Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФОДЕЙ САНКО



 

Слайд 1

 

Некоторые авторы ставят под сомнение право Совбеза ООН создавать подобные трибуналы, поскольку Уставом ООН этому органу не были предоставлены судебные полномочия, и нет никаких оснований толковать Устав ООН расширительно – Лукашук

 

14 августа 2000 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию N 1315, в которой поручил Генеральному секретарю ООН провести переговоры с правительством Сьерра-Леоне об учреждении специального суда с полномочиями привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении наиболее тяжких преступлений. Итогом переговоров стало подписание в январе 2002 г. соглашения между ООН и правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специального суда по Сьерра-Леоне. Составной частью указанного Соглашения является Устав Суда . 19 января 2002 г. данное Соглашение было ратифицировано Парламентом Сьерра-Леоне. Акт о ратификации внес в законодательство Сьерра-Леоне изменения, необходимые для обеспечения функционирования Суда.

 

 Несмотря на то, что Специальный суд является обособленным органом по отношению к судебной системе Сьерра-Леоне, в его состав входят как судьи, назначенные правительством государства, так и несколько международных судей, что позволяет говорить о специфике этого органа по сравнению с международными трибуналами ad hoc

 Большинство авторов говорят, что создание данного суда является более практичным по сравнению с аналогичными органами, оно позволяет учитывать интересы всех сторон, в отличие от процедуры создания Советом Безопасности ООН международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Так, решение о создании международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде было принято без учета мнения бывшей Югославии, а в случае Руанды - вопреки ему. Руанда в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН голосовала против резолюции, учреждающей трибунал.

 

Слайд 2,3

 

Специфика Специального суда состоит в том, что данный орган вправе привлекать физических лиц к уголовной ответственности не только за нарушения норм международного права (как это было предусмотрено уставами международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде), но и за нарушения положений внутригосударственного права.

 

После слайда статья 4

Перечень международных преступлений, входящих в предметную юрисдикцию Суда, согласно положениям его Устава, отражает особенность характера гражданской войны в Сьерра-Леоне - в нем нет преступления геноцида, который имел место в Руанде. Не были выделены в отдельный раздел нарушения законов и обычаев войны, поскольку в Сьерра-Леоне, в отличие от бывшей Югославии, широкомасштабных военных действий между организованными армейскими соединениями не велось. В то же время в этот перечень добавлены такие деяния, как нападение на персонал ООН и сотрудников гуманитарных миссий (ст 4), вынесение судебных приговоров неправомочными органами (ст 3) и использование детей в военных действиях (ст 4).

 

В деле против участников Объединенного революционного фронта Специальный суд указал, что "многие из этих детей сначала были похищены, после обучены ("trained") в лагерях Объединенного революционного фронта, расположенных в различных местах на территории всей страны, и затем были использованы в качестве солдат".

 

Учитывая то обстоятельство, что юрисдикция Суда распространяется на преступления, совершенные с 30 ноября 1996 г. (ст. 1 Устава Суда), а Устав вступил в силу в 2002 г., в ходе рассмотрения одного из дел защита пыталась оспорить юрисдикцию Специального суда в отношении указанных преступлений. Аргументы защиты сводились к следующему:

вербовка и использование детей-солдат не являлось преступлением по международному обычному праву, следовательно, такие действия не могут быть вменены обвиняемым согласно принципу отсутствия у закона обратной силы. Статья 4 пункт "с" Устава Специального суда, таким образом, по мнению защиты, нарушила основополагающий правовой принцип nullum crimen sine lege- нет наказания без закона;

положения Дополнительного протокола II (1977 г.) к Женевской конвенции (ст. 4 пункт "с") и Конвенции о правах ребенка 1989 г. (ст. 38) содержат обязательства сторон воздерживаться от использования и вербовки детей-солдат, но не квалифицируют данные действия в качестве преступлений, совершение которых влечет уголовную ответственность;

в 1998 году Римский статут Международного уголовного суда "криминализировал использование детей-солдат, но не кодифицировал норму международного обычного права"; следовательно, до указанного момента указанные деяния не являлись преступлениями

 

Апелляционная камера Специального суда, рассмотрев указанные доводы, жалобу защиты отклонила, указав, что:

к 1996 году нормы, направленные на защиту детей до 15 лет, в том числе запрещающие вербовку и использование детей-солдат, содержались в таких универсальных международно-правовых документах, участником которых была Сьерра-Леоне, как: Женевские конвенции 1949 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

кроме того, к 1996 г. "сформировалась обычная норма международного права, запрещающая вербовку и использование детей-солдат". Учитывая значительное число государств, участвующих в названных ранее международных договорах, можно заключить, что их положения стали нормами международного обычного права. Далее Апелляционная камера добавила, что определенное действие может быть квалифицировано в качестве преступления по нормам международного обычного права и без прямого нормативного закрепления в международном договоре;

использование и вербовка детей-солдат являлось преступлением к моменту принятия Римского статута, который "кодифицировал существующие обычные нормы, касающиеся использования и вербовки детей-солдат, но не создал их"

 

Суд начал свою деятельность в 2002 г. В отличие от трибунала по бывшей Югославии, который привлекает к ответственности преимущественно сербов, и трибунала по Руанде, рассматривавшего дела в основном в отношении представителей племени хуту, Специальный суд не выделяет какого-либо одного участника вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне. Рассмотрение дел осуществляется как в отношении участников пропрезидентских сил (CDF), так и в отношении участников Объединенного революционного фронта (RUF) и сил Революционного вооруженного Совета (AFRC).

