|
|||
Эксплуатация оборудования механизированной уборки навозаЭксплуатация оборудования механизированной уборки навоза
Зоотехнические требования к механизированной уборке навоза Ежегодно на животноводческих фермах страны скапливается около 1 млрд т экскрементов. Корова за сутки производит около 50 кг навоза и мочи, свинья около 5 кг. Своевременное и правильное его использование в качестве органических удобрений — значительный резерв повышения плодородия почвы. Вместе с тем нарушения в утилизации и обеззараживании могут привести не только к серьезным экологическим проблемам, но и стать источником болезней. В зависимости от влажности различают следующие виды навоза: твердый (подстилочный) влажностью 75…80%, полужидкий влажностью 85…90%, жидкий влажностью 90…94%, навозные стоки влажностью 94…99%. Состав и свойства навоза влияют на процесс его удаления, хранения, обеззараживания и использования. Навоз и способы его утилизации влияют на микроклимат в помещении и, соответственно, на состояние и продуктивность животных. Механизированная уборка навоза должна обеспечивать выполнение следующих зоотехнических требований:
Особенности эксплуатации механических систем удаления навоза Навозоудаление — самый трудоемкий процесс на животноводческой ферме. Затраты на механизацию удаления и утилизацию навоза могут достигать до 30% общих затрат на строительство фермы. Наибольшее распространение на фермах КРС получили скребковые транспортеры кругового движения и скреперные транспортеры. Скребковые транспортеры (ТСН-160, ТСН-2Б, ТСН-3Б и др.) состоят из горизонтальной и наклонной частей. Горизонтальный транспортер устанавливают в виде замкнутого кольца в канале. Он перемещает навоз через все помещение, разнося бактерии по всему коровнику. Наклонный транспортер должен находиться в утепленном бункере. При отрицательных температурах нужно вручную вычищать выгрузной желоб после окончания работ и подсыпать соль под скребки, чтобы избежать их примерзания к днищу. При бесподстилочном содержании животных влажность навоза высокая. Навоз такой консистенции скребковые транспортеры убирают плохо, не обеспечивая полной очистки навозных каналов. В результате увеличивается площадь испарения и выделения вредных газов. Скреперные транспортеры (УС-15, УС-250, ТСГ-170 и др.) возвратно-поступательного действия обеспечивают перемещение навоза кратчайшим путем к месту его выгрузки. Такая схема позволяет сократить вероятность разноса инфекции по станкам (стойлам). Однако ширина канала у такого транспортера значительно шире, чем у скребкового транспортера, в результате чего площадь испарения влаги становится больше. Это ухудшает микроклимат. Кроме того, вероятность контакта копыт с навозной жижей в канале значительно увеличивается. Для предотвращения негативных факторов необходимо в автоматическом режиме обеспечить чистоту лотка. Данная технология эффективна при внесении в экскременты поглотителей влаги (опилок, соломы и др.). Эксплуатация скребковых транспортеров. Механические системы для удаления навоза постоянно работают в условиях агрессивной среды и повышенных нагрузок. Для обеспечения работоспособности необходимо организовать их своевременное обслуживание с учетом особенностей конструкции в строгом соответствии с руководством по эксплуатации. Перед началом работы следует убедиться в отсутствии посторонних предметов в навозных каналах, проверить состояние ограждений приводов и скребков. Транспортер загружают только после его включения. Необходимо не менее трех раз в сутки очищать каналы, при пуске установки в первую очередь включать наклонный транспортер, а затем горизонтальный. Стойла следует очищать только после включения транспортера, двигаясь против направления перемещения навоза транспортерами. При отрицательных температурах после прекращения работы горизонтального транспортера необходимо, чтобы наклонный транспортер продолжил работу вхолостую в течение 5…7 мин. Перед пуском цепи и скребки наклонного транспортера желательно обстучать деревянной палкой. Во время работы следят за состоянием выгрузного желоба, отсутствием заеданий, натяжением цепи транспортера (рис. 26.1). После завершения работы транспортеры очищают от остатков навоза и устраняют обнаруженные неисправности. Рис. 26.1.Проверка натяжения цепи транспортера ТСН-3.0Б: Периодически (75…90 ч) проверяют и при необходимости регулируют натяжение цепей и ремней привода, смазывают подшипники поворотных роликов, механизмов прижима и очистки скребков, приводной станции, натяжного винта, выходного вала редуктора механизма реверсирования. Два раза в год (300 ч) дополнительно снимают и разбирают цепи и штанги и промывают их в дизельном топливе, дефектные элементы заменяют. Разбирают редукторы, промывают детали в дизельном топливе, изношенные шестерни и подшипники заменяют. Разбирают механизмы прижима и очистки скребков, поворотные ролики и промывают их в топливе. Изношенные втулки, подшипники, уплотнения, клиновые ремни заменяют. Эксплуатация скреперных транспортеров. Для надежной работы скреперных установок их ежедневно очищают от навоза и промывают водой рабочие органы и натяжное устройство (рис. 26.2). Проверяют и подтягивают анкерные болты, крепления поворотных устройств и редукторов. Проверяют надежность ограждения. Один раз в месяц проверяют прилегание скребков — они должны прилегать по всей поверхности к дну канала. Угломером проверяют угол между скребком и ползуном. Он должен соответствовать при рабочем ходе 75°, а при холостом 13°. Согласно карте смазки смазывают транспортер (рис. 26.3). Визуально проверяют состояние проводов к пульту управления и механизму реверса. При подозрении на нарушение изоляции привлекают специалистов, имеющих допуск по электробезопасности не ниже третьей группы. Рис. 26.2.Устройство рабочего органа: Один раз в полгода дополнительно смазывают детали контура отработанным маслом. Разбирают поворотные устройства, промывают в дизельном топливе ролики, подшипники, манжеты и в случае их износа заменяют. Заменяют масло в редукторе, смазывают натяжной винт, упорный подшипник, ось и втулки скребков.
|
|||
|