Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ерик и Коренная - канал Цны и Цна.



Ерик и Коренная - канал Цны и Цна.

Очерк на основе доступной информации в интернете.

 

А. Ермаков. 2020 г.

 

Часть 1.

Приношу извинения читателям, краеведам и историкам за возможно недостоверную информацию в некоторых случаях. Информация для очерка взята исключительно из интернета и приходится констатировать, что о недавнем прошлом ее найти сложнее, чем об относительно далеком…

Удивительно, но мало кто из Тамбовчан знает про «Гидру», бывшую гидроэлектростанцию на канале в 200 метрах от впадения в Цну. А вот про плотину в Пригородном лесу почти всем известно, особенно после наводнения прошлого года и обмеления этого.

 

 

Ну плотины, скажете, что в них интересного? Да всего лишь то, что их история неразрывно связана с городом чуть ли не с 18 века и именно благодаря им Цна и канал имеют современный вид.

Сейчас сложно представить, что из себя представляла Цна 500 лет назад до массового заселения Тамбовского края нашими предками. Логично предположить, что она была намного полноводней, текла свободно по своему руслу, которое не раз поменяла за миллионы лет, оставив нам старицы, озера и протоки. Ну и, конечно, была девственно прекрасна в современном понимании.

С освоением нашего края все стало стремительно меняться, да так, что к концу 18-ого века река уже начала приносить проблемы. Дело в том, что как сейчас, так и в обозримом прошлом, река делилась на 2 рукава: Ерик (канал Цны) и Коренную (Цна). Хозяйственная деятельность человека, т.е. вырубка лесов и распашка поймы, привела к заиливанию реки и уменьшению стока. Ерик оказался в худшем положении, что неудивительно: протока под прямым углом к Коренной, наверняка воды меньше с меньшей скоростью течения. Его подпитывали Жигалка (Перикса раньше) и Студенец, но как утверждают, они еще больше осложняли ситуацию своим стоком с песком и илом.

И если простых горожан это едва ли волновало (в конце 19 века они еще худшую воду использовали), то власть и торговый люд озаботились. Ведь река была транспортной артерией, зерно и другие товары шли по ней на Волгу, в городе не хватало леса (свой весь попилили) и камня, которые везли из низовий. Водный путь к этому времени существовал практически только до спада полой воды, а осенью на короткий промежуток после открытия мельниц. В пределах города на образовавшемся мелководье был совсем проблематичным.

Г.Р. Державин (вступил в должность в 1786 г.) в своих записках с поразительным знанием дела расписал все проблемы с «водоходством» на Цне от Тамбова до Моршанска (про работы в черте города вообще ни слова). Но полно масштабные работы тогда осуществить не удалось. Как утверждает Е.Н Капитонов, уже после его отъезда по проекту инженер Соймонова пленными турками была насыпана четырехкилометровая земляная дамба вдоль правого берега Ерика (от нынешнего Рассказовского шоссе) почти до Коренной, на которой построили плотину в р-не нынешнего СНТ Лесовод, а Ерик якобы почистили. Во всяком случае ясно, что инженер прекрасно понимал, что иначе полный сток Цны по «новому» руслу пропустить невозможно.

Сегодня сложно судить, в каком объеме, где и почему было что-то сделано. Вопросов много, но большинство ответов, если есть, то в архивах…

Как писал губернский землемер Нестеров в 1789 г.: «В сей части течения реки не имеется, а имеется речка Студенец, которая во время полой воды, по быстрине и свирепости своей (а как иначе, если перепад высот между устьем и истоком на 5-ми км не менее 25 м. Ред.), пречиняет великий вред, смешанный с песком, который протекающую под городом Тамбовом реку Цну из давних лет всю засыпал, и ныне оная течение не имеет». Т.е. дамба и слияние двух потоков в один были бесполезны? А в половодье Цна не справлялась с каким-то Студенцом?

Почему не прорыли прямой канал от ЖД моста до устья Жигалки? Всего-то 2 км…Ведь в середине 19 века такие каналы были построены ниже по течению.

На картах 1832 и 1856 г. (без них мое повествование бессмысленно) видим только перегороженные и заполненные водой явно более ранние протоки. Ане «язвы оврагов, песчаных наносов, разных протоков» от прорывов дамбы, как позднее написано в источниках. На карте 1862 г. у Ерика полноценный «дублер» имеется в виде полноводной протоки, которая заканчивается старым руслом Коренной!

