мои конфликты с пацанами. Спокойствие в душе было нарушено.

    "Вообще всяческая слабость, слёзы, например, теперь я знаю это слишком хорошо, далеко не всегда вызывает мальчишеское сочувствие, а очень часто, наоборот, желание добавить, поиздеваться над этой слабостью", - пишет Лиханов. А сейчас как? Та же жестокость, только покажи свою слабость - заклюют, задолбят. "За что они меня так люто презирают, ведь они совсем не знают меня, я всего второй день в этой проклятой школе? Почему так хотят моей крови, моего поражения, даже, может быть, погибели? В чём я провинился перед ними? Почему не найдётся хоть одного человека, который пожалеет меня, посочувствует, остановит эту дурацкую драку? Где вообще справедливость в мире? Доброта, которой так старательно все учат?" - такими вопросами и сегодня задаются новенькие. Почему до сих пор живёт эта странная  традиция "прописывать новеньких"? Глупо и жестоко.

    Легко ли говорить правду? Всегда говорить правду?  Я думаю, что это прерогатива только сильных людей, а слабые под них подстраиваются, соглашаются с их правдой, только бы обойтись без конфликтов. "Только враньё -  вязкое дело. Будто мёд для мухи. Вроде сладко, а заберёшься глубоко  - не вылезешь. И потом у вранья много разных способов и видов. Например, врать наполовину - пустое занятие, обязательно запутаешься. И ещё чтобы врать, надо иметь хорошую память, иначе забудешь сам, что кому соврал и по какому случаю". Я лично не люблю врать. А правду всегда легко говорить? А кому она нужна? Что же, лучше промолчать?

    Мы с готовностью торопимся осуждать других, не замечая своих промахов. Почему так. "Вообще я стал замечать за собой много тайных пороков. Раньше, ещё месяц назад, я тут же вывалил бы всё, что думаю, а теперь предпочитал помалкивать, много размышляя наедине. В этих тайных чувствах я был мстителен и до отвращения злораден. Мне доставляло тайное удовольствие не только неумение отца правильно решать задачи, но и мамино плохое знание, к примеру, Тургенева. Впрочем, если у неё пригорало молоко и отец раздражался неприятным запахом, я тоже радовался этому". Что это? Проявление слабодушия? Я тоже за собой замечал, как я злорадствую ошибкам своих недругов, и даже друзей, когда мы в ссоре. Стыдно. Стыдно. Лиханов как будто влез в потайные уголки моей души и выставляет все скрытое напоказ. Напоказ прежде всего мне самому. Я вот сижу с книжкой и читаю, а получается, что я страдаю с героем, вместе с ним смываю кровь после драки ледяной водой, играю в "жестянку" и выигрываю, ликуя. И про двойную бухгалтерию с двумя дневниками тоже интересно: для хороших оценок - один, для плохих - другой. У нас такое сейчас не прокатит, дневники-то электронные, сообщения сазу приходят СМС родителям.

    Герой от обид и разочарований не раз думал о смерти. Ведь и нынешние подростки, бывает, думают, что смерть - решение проблем, что все окружающие будут их оплакивать, сожалеть о своих поступках. Как бы не так. Поплачут немного, да и забудут. Обида на отца мучила рассказчика, он вспоминал, как сразу после победы каждый день бегал на вокзал встречать поезда с возвращающимися с войны солдатами, не раз вспоминал то ликование, какое он пережил, встретив, наконец отца, помнил его сильные руки, которые подхватили его на руки. И вот те же руки выпороли его ремнём, ремень хлестал по спине, по лицу, было больно, было очень обидно. Отец, не разобравшись, налетел на него, выпорол, а потом извинялся. Но подростку не хотелось жить, ему казалось, что самые дорогие люди его предали. Мучительно переживая обиду, рассказчик примерял к себе разную смерть, то ему хотелось повеситься, то утопиться. Но однажды,  столкнувшись на реке с утопленником, он заглянул в отвратительное лицо смерти, ужаснулся и про смерть и думать забыл. Клином клин вышиб. Так, может, и другие проблемы решить можно?

    Смешно и на одном дыхании прочитал про то, как герой подглядывал в дырочку над трубой в душевой за моющимися женщинами. Запретно. Но как интересно же. И какое было разочарование потом: одна оказалась просто "чудищем", а другая - сорокалетней "старухой".

    Я думаю, что писатель пишет не только для детей, но и для взрослых, чтобы они понимали, когда и чем обижают, когда от их вмешательства только хуже становится. Вот мама главного героя пришла в школу разобраться после драки, а у него потом два года были проблемы, не только класс, вся мужская гимназия над ним издевалась.

     В повести не раз говорилось про добро и зло. Зла было больше, но, может, поэтому ярче светится добро? Как отстаивать добро? Как победить зло? Зло в себе самом? У Лиханова необычные книги: ты узнаёшь в них себя, своих знакомых, свои переживания, свои мысли, не всегда правильные и приличные. Читаешь и думаешь, что с тобой или с твоими друзьями это случалось или может случиться, и поэтому книги Лиханова воспринимаются как личный откровенный дневник, в которых без прикрас герой рассуждает о себе, о жизни. Эти книги учат тебя, делают мудрее и сильнее. Автор уверен, что, подрастая, человек должен научиться постоять за себя. А это бывает так непросто. Не потому что страшно, а, бывает, потому, что кажется тебе, надо промолчать, только бы не нарваться на конфликт, не поссориться лишний раз.

"А детство счастливо тягучестью, медленностью своих дней; яркостью красок и резкостью запахов; способностью удивляться, радоваться мелочам и замечать подробности; влюблённостью в тёплую речку, белоснежно-слепящие облака; сердечным волнением при виде красивой марки; радостью обладать заветной спичечной этикеткой; ощущением типографского запаха новой книги…". Как это правильно. Детство, постой, не уходи! Хочется ещё побыть ребёнком, просто и всей душой любить мир.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.