Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правила игры в го. Моментально, еще до стартового хода, – первый сюрприз. Поскольку на Востоке черный – цвет агрессии, первыми ходят черные. Чтобы компенсировать этот досадный факт белым, им полагается фора, 6,5 очков. Вот и первая восточная хитрость – эт



Правила игры в го

Правила игры просты и запоминаются за минуту – игроки по очереди выставляют камни на перекрестия линий игрового поля, задача – отгородить себе как можно большую территорию. Собственно, на этом простота и заканчивается.


Стандартное поле 19х19 линий, плюс 361 камень — 180 белых и 181 чёрный. Но, чтобы не было сильно страшно, начинать можно с поля 9х9 или даже 5х5 линий. Все, как мы любим: расчертили лист бумаги, взяли пуговицы из бабушкиной коробки, и можно начинать.

” Моментально, еще до стартового хода, – первый сюрприз. Поскольку на Востоке черный – цвет агрессии, первыми ходят черные. Чтобы компенсировать этот досадный факт белым, им полагается фора, 6,5 очков. Вот и первая восточная хитрость – эти пол-очка не при каких обстоятельствах не позволят свести игру к ничьей. Красиво!

Итак, черные начинают и выигрывают.

Главное понятие и главная ценность в го – территория, те пустые перекрестья, которые огородил себе игрок.

” Еще одно базовое понятие - дамЭ или, в переводе на русский, «дыхание». У каждого перекрестья на игровом поле есть от 2 до 4 дамэ – отходящих лучей. Камни, стоящие на перекрестьях хотя бы с одним дыханием, живут, если же дыханий не остается – камень снимается с доски.

Запрещены «суицидальные» ходы: если дыханий у перекрестья нет, туда нельзя ставить камень. Если вам удалось окружить камень или группу камней соперника так, что у них нет ни одного дыхания, эти камни снимаются с игры, освобожденная территория – ваша.

” Еще одно базовое правило – запрещены повторяющиеся ходы, ведущие к зацикливанию игры.

Если поставить камень некуда, игрок пропускает ход. Если и противнику некуда ходить – игра закончена. Подсчитываются внутренние перекрестья огороженных территорий, у кого больше, тот выиграл.

В го есть собственный этикет - неписанные правила, которые соблюдает каждый уважающий себя игрок.

Тот, кто сильнее, должен играть белыми. Слабому обычно дают фору — коми. Сдаться при поражении можно двумя путями, либо просто сказать «сдаюсь», либо выложить одновременно на доску более одного камня.

Проиграв, вы можете попросить победителя разобрать партию и указать ошибочные, по его мнению, ходы — соперник не должен отказывать.

 

       У игры в го, несмотря на простоту правил, есть собственная философия: она демонстрирует древнейший даосский принцип: «достигай большого малыми усилиями». Го учит пониманию, что ставка на «всё» лишает всего — надо брать, сколько можешь удержать, а остальным делиться. Рано или поздно любой игрок понимает, что теряет силы в нескольких одновременных драках на разных участках территории. Так приходит мастерство: понимание принципов планирования и оптимизации усилий .

       При сравнении го с шахматами многим становится смешно – элементарные правила, какие-то камни, несерьезно. Однако тем, кому смешно, особенно стоит познакомиться с историей сражения искуственного интеллекта с человеческим в игре в го.

       В 2016 году система искусственного интеллекта AlphaGo, построенная на принципах глубинного машинного обучения и созданная группой Google DeepMind победила Фань Хуэя (Fan Hui), трехкратного европейского чемпиона по игре го. AlphaGo и другая мощнейшая программа по игре в го – MoGoTitan работают на компьютерах в 1000 раз мощнее Deep Blue, победившего Гарри Каспарова в шахматном матче. Как тогда писали – это первый в истории случай, когда компьютерная программа обыграла профессионального игрока в го. На текущий момент - этот же случай был и последним.

” Алгоритм игры до сих пор не построен. Большая доска, изначально выигрышных дебютов нет, добиться победы простым перебором вариантов невозможно — их больше, чем атомов во Вселенной. Камни одинаковые, оценивать можно только их место на доске и в построении, потенциал построений не поддается анализу.

       Как шутили в СМИ, быть может, го - ключ к искусственному разуму, и когда машина научится регулярно побеждать человека, она потянется и скажет: «Слушай, может, хватит? Я разумное существо, давай обговорим мои права».

                   Сейчас в мире наблюдается подъем интереса к го, однако лучшие игроки по-прежнему рождаются в Азии. Почему так?

С одной стороны, го — игра, требующая точного анализа оперативной обстановки, быстрого счета, внезапных изменений в тактике и темпе - это сильные стороны европейской культуры и системы обучения,традиционно развивающей левое, аналитическое полушарие мозга, ответственное за логику, речь, счет.

Но все не так просто - в любой партии го нужно cначала понять и оценить части целого и только потом соединить их в общую картину, и здесь азиатская культура, делающая акцент на том, что частное — лишь часть общего, сильнее. Иероглифы, тональные языки, каллиграфия, медитация — все это развивает правое полушарие, в ведении которого интуиция и не связанные с логикой способности.

       Интересный факт: доска для го, по идее, должна быть квадратной, но в классическом варианте ее стороны соотносятся в пропорции 15:14, поскольку в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлинённая сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчётливо видеть позицию.

Итог - европеец начинает путаться в задачах и решениях и метаться по полю, азиат видит недоработанную картину в совокупности ее фрагментов и спокойно дорабатывает ее.

 

Го - самая правополушарная игра в мире, в отличие от шахмат, игры для левого полушария. Считается, что го останавливает или вовсе предотвращает часто встречающееся старческое слабоумие. Кроме того, го может снизить вероятность болезни Альцгеймера. И, конечно, обладает гигантским развивающим потенциалом для детей!

Интересный (и печальный) факт:

в 1945 году в в Ицукаити, пригороде Хиросимы, несмотря на мировую войну, проводился очень представительный турнир по го. Матч за титул хонимбо игрался 6 августа. Прерван он был, как вы уже наверно догадались, атомной бомбардировкой - вспышка ослепила людей, ударная волна выбила стекла, расшвыряла камни, побросала людей на пол. Игроки и болельщики не могли понять, что произошло, они были оглушены мощнейшим взрывом и растеряны, однако восстановили позицию и доиграли партию. «Ядерное го» вошло в историю как пример истинно японской стойкости духа.

 

Играйте в го, тренируйте интеллект и, стремясь к победе, не бойтесь поражений: это часть пути к вершине!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.