 

 

Левый берег почему-то не отсыпали, что естественно привело, как пишут, к заболачиванию оз. Красное. А может корректнее сказать р-на озера, ведь на карте 1862 г. его нет?

Т.е. как водится, покорение человеком природы удалось лишь частично. В половодье река заполняла все междуречье. Дамба что есть, что нет - вода кругом. Фотография начала 20 века, но явно и раньше так было.

 

Не зря за столько лет люди в пойме не построили практически ничего, даже протоки не стали засыпать. Ну а наводнение прошлого года многие видели своими глазами (несомненно, из-за техногенного фактора, но не только по вине «Цнинской шлюзованной системы», вовремя не сбросившей воду).

Почти весь 19 век работы на Ерике практически не проводились. Разве что, как пишут, в 1818 г. году вырыли глубокий «бассейн» для отстаивания воды с целью очистки: «В течение шести лет силами французов, попавших в плен в ходе Отечественной войны 1812 года, под руководством полковника Яниша и поручика Сомова русло Ерика было расчищено и углублено до 15 метров». А вот мнение, более близкое к реальности: https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=455#n=36 - Дубасов И.И. «Очерки из истории Тамбовского края», 1883 г.

И где пленные французы? Где ПОДполковник Яниш? Дубасов совсем не авторитет, нашлись неизвестные ранее документы?

А народная молва приписывает строительство дамбы П.А. Булгакову, который губернаторствовал с 1843 г. по 1854 г., и, по словам Б. Н. Чичерина, запомнился в Тамбове как «человек сильного ума», а краеведы пишут о нём как о «грозе чиновников и биче всех местных проходимцев».

 

Часть 2.

 

«Следующий этап «освоения» реки датируется 1886 г., когда Сухановым была построена мельница в 200 м от слияния Ерика с основным руслом». Так начиналась вторая часть в черновике, ибо во всех источниках именно так пишут, погуглите. Но и тогда были сомнения, что до Суханова там ничего не было. Ну не складывались в единое целое факты! Например, что без нее еще в 1876 г. запрашивали разрешение на организацию пароходного сообщения с Трегуляем. Да и Студенец без плотины при одном русле Цны едва ли смог бы русло Ерика (канала) «засыпать». А когда статья была уже готова к публикации, копаясь совсем в другой теме, обнаружил документы, именно документы, а не придумал, которые позволили совсем по-другому посмотреть на события тех лет. https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=138.105#n=105

 

 

Из них видно, что плотина и мельница появились раньше 1852 г., а может и сразу после строительства запруды на Коренной и дамбы вдоль Ерика. Причем мельница была городская, т.е. казенная (тут может быть ошибка, т.к. эти понятия тогда сильно различались), и сдавалась в аренду купцам. Судя по докам, купцы не желали нести убытки от ежегодного разорения, максимум аренда, а там пусть город отвечает. А как же справлялся указанный выше «нищий» бизнесмен с такими трудностями? Да с помощью думских «товарищей»! https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=138.105#n=106. Как это в духе нашего времени!

 

А вот дамбу вдоль канала приходилось самим арендаторам восстанавливать, иначе мельница была неработоспособна.https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=138.83#n=85

 

А был ли вообще Суханов? Фамилия в городе неизвестна. Непонятно, что кого-то могло сподвигнуть на частную авантюру на закате востребованности водяных мельниц? Первая паровая Егоровская заработает в 1891 г., что, не известно о таких было? В документах того времени постоянно попадается информация о снятии налогов с водяных мельниц по причине их ветхости и нежелания владельцев их восстанавливать ввиду малой доходности.

Получается, что все проблемы с заиливанием канала, а так его уже называют, и я так буду далее его именовать, и его «засыпания» Студенцом в 19 веке именно плотина с мельницей создала! С преградой, способствующей отстаиванию песка и т.п., пусть и на полном потоке, чиститься сам он не мог. Аналогично и Студенец от плотин страдал.

