![]()
|
|||||||
Патриотическое воспитание подростковСтр 1 из 2Следующая ⇒ Патриотическое воспитание подростков средствами бардовской песни
Ганберг О. Б. студентка 111 группы ВФ ЛГУ им. А.С. Пушкина руководитель объединения «Бардовская песня» «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Выборг
Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Основная цель патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.(3,с.326-327) Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить его богатства. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Задача патриотического воспитания — сформировать просвещенного гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием и уважением к ее истории, культуре, народным традициям. Все это требует по-новому ставить задачу патриотического воспитания молодежи, поиска новых подходов к патриотическому воспитанию и развитию его социально-культурных технологий. Как писал Д.С. Лихачёв, «любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Патриотизм прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства. Именно прививать, пробуждать, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. По мнению Д.С. Лихачёва, мы должны быть озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний. Именно художественные средства родной культуры должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность. С юного возраста у человека должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы и семьи: их роль в этом плане невозможно переоценить. Система культуры обладает большим арсеналом средств в патриотическом воспитании, основу которого составляет накопленная предыдущими поколениями система ценностей. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.(3, с.327) В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи обеспечения доступности дополнительного образования для детей всех социальных и возрастных групп в соответствии с их интересами, склонностями и характером образовательных потребностей. С целью удовлетворения запросов подростков, старшеклассников и студентов с 1994 года в Выборге при МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» функционирует объединение художественно-эстетической направленности «Бардовская песня». Умение играть на гитаре и петь бардовские песни высоко ценится в подростково-молодёжной среде. Целью деятельности объединения «Бардовская песня» при «Дворце детского (юношеского) творчества» является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков средствами художественной выразительности – музыки, поэзии, а также создание условий для их успешной социализации и адаптации. Задачами объединения «Бардовская песня» являются: формирование навыков игры на гитаре, ознакомление с творчеством классиков и современников бардовского движения, песнями военных лет; воспитание чувства коллективизма и дружеской взаимопомощи, ответственности, доброжелательности; развитие музыкальных, поэтических и художественных способностей. Участие подростков и молодёжи в деятельности объединения позволяет им проявить себя в организации и проведении концертов, ежегодных районных и областных фестивалях гражданско-патриотической направленности: «Музыка Отечества», «Гусарская баллада», «О героях былых времён», «Робинзонада». Опыт участия в ежегодном Всероссийском детско-юношеском фестивале «Журавлиная родина» (г. Сергиев-Посад) обогащает знания подростков о культуре и традициях родного Отечества, позволяет увидеть заповедные места, завести друзей в разных уголках своей огромной страны, почувствовать себя её гражданами. Одной из форм работы объединения «Бардовская песня» является литературно-музыкальная гостиная. В литературно-музыкальной гостиной интегрируются возможности разных видов искусства: литература (стихи современных поэтов и классиков), классическая музыка, военная и бардовская песня. Литературно-музыкальная композиция состоит из песен и стихов, объединённых одной темой. Охарактеризуем опыт подготовки и проведения музыкальной гостиной на военно-патриотическую тему, подготовленной участниками объединения «Бардовская песня» к 70-летию Победы для выступления перед школьниками, студентами, участниками военных действий, ветеранами Великой отечественной войны. Литературно-музыкальные гостиные традиционно проводятся во Дворце творчества и с выездом в другие учреждения: школы, социальные центры, военный госпиталь, Выборгский институт (филиал) АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», детский дом «Родничок» и др. Подготовка литературно-музыкальной гостиной включала следующие этапы: подбор песен военных лет и стихов о войне, разработка общего сценария, репетиции, разучивание песен и стихов. Организация литературно-музыкальных гостиных способствует духовно-нравственному и творческому развитию личности обучающихся, если строится на основе принципов интеграции разных видов искусства, сотрудничества педагога и учащихся, самостоятельности детей в подборе песен и стихов, взаимодействия разновозрастных обучающихся в коллективе. Обязательным условием эффективной организации литературно-музыкальной гостиной является наличие мотивации у подростков и социальная значимость результатов деятельности. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне интерес ребят к героическому прошлому возрос. Песни и стихи о войне волнуют их, вызывают желание отдать дань памяти погибшим воинам и ветеранам. Представим разработанный совместно с обучающимися сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы. В композиции использовались стихи А. Асаева, Л. Марека, Т. Пятовской, Р. Рождественского, Я. Бузчикова; песни В.Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и других советских композиторов и поэтов. Звучит мелодия песни «Землянка» (музыка К. Листова) (играетна гитареУчастник 1). Участник 2читает: Мы их не забыли – девчонок, мальчишек, Чья жизнь молодая за нас отдана … Мы в сердце своём, как на знамени, пишем Простые и гордые их имена. Звучит метроном, под его аккомпанемент Ансамбльисполняет песню «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварц, сл. Вадим Коростылёв). Участник 3читает: «Перед атакой» ( Автор: С. П. Гудзенко). Участник 4исполняет песню «Он не вернулся из боя» (В. Высоцкий).
|
|||||||
|