 

После Индивидуальной угол ответственности

 

Тот факт, что любое из деяний, указанных в статьях 2.4 настоящего Устава, было совершено подчиненным, не освобождает его начальника от уголовной ответственности, если ему было известно или должно было быть известно, что подчиненный собирается совершить или совершил такие деяния, и если начальник не принял необходимых и разумных мер по предотвращению таких деяний или наказанию совершивших их лиц.

 

4. Тот факт, что обвиняемый действовал по приказу правительства или начальника, не освобождает его от уголовной ответственности, но может рассматриваться как основание для смягчения наказания, если Специальный суд определит, что правосудие требует этого.

 

 

Специальный суд не обладает юрисдикцией над лицами, которые на момент предполагаемого совершения преступления не достигли 15-летнего возраста

 

Кроме того, в Уставе закреплен принцип параллельной юрисдикции: Специальный суд и национальные суды Сьерра-Леоне имеют параллельную юрисдикцию. Специальный суд имеет верховенство над национальными судами Сьерра-Леоне. На любой стадии судебного разбирательства Специальный суд может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с настоящим Уставом и правилами процедуры и доказывания.

 

1. Ни одно лицо не может быть судимо национальным судом Сьерра-Леоне за деяния, за которые оно уже было судимо Специальным судом.

 

2. Лицо, которое было судимо национальным судом за деяния, указанные в статьях 2.4 настоящего Устава, может быть впоследствии судимо Специальным судом, если:

 

a) деяние, за которое оно было судимо, было квалифицировано как обычное преступление; или

 

b) судебное разбирательство в национальном суде не было беспристрастным и независимым, предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности, или же дело не велось обстоятельным образом.

 

3. При определении меры наказания для лица, осужденного за преступление в соответствии с настоящим Уставом, Специальный суд зачитывает срок отбытия любого наказания, определенного национальным судом для этого же лица за совершение того же деяния.

 

Слайд организация суда

 

Количество судей 8 - 11. Судьи соответствующих камер избирают своего Председателя. Председатель Апелляционной камеры – Предстедатель Специального суда.

 

Судья -  лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. Они выполняют свои функции независимо и не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или из любого другого источника.

Учитывается опыт судей в области международного права, включая международное гуманитарное право и стандарты в области прав человека, уголовное право и правосудие для несовершеннолетних.

Судьи назначаются на три года и могут быть назначены повторно.

 

Обвинитель назначается Генеральным секретарем на три года и может быть назначен повторно. Он должен обладать высокими моральными качествами, самым высоким уровнем профессиональной компетентности и обширным опытом в проведении расследований и преследования по уголовным делам.

 

 

Секретариат отвечает за выполнение административных функций и обслуживание Специального суда.

 

Секретариатсостоит из Секретаря и такого другого персонала, который может оказаться необходимым.

 

 Секретарь назначается Генеральным секретарем после консультаций с Председателем Специального суда и является сотрудником Организации Объединенных Наций. Он выполняет свои функции в течение трех лет и может быть назначен повторно.

 

Решение выносится большинством судей Судебной камеры или Апелляционной камеры и объявляется публично. Оно сопровождается обоснованием в письменной форме, к которому могут прилагаться отдельные или особые мнения.

 

Наказание может быть выражено в лишении свободы на определенный срок, а также Судебная камера может распорядиться об изъятии имущества, доходов и любых активов, приобретенных незаконно либо в результате преступного поведения, и возвращении их законному владельцу или государству Сьерра-Леоне.

Следует отметить наличие у Специального суда определенных сложностей организационного характера. Специальный суд является самостоятельной международной организацией со своим бюджетом, который формируется за счет добровольных пожертвований, в отличие от Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, расходы которых компенсирует ООН. То есть Специальный суд фактически полностью зависит от соответствующих добровольных взносов. Во-вторых, речь идет об ограничении юрисдикции Суда. Известно, что Специальный суд был учрежден на основе двустороннего соглашения между Сьерра-Леоне и ООН. С одной стороны, такой способ учреждения Суда сводит к минимуму возможные споры о законности создания данного органа. С другой - юрисдикция Суда ограничена только территорией государств-участников, т.е. лишь Сьерра-Леоне. Международный трибунал по Руанде, учрежденный Советом Безопасности ООН, также привлекает к ответственности за преступления, совершенные на территории только одной страны, однако сотрудничать с Трибуналом, в том числе выполнять его запросы по задержанию и передаче подозреваемых, обязаны все государства - члены ООН. Сотрудничать со Специальным судом обязаны только власти Сьерра-Леоне. Учитывая то обстоятельство, что многие лица, виновные в совершении преступлений в ходе вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне, находятся на территории других стран (например, Дж. Корома, глава сил Революционного вооруженного совета, пришедший к власти в результате переворота), и отсутствие специальных международно-правовых обязательств государств по сотрудничеству со Специальным судом, снижается вероятность того, что лица, ответственные за совершенные преступления, будут привлечены к Суду.

 

ФОДЕЙ САНКО

Лидер ОРФ

В конце концов в 2000 году при поддержке британских войск и сил ООН Фодей Санко был арестован и предстал перед судом. Ему были предъявлены обвинения в многочисленных убийствах, насилии и нарушении прав человека. Но до приговора он не дожил, умер естественной смертью в госпитале в 2003г, хотя некоторые лица сомневаются в естественности его смерти.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.