Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эксплуатация оборудования механизированной уборки навоза



Эксплуатация оборудования механизированной уборки навоза

  • 26.1. Зоотехнические требования к механизированной уборке навоза
  • 26.2. Особенности эксплуатации механических систем удаления навоза

Зоотехнические требования к механизированной уборке навоза

Еже­год­но на жи­вот­но­вод­ческих фер­мах стра­ны скап­ли­ва­ет­ся око­ло 1 млрд т экс­кре­мен­тов. Ко­рова за сут­ки про­из­во­дит око­ло 50 кг на­воза и мо­чи, свинья око­ло 5 кг. Свое­вре­мен­ное и пра­вильное его ис­пользо­вание в ка­чес­тве ор­га­ничес­ких удоб­ре­ний — зна­чительный ре­зерв по­выше­ния пло­доро­дия поч­вы. Вмес­те с тем на­руше­ния в ути­лиза­ции и обез­за­ражи­вании мо­гут при­вес­ти не только к серьез­ным эко­логи­чес­ким проб­ле­мам, но и стать ис­точни­ком бо­лез­ней.

В за­виси­мос­ти от влаж­ности раз­ли­ча­ют сле­ду­ющие ви­ды на­воза: твер­дый (под­сти­лоч­ный) влаж­ностью 75…80%, по­лужид­кий влаж­ностью 85…90%, жид­кий влаж­ностью 90…94%, на­воз­ные сто­ки влаж­ностью 94…99%.

Сос­тав и свойства на­воза вли­яют на про­цесс его уда­ления, хра­нения, обез­за­ражи­вания и ис­пользо­вания. На­воз и спо­собы его ути­лиза­ции вли­яют на мик­рокли­мат в по­меще­нии и, со­от­ветс­твен­но, на сос­то­яние и про­дук­тивность жи­вот­ных.

Ме­хани­зиро­ван­ная убор­ка на­воза дол­жна обес­пе­чивать вы­пол­не­ние сле­ду­ющих зо­отех­ни­чес­ких тре­бова­ний:

  • на­деж­ность обо­рудо­вания;
  • свое­вре­мен­ное и ка­чес­твен­ное уда­ление экс­кре­мен­тов из жи­вот­но­вод­ческих по­меще­ний;
  • час­то­та убор­ки при при­вяз­ном со­дер­жа­нии до 6 раз, при бес­при­вяз­ном не ме­нее 3 раз в сут­ки;
  • бес­пе­ребойная ра­бота обо­рудо­вания;
  • трав­мо­безо­пас­ность лю­дей и жи­вот­ных;
  • от­сутс­твие рез­ких и гром­ких зву­ков при ра­боте;
  • со­дер­жа­ние стан­ков, про­ходов, ог­ражде­ний в чис­то­те;
  • ми­нимальный рас­ход чис­той во­ды;
  • об­ра­бот­ка на­воза в це­лях свое­вре­мен­но­го вы­яв­ле­ния ин­фекций и обез­за­ражи­вания;
  • тран­спор­ти­ров­ка от­хо­дов к мес­там хра­нения и его де­гельмин­ти­зация;
  • не­допус­ти­мость скоп­ле­ния на­воз­ной мас­сы в ка­налах, так как пос­то­ян­ный кон­такт ко­пыт с на­воз­ной жид­костью при­водит к серьез­ным бо­лез­ням жи­вот­ных.

 

 

Особенности эксплуатации механических систем удаления навоза

На­возо­уда­ление — са­мый тру­до­ем­кий про­цесс на жи­вот­но­вод­ческой фер­ме. Зат­ра­ты на ме­хани­зацию уда­ления и ути­лиза­цию на­воза мо­гут дос­ти­гать до 30% об­щих зат­рат на строи­тельство фер­мы.

На­ибольшее рас­простра­нение на фер­мах КРС по­лучи­ли скреб­ко­вые тран­спор­те­ры кру­гово­го дви­жения и с­кре­пер­ные тран­спор­те­ры.

