Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Патриотическое воспитание подростков



Патриотическое воспитание подростков

средствами бардовской песни

 

Ганберг О. Б.

студентка 111 группы

ВФ ЛГУ им. А.С. Пушкина

руководитель объединения «Бардовская песня»

 «Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Выборг

 

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения.

Основная цель патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.(3,с.326-327)

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить его богатства. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Задача патриотического воспитания — сформировать просвещенного гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием и уважением к ее истории, культуре, народным традициям. Все это требует по-новому ставить задачу патриотического воспитания молодежи, поиска новых подходов к патриотическому воспитанию и развитию его социально-культурных технологий.

       Как писал Д.С. Лихачёв, «любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Патриотизм прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства. Именно прививать, пробуждать, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

По мнению Д.С. Лихачёва, мы должны быть озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний. Именно художественные средства родной культуры должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом,  продолжающим личность.

С юного возраста у человека должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы и семьи: их роль в этом плане невозможно переоценить. Система культуры обладает большим арсеналом средств в патриотическом воспитании, основу которого составляет накопленная предыдущими поколениями система ценностей. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.(3, с.327)

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи обеспечения доступности дополнительного образования для детей всех социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных потребностей.

С целью удовлетворения запросов подростков, старшеклассников и студентов с 1994 года в Выборге при МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» функционирует объединение художественно-эстетической направленности «Бардовская песня». Умение играть на гитаре и петь бардовские песни высоко ценится в подростково-молодёжной среде.

Целью деятельности объединения «Бардовская песня» при «Дворце детского (юношеского) творчества» является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков средствами художественной выразительности – музыки, поэзии, а также создание условий для их успешной социализации и адаптации.

Задачами объединения «Бардовская песня» являются: формирование навыков игры на гитаре, ознакомление с творчеством классиков и современников бардовского движения, песнями военных лет; воспитание чувства коллективизма и дружеской взаимопомощи, ответственности, доброжелательности; развитие музыкальных, поэтических и художественных способностей.

 Участие подростков и молодёжи в деятельности объединения позволяет им проявить себя в организации и проведении концертов, ежегодных районных и областных фестивалях гражданско-патриотической направленности: «Музыка Отечества», «Гусарская баллада», «О героях былых времён», «Робинзонада». 

Опыт участия в ежегодном Всероссийском детско-юношеском фестивале «Журавлиная родина» (г. Сергиев-Посад) обогащает знания подростков о культуре и традициях родного Отечества, позволяет увидеть заповедные места, завести друзей в разных уголках своей огромной страны, почувствовать себя её гражданами.

Одной из форм работы объединения «Бардовская песня» является литературно-музыкальная гостиная. В литературно-музыкальной гостиной интегрируются возможности разных видов искусства: литература (стихи современных поэтов и классиков), классическая музыка, военная и бардовская песня. Литературно-музыкальная композиция состоит из песен и стихов, объединённых одной темой.

Охарактеризуем опыт подготовки и проведения музыкальной гостиной на военно-патриотическую тему, подготовленной участниками объединения «Бардовская песня» к 70-летию Победы для выступления перед школьниками, студентами, участниками военных действий, ветеранами Великой отечественной войны. Литературно-музыкальные гостиные традиционно проводятся во Дворце творчества и с выездом в другие учреждения: школы, социальные центры, военный госпиталь, Выборгский институт (филиал) АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», детский дом «Родничок» и др.

Подготовка литературно-музыкальной гостиной включала следующие этапы: подбор песен военных лет и стихов о войне, разработка общего сценария, репетиции, разучивание песен и стихов.

Организация литературно-музыкальных гостиных способствует духовно-нравственному и творческому развитию личности обучающихся, если строится на основе принципов интеграции разных видов искусства, сотрудничества педагога и учащихся, самостоятельности детей в подборе песен и стихов, взаимодействия разновозрастных обучающихся в коллективе.

Обязательным условием эффективной организации литературно-музыкальной гостиной является наличие мотивации у подростков и социальная значимость результатов деятельности. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне интерес ребят к героическому прошлому возрос. Песни и стихи о войне волнуют их, вызывают желание отдать дань памяти погибшим воинам и ветеранам.

Представим разработанный совместно с обучающимися сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы. В композиции использовались стихи А. Асаева, Л. Марека, Т. Пятовской, Р. Рождественского, Я. Бузчикова; песни В.Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и других советских композиторов и поэтов.

Звучит мелодия песни «Землянка» (музыка К. Листова) (играетна гитареУчастник 1).

Участник 2читает:

Мы их не забыли – девчонок, мальчишек,

Чья жизнь молодая за нас отдана …

Мы в сердце своём, как на знамени, пишем

Простые и гордые их имена.

Звучит метроном, под его аккомпанемент Ансамбльисполняет песню «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварц, сл. Вадим Коростылёв).

Участник 3читает: «Перед атакой» ( Автор: С. П. Гудзенко).

Участник 4исполняет песню «Он не вернулся из боя»  (В. Высоцкий).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.