Теперь непраздный вопрос: а какая была мельница? Колесные бывают двух типов: верхнего и нижнего боя. Первый – это вода льется на колесо сверху, второй – вода поступает снизу. Для верхнего нужен подпор на величину колеса и узкое русло с высокими берегами. Потому что это не менее 1,5-3 метров, иначе скорость и объем помола будут небольшими. Для нижнего вполне хватает 0,5-1,0 метра, похоже на наш вариант. Образовавшийся пруд служит запасом для работы в маловодье. Есть еще один тип мельниц с нижним боем, когда плотину вообще не строили, просто свободное течение колесо крутило. В наших местах такие если и были, то единицы - реки не отличались полноводностью, летом существенно мелели, а зимой замерзали. Невыгодно…

Канал перегородили плотиной, а что стало с протоками? Как видим, они отсекались запрудами на них и дамбой по суше. Скорее всего заполнялись по весне, а летом усыхали. На картах они весьма полноводны. Под Кривым мостом полноценный рукав, а вот на его фото 20-ого века ниже видим сухое русло. Да и современники в конце 19-го века отмечали, что на протяжении всего канала до леса «река чрезвычайно разветвлена на разные протоки и заливы», которые с удовольствием посещаются желающей прокатиться публикой. Какими кроме Широкого и Узкого проливов?

 

Хозяйственная деятельность в междуречье по Тамбовским губернским ведомостям от 1897 г.:

 

Прошло более 120 лет, а как все актуально! Только технологический уровень загрязнения повысился. Интересно, какова была реакция властей на мнение активной части общества? Как сейчас проигнорировали или выписали копеечные штрафы «бизнесменам»?

Непонятно с какого времени, но в междуречье было городское пастбище, где пасли скот горожан.

Из воспоминаний штабс-ротмистра С.В. Вакара.

«Интересной особенностью жизни Тамбова того времени была организованная возможность горожан в своих особнячках держать коров, чем пользовались и мы. На весь летний сезон, за небольшую плату, коровы сдавались на городское пастбище, причем из города на заливные луга они ежедневно утром переплывали речку Цну в ее узком месте, а вечером тем же путем возвращались назад.

Таким образом, в Тамбове, каждый летний вечер представлялась занятная картина, когда стадо мокрых коров, с громким мычанием, рассыпалось по городским улицам, причем каждая корова безошибочно шла к воротам своего дома, где ее уже ждала ее доярка. Это давало жителям Тамбова возможность иметь абсолютно свежее молоко за незначительную цену. Такого рода деревенские порядки в большом губернском городе, могли быть только благодаря общему укладу жизни того времени, когда все было проще и вместе с тем домовитая жизнь людей была уютнее, гостеприимнее и сердечной, чем теперь».

А вот про более позднее время. М Климкова: «По воспоминаниям краеведа и коллекционера В. Г. Шпильчина, в 1930-х годах за Цной, где ныне располагаются парк Дружбы и садовые участки, начинался большой луг, раскинувшийся до пригородного леса. В ту пору многие в Тамбове держали коров, которые летом паслись на этой луговине двумя стадами. Каждый вечер буренки возвращались в город через Тезиков мост. Некоторых из них встречали хозяева, другие шли домой через весь город самостоятельно, распространяя запах молока и навоза».

1939-40 г. Из семейного архива О. Вернера.

Городское пастбище около 1949 г.

 

Едва ли мельница доработала до 1912 года, дедовский способ помола уже практически ушел в прошлое, когда на ее месте была построена гидроэлектростанция по проекту инженера Б.В. Бахметьева, известная сейчас как «Гидра». Все же 20 век во дворе! По данным М. Климковой, «в 1924 г. зимой она давала 32%, а летом и до 62% потребляемой Тамбовом энергии». Основание бетонное. Было бы интересно посмотреть, как ее строили. М. Климкова, работая над историей городских электрических сетей, пишет:

 

Ну про канал вы уже знаете, когда его доказанно так называть стали. Пущено по каким рукавам? Мне представляется, что только через Кривой мост, либо через ответвление у Двориков, либо от Широкого пролива, либо по «старому» руслу Коренной, предварительно сломав там плотину. Последнее маловероятно.

А что с судоходством? Про торговое в прелелах Тамбова ничего. А про «увесилительное» в документах:

 

А на фото ниже не тот ли самый катер?

 

Пароходные линии до Трегуляя и Эльдорадо работали до 1917 года, когда рейсы были прерваны».

