|
|||
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПОИСКА И СПАСАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Правила устанавливают общий порядок организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее - поиск и спасание), взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти.
2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:
"авиационные силы и средства поиска и спасания" (далее - силы и средства) - воздушные суда с экипажами и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их десантирования к месту бедствия (парашютными системами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.) и наземные поисково-спасательные команды;
"наземная поисково-спасательная команда" - команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций;
"поисково-спасательная операция (работа)" - комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания;
"поисково-спасательное воздушное судно" - воздушное судно, оснащенное специальным оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ);
"спасательная парашютно-десантная группа" - группа, состоящая из авиационных спасателей и оснащенная снаряжением, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ).
3. Настоящие Правила являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы.
4. Поиск и спасание включают в себя:
а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя;
в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ);
г) управление силами и средствами.
5. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федеральной аэронавигационной службы, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение.
6. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.
7. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным космическим агентством.
8. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства, при поиске и спасании осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации.
9. Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет:
а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;
б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;
д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
е) порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
ж) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие;
з) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);
и) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.
10. Поиск и спасание организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
11. Порядок организации поиска и спасания в зоне авиационно-космического поиска и спасания, взаимодействия органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания определяется инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания, разрабатываемой соответствующим территориальным органом Федеральной аэронавигационной службы и утверждаемой в установленном порядке Министерством транспорта Российской Федерации.
12. В зоне авиационно-космического поиска и спасания устанавливаются районы поиска и спасания.
Федеральной аэронавигационной службой назначаются старшие по району поиска и спасания из числа руководителей организаций, находящихся в ведении Службы, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).
Полномочия старших по районам поиска и спасания устанавливаются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания.
13. Авиационные поисково-спасательные службы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуют и обеспечивают проведение поисково-спасательных операций (работ).
Поисково-спасательные операции (работы) осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов, спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
14. План дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций (работ), составляется на сутки авиационным координационным центром поиска и спасания (далее - координационный центр) и утверждается соответствующим территориальным органом Федеральной аэронавигационной службы.
15. Координационный центр доводит информацию о дежурных силах и средствах авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации в зоне авиационно-космического поиска и спасания до сведения органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органов пользователей воздушного пространства - органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и ежедневно докладывает в Главный авиационный координационный центр поиска и спасания (далее - Главный координационный центр).
16. Подготовка авиационного персонала в сфере авиационно-космического поиска и спасания осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится авиационный персонал.
17. Обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ) определяются инструкциями, утверждаемыми руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).
Требования к структуре и содержанию инструкций определяются Федеральной аэронавигационной службой по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства.
18. Для приема сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие на территории Российской Федерации, используются радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
Информация о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, передается в координационный центр в порядке, установленном Федеральной аэронавигационной службой по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства.
19. Дежурство радиотехнических средств обеспечения полетов и авиационной электросвязи осуществляется:
в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов, штатного спуска с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата; после получения сообщения о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, досрочном (срочном) спуске спускаемого аппарата.
20. Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, определяются федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, федеральными авиационными правилами по производству полетов различных видов авиации, руководствами по летной эксплуатации (инструкциями экипажу) воздушных судов.
21. Право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и при проверках их готовности предоставляется:
а) Главному координационному центру (федеральному оперативному органу единой системы);
б) координационному центру (региональному оперативному органу единой системы);
в) территориальному органу Федеральной аэронавигационной службы;
г) представителям Федеральной аэронавигационной службы, выполняющим контрольные и надзорные функции;
д) руководителям авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, осуществляющих поиск и спасание (на аэродромах базирования сил и средств);
е) органам пользователей воздушного пространства - органам обслуживания воздушного движения (управления полетами);
ж) командирам кораблей и капитанам судов, имеющих на борту поисково-спасательные вертолеты, а при выполнении полетов с авианесущих кораблей - руководителям полетов.
22. Должностные лица и органы, указанные в подпунктах "д" - "ж" пункта 21 настоящих Правил, имеют право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств с последующим немедленным докладом в вышестоящий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) и координационный центр.
23. Решение о подъеме дежурных сил и средств принимается после сбора, обработки и анализа информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, метеорологических условиях и прогнозе погоды в районе поиска и спасания.
24. При проверке готовности дежурных сил и средств их вылет (выход) должен быть предварительно согласован с территориальным органом Федеральной аэронавигационной службы.
25. Во всех случаях подъем дежурных сил и средств производится с уведомлением соответствующих органов Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.
26. Распоряжение о начале поисково-спасательных операций (работ) с применением сил и средств дается в случае, если:
а) получен сигнал бедствия с борта воздушного судна;
б) получен доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;
в) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, от очевидцев бедствия;
г) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, от правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;
д) воздушное судно не прибыло в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует в течение более 5 минут (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);
е) экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним потеряна;
ж) радиосвязь с экипажем воздушного судна потеряна и одновременно пропала отметка воздушного судна на экране аппаратуры отображения радиолокационной информации или потеряна радиосвязь более чем на 5 минут, если радиолокационный контроль не осуществлялся (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);
з) осуществляется спуск с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуск при аварии ракеты-носителя.
27. Поисково-спасательная операция (работа) считается начатой с момента вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа и пассажиров воздушного судна, доставки спускаемого аппарата и его экипажа на оперативный аэродром.
28. Руководителем поисково-спасательных операций (работ) в зоне авиационно-космического поиска и спасания является руководитель территориального органа Федеральной аэронавигационной службы.
29. Руководитель поисково-спасательных операций (работ) осуществляет оперативное руководство силами и средствами, привлекаемыми для проведения поисково-спасательных операций (работ).
30. Управление силами и средствами при проведении поисково-спасательных операций (работ) осуществляется через координационные центры (вспомогательные центры поиска и спасания) и органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы пользователей воздушного пространства - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) по общим или специально выделенным каналам связи, а при необходимости - через воздушное судно-ретранслятор.
31. При проведении поисково-спасательных операций (работ) в двух и более зонах авиационно-космического поиска и спасания взаимодействие сил и средств организует Главный координационный центр.
|
|||
|