Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Газета «Знамя юности»



 

3. Прагматическая стратегия.

Для данной стратегии характерно рациональное использование элементов манипулятивной и гуманистической стратегий.

Во-первых, СМИ, которые следуют этой стратегии, «во главу угла» ставят описание вопросов и проблем, актуальных для массовой аудитории. Издатели и редакторы, которые придерживаются такой стратегии, понимают, что люди покупают газету в первую очередь для получения информации, чтобы сделать свою жизнь удобней в этом городе, в этой стране. Значит, задача газеты, скорее, информировать не о каких-то глобальных вещах, а сообщать новости прикладные. Если принят новый закон, читателю нужно объяснить, как это скажется на его жизни. Если дорожает какая-то категория товаров, скажем, бензин, нужно предупредить читателей, чтобы они успели сориентироваться в новых условиях.

Во-вторых, при выборе прагматической стратегии доминирует мотив привлечения читательского внимания, обусловливающий коммерческий успех. Но, в отличие от стратегии манипулятивного типа, прагматическая стратегия не исключает достижения целей, связанных с развитием и просвещением читателя.

В-третьих, при освещении рекреативных тематик средства массовой информации хотя и допускают вмешательство в личную жизнь людей, оказавшихся в центре общественного внимания, но в большинстве случаев ограничивают его некими этическими границами. Так, в «Комсомолке» считают, что «любая звезда решает, до какой из дверей можно допустить журналистов. Для одних – это двери квартиры. Для других – дверь холодильника. А кто-то готов пустить еще дальше. Хотя «Комсомольская правда» и считается «желтым» изданием, пожалуй, дальше двери холодильника открывать личную жизнь звезд нет необходимости».

Следует оговорить, что прагматическая стратегия включает в себя и чисто коммерческий подход, который не преследует ни манипулятивных, ни политических задач. В этом случае реализация рекреативных функций обусловлена исключительно экономическими причинами и желанием получить максимальную прибыль.

Наши наблюдения за практикой белорусских СМИ позволяют сделать вывод, что прагматической стратегии придерживаются «СБ. Беларусь Сегодня», «Обозреватель», «БелГазета», «Знамя юности», «КП», «АиФ». В большинстве случаев выбор данной стратегии обусловлен формой собственности (государственное/негосударственное издание) и, следовательно, ориентацией на законы рынка и те политические и экономические условия, в которых вынуждена функционировать пресса Беларуси.

Технологические, экономические, социально-культурные и психологические факторы обусловливают степень значимости рекреативных функций средств массовой информации на современном этапе развития общества. Во-первых, высокие технологии позволили сделать духовное производство массовым, способным удовлетворить разнообразные потребности, в том числе и рекреационные. СМИ, фактически являясь продуктом и средством трансляции массовой культуры, заинтересованы в производстве контента, удовлетворяющего рекреационные потребности массовой аудитории. Во-вторых, реализация рекреативных функций является движущей силой рекламного рынка, что обосновывает их коммерческую целесообразность в нынешних экономических условиях. В-третьих, тяготение к рекреации посредством СМИ можно рассматривать как следствие их доступности, распространенности и довольно высокой стоимости других реальных способов рекреации (посещения культурных мероприятий, занятий спортом, путешествий и т. д.). Это объясняет то, что современные СМИ определяют формы и содержание рекреации для миллионов людей.

В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что в нынешних социально-экономических условиях рекреативным функциям СМИ журналисты отводят важную социальную роль и заинтересованы в их эффективной реализации. Причем под эффективностью понимается достижение целого ряда прикладных задач – от повышения читательского интереса, управления умонастроениями и развития массовой аудитории до приобретения коммерческого успеха и популярности едва ли не любыми средствами.

Поэтому важно помнить, что, с одной стороны, рекреативные функции СМИ обладают огромным созидательным и просветительским потенциалом, но с другой стороны, их манипулятивное, своекорыстное использование способно вызвать дисфункциональные последствия, необратимые для развития человека и общества в целом. На наш взгляд, рекреативные возможности следует использовать, руководствуясь не только коммерческой целесообразностью, но и гуманистическими ценностями. Как записано в Окинавской хартии глобального информационного общества, устойчивость глобального информационного общества основывается на таких стимулирующих развитие человека демократических ценностях, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей; значит, стратегическая задача развития общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века.

Ученые-гуманисты возлагают надежды на то, что тенденции глобализации мира приведут к новому типу цивилизации – социальному гуманизму, когда гуманистические отношения будут реализованы не только в сфере культуры, но во всех структурах общества. Подлинной целью и основой такого общества станет действительно целостно развитая личность. Знания, освоенные и добытые в процессе жизни, способность к творчеству, достоинство, свобода, приоритет духовного самосовершенствования человека станут определяющими нравственными и правовыми принципами будущей цивилизации [26, с. 162–165]. Думается, что именно такие долгосрочные задачи способны ставить перед собой СМИ и в соответствии с этим выбирать стратегии реализации рекреативных функций.

С практической стороны это означает, что задачи журналистики состоят не только в «создании продукта», способного обеспечить гарантированный высокий доход, поскольку для этого зачастую приходится руководствоваться принципом «чем выше прибыль- тем ниже этические границы». Рекреативные функции средств массовой информации следует использовать в гуманистических интересах развития человеческой личности и общества. Теория социальной ответственности рекомендует прессе «принять на себя обязанность средств общественного пользования в области распространения информации и обсуждения мнений, экспериментировать с содержательными материалами высокого качества, которые не сулят немедленной финансовой отдачи» [78, с. 139–140]. Увлеченность «высоким» (в спорте, кино, развлечении) способна благотворно влиять на другие стороны сознания и вызвать позитивную социальную активность, тогда как «низкое» может повлечь перестройку ориентаций вплоть до формирования деструктивного поведения.

В сегодняшних социально-экономических и культурных условиях стратегии реализации рекреативных функций СМИ являются фундаментальной научно-практической проблемой, решение которой во многом зависит от доминирующих в обществе ценностей, мировоззренческих устремлений, заинтересованности в поддержании многообразия духовных потребностей человека. Для полной и всесторонней реализации этих задач требуется объединение усилий средств массовой информации со сферой образования, науки, искусства и иными культурными институтами.

 

 

Газета «Знамя юности»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.