Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Александр ЖАБСКИЙ. Павловская крепость Бип станет частной гостиницей



 

Игрушка самодержца

Александр ЖАБСКИЙ

Павловская крепость Бип станет частной гостиницей

Вроде и горка-то, что на развилке речушек Славянки и Тызвы, не высока, а до чего живописна! А на ней – крепостца, которая возникла тут на излете XVIII века капризом Павла Первого и недюжинным талантом архитектора Викентия Бренны – учителя Карло Росси. Более полувека от крепости Бип оставались только руины...

Почему настоящую военную крепость, возведенную ради осуществления детской мечты императора на месте скромного шале Мариенталь, где шведы некогда безуспешно пытались отбиться от наседавших отрядов Апраксина, назвали именно Бип, никто сказать толком не может. Впрочем, уже тогдашние шутники, потешаясь над совершенно не нужным через три четверти века по окончании Северной войны фортификационным сооружением, раскрывали «аббревиатуру» как «большая игрушка Павла».

Это массивное двухэтажное кирпичное здание в виде вытянутого неправильного пятиугольника, окружающего такой же формы двор, с башнями по углам.

Крепость никогда не воевала, но и сонной ее жизнь не назовешь. Чудаковатый император останавливался только тут, а вовсе не во дворце, когда приезжал в Павловск, учиняя столь любимые им вахтпарады. Современникам запомнилось, что при оглашении реляций о победах Суворова во время Швейцарского и Итальянского походов крепостная артиллерия салютовала нашим чудо-богатырям сто одним залпом.

Однако бурная жизнь крепости продолжалась, пока земля носила Павла. Потом укатил навсегда в Саксонию ее строитель, а сама она полтора следующих века переходила из рук в руки – к счастью, среди своих. Наконец, в Великую Отечественную крепость Бип превратилась в руины. Однако вовсе не такие ужасные, как Павловский дворец, довольно скоро восстановленный. Бип сохранилась не в пример лучше, и оживить ее было много проще, однако до наших дней дошли лишь ее живописные по-своему развалины.

И тут, мне кажется, пора сказать прямо: печалясь о бедственном положении областных архитектурных и исторических уникумов, мы слишком много списываем на войну. Жители Павловска, родившиеся в нем и прожившие там всю жизнь, рассказывали, как с послевоенных времен по дачам растаскивался изумительной прочности крепостной кирпич. Да и каменные ступени винтовой лестницы внутри овальной башни выломаны отнюдь не в ходе жестоких сражений – мои собеседники еще в своем детстве носились по ним, играя в заброшенной крепости в прятки... Побесчинствовали там и бездумные вандалы, и кладокопатели. То там, то здесь в стенах видны следы заделанных уже углублений, выдолбленных ими в поисках поживы...

Но когда всем уж казалось, что «большая игрушка Павла» разрушается безвозвратно и вот-вот наступит время, когда и восстанавливать станет нечего, ей улыбнулось счастье. Нашелся неугомонный, а главное – небедный человек, любящий сказки наяву, который решил на свои средства восстановить одну из жемчужин павловского ожерелья...

– Работа, как сами видите, уже идет к концу, – удовлетворенно рассказывает Сергей Гутцайт, водя меня по уже явно оживающей крепости. – А было ее столько, что и не передать – одного мусора вывезли несметное количество: крепость вросла в него на целый метр. Правда, некоторые подвалы оказались частично расчищенными до нас – «черные археологи» постарались. Ну хоть за это им спасибо... Нынешней осенью завершим наконец общестроительные работы. Здание вновь, как и при Павле, покрыто недавно светло-коричневой черепицей. «Старинными» будут и все деревянные рамы – мы сами их делаем по найденным чертежам. Скоро завершим остекление, а попутно, в дополнение к замыслу Бренны, перекроем внутренний двор крепости легкими застекленными конструкциями и устроим там атриум. Ну а на будущий год сюда придут реставраторы.

Реставрировать, по словам начальника участка Геннадия Григорьева, придется немало:

– КГИОП следит за нами строго – вот только что опять приезжали. Видели, как попорчены камни въездной арки? Они из туфа – камня мягкого, но под действием атмосферных явлений становящегося крепким как бетон. Однако и он не выдержал варварства и местами искрошился. Так что на одной этой арке реставраторам работы непочатый край!

Въездная арка находилась в третьей, квадратной, башне, расположенной с юго-западной стороны. Она завершалась карнизом с навесными бойницами. Над окном были установлены часы с боем, а у карниза – герб Павловска, утвержденный незадолго до убиения императора. Нынешний владелец настроен восстановить все в точности, как было при Павле.

Новая жизнь крепости Бип будет протекать в европейских традициях современного использования средневековых замков – как небольшая уютная гостиница-шале. Кстати, еще вдова императора Мария Федоровна устроила тут апартаменты для гостившего Карамзина.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.