Скреб­ко­вые тран­спор­те­ры (ТСН-160, ТСН-2Б, ТСН-3Б и др.) сос­то­ят из го­ризон­тальной и нак­лонной час­тей. Го­ризон­тальный тран­спор­тер ус­та­нав­ли­ва­ют в ви­де зам­кну­того кольца в ка­нале. Он пе­реме­ща­ет на­воз че­рез все по­меще­ние, раз­но­ся бак­те­рии по все­му ко­ров­ни­ку. Нак­лонный тран­спор­тер дол­жен на­ходиться в утеп­ленном бун­ке­ре. При от­ри­цательных тем­пе­рату­рах нуж­но вруч­ную вы­чищать выг­рузной же­лоб пос­ле окон­ча­ния ра­бот и под­сы­пать соль под скреб­ки, что­бы из­бе­жать их при­мер­за­ния к дни­щу. При бес­под­сти­лоч­ном со­дер­жа­нии жи­вот­ных влаж­ность на­воза вы­сокая. На­воз та­кой кон­систен­ции скреб­ко­вые тран­спор­те­ры уби­ра­ют пло­хо, не обес­пе­чивая пол­ной очис­тки на­воз­ных ка­налов. В ре­зульта­те уве­личи­ва­ет­ся пло­щадь ис­па­рения и вы­деле­ния вред­ных га­зов.

С­кре­пер­ные тран­спор­те­ры (УС-15, УС-250, ТСГ-170 и др.) воз­врат­но-пос­ту­пательно­го действия обес­пе­чива­ют пе­реме­щение на­воза крат­чайшим пу­тем к мес­ту его выг­рузки. Та­кая схе­ма поз­во­ля­ет сок­ра­тить ве­ро­ят­ность раз­но­са ин­фекции по стан­кам (стойлам). Од­на­ко ши­рина ка­нала у та­кого тран­спор­те­ра зна­чительно ши­ре, чем у скреб­ко­вого тран­спор­те­ра, в ре­зульта­те че­го пло­щадь ис­па­рения вла­ги ста­новит­ся больше. Это ухуд­ша­ет мик­рокли­мат. Кро­ме то­го, ве­ро­ят­ность кон­такта ко­пыт с на­воз­ной жи­жей в ка­нале зна­чительно уве­личи­ва­ет­ся. Для пре­дот­вра­щения не­гатив­ных фак­то­ров не­об­хо­димо в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме обес­пе­чить чис­то­ту лот­ка. Дан­ная тех­но­логия эф­фектив­на при вне­сении в экс­кре­мен­ты пог­ло­тите­лей вла­ги (опи­лок, со­ломы и др.).

Экс­плу­ата­ция скреб­ко­вых тран­спор­те­ров. Ме­хани­чес­кие сис­те­мы для уда­ления на­воза пос­то­ян­но ра­бота­ют в ус­ло­ви­ях аг­рессив­ной сре­ды и по­вышен­ных наг­ру­зок. Для обес­пе­чения ра­ботос­по­соб­ности не­об­хо­димо ор­га­низо­вать их свое­вре­мен­ное об­слу­жива­ние с уче­том осо­бен­ностей конс­трук­ции в стро­гом со­от­ветс­твии с ру­ководс­твом по экс­плу­ата­ции.

Пе­ред на­чалом ра­боты сле­ду­ет убе­диться в от­сутс­твии пос­то­рон­них пред­ме­тов в на­воз­ных ка­налах, про­верить сос­то­яние ог­ражде­ний при­водов и скреб­ков. Тран­спор­тер заг­ру­жа­ют только пос­ле его вклю­чения.

Не­об­хо­димо не ме­нее трех раз в сут­ки очи­щать ка­налы, при пус­ке ус­та­нов­ки в пер­вую оче­редь вклю­чать нак­лонный тран­спор­тер, а за­тем го­ризон­тальный. Стойла сле­ду­ет очи­щать только пос­ле вклю­чения тран­спор­те­ра, дви­га­ясь про­тив нап­равле­ния пе­реме­щения на­воза тран­спор­те­рами.

При от­ри­цательных тем­пе­рату­рах пос­ле прек­ра­щения ра­боты го­ризон­тально­го тран­спор­те­ра не­об­хо­димо, что­бы нак­лонный тран­спор­тер про­дол­жил ра­боту вхо­лос­тую в те­чение 5…7 мин. Пе­ред пус­ком це­пи и скреб­ки нак­лонно­го тран­спор­те­ра же­лательно об­сту­чать де­ревян­ной пал­кой. Во вре­мя ра­боты сле­дят за сос­то­яни­ем выг­рузно­го же­лоба, от­сутс­тви­ем за­еда­ний, на­тяже­ни­ем це­пи тран­спор­те­ра (рис. 26.1). Пос­ле за­вер­ше­ния ра­боты тран­спор­те­ры очи­ща­ют от ос­татков на­воза и ус­тра­ня­ют об­на­ружен­ные не­ис­прав­ности.

Рис. 26.1.Проверка натяжения цепи транспортера ТСН-3.0Б:
1 — приводная станция; 2 — скребок; 3 — цепь; 4 — натяжное устройство

Пе­ри­оди­чес­ки (75…90 ч) про­веря­ют и при не­об­хо­димос­ти ре­гули­ру­ют на­тяже­ние це­пей и рем­ней при­вода, сма­зыва­ют под­шипни­ки по­ворот­ных ро­ликов, ме­ханиз­мов при­жима и очис­тки скреб­ков, при­вод­ной стан­ции, на­тяж­но­го вин­та, вы­ход­но­го ва­ла ре­дук­то­ра ме­ханиз­ма ре­вер­си­рова­ния.

Два ра­за в год (300 ч) до­пол­ни­тельно сни­ма­ют и раз­би­ра­ют це­пи и штан­ги и про­мыва­ют их в ди­зельном топ­ли­ве, де­фек­тные эле­мен­ты за­меня­ют. Раз­би­ра­ют ре­дук­то­ры, про­мыва­ют де­тали в ди­зельном топ­ли­ве, из­но­шен­ные шес­терни и под­шипни­ки за­меня­ют. Раз­би­ра­ют ме­ханиз­мы при­жима и очис­тки скреб­ков, по­ворот­ные ро­лики и про­мыва­ют их в топ­ли­ве. Из­но­шен­ные втул­ки, под­шипни­ки, уп­лотне­ния, кли­новые рем­ни за­меня­ют.

Экс­плу­ата­ция с­кре­пер­ных тран­спор­те­ров. Для на­деж­ной ра­боты с­кре­пер­ных ус­та­новок их ежед­невно очи­ща­ют от на­воза и про­мыва­ют во­дой ра­бочие ор­га­ны и на­тяж­ное ус­тройство (рис. 26.2). Про­веря­ют и под­тя­гива­ют ан­керные бол­ты, креп­ле­ния по­ворот­ных ус­тройств и ре­дук­то­ров. Про­веря­ют на­деж­ность ог­ражде­ния. Один раз в ме­сяц про­веря­ют при­лега­ние скреб­ков — они дол­жны при­легать по всей по­вер­хнос­ти к дну ка­нала. Уг­ло­мером про­веря­ют угол меж­ду скреб­ком и пол­зу­ном. Он дол­жен со­от­ветс­тво­вать при ра­бочем хо­де 75°, а при хо­лос­том 13°. Сог­ласно кар­те смаз­ки сма­зыва­ют тран­спор­тер (рис. 26.3). Ви­зу­ально про­веря­ют сос­то­яние про­водов к пульту уп­равле­ния и ме­ханиз­му ре­вер­са. При по­доз­ре­нии на на­руше­ние изо­ляции прив­ле­ка­ют спе­ци­алис­тов, име­ющих до­пуск по элек­тро­безо­пас­ности не ни­же третьей груп­пы.

Рис. 26.2.Устройство рабочего органа:
а — натяжное устройство; б — рабочий орган с натяжным устройством; 1 — кронштейн; 2 — грибок; 3 — стакан; 4 — винт натяжной; 5 — контргайка; 6 — труба; 7 — скребок левый; 8 — ползун; 9 — скребок правый Рис. 26.3.Карта смазки скреперного транспортера:
1 — подшипники поворотных устройств; 2 — редуктор; 3 — верхний подшипник выходного вала; 4 — ось механизма реверсирования; 5 — ось и втулки скребков; 6 — винт натяжной и упорный подшипник

Один раз в пол­го­да до­пол­ни­тельно сма­зыва­ют де­тали кон­ту­ра от­ра­ботан­ным мас­лом. Раз­би­ра­ют по­ворот­ные ус­тройства, про­мыва­ют в ди­зельном топ­ли­ве ро­лики, под­шипни­ки, ман­же­ты и в слу­чае их из­но­са за­меня­ют. За­меня­ют мас­ло в ре­дук­то­ре, сма­зыва­ют на­тяж­ной винт, упор­ный под­шипник, ось и втул­ки скреб­ков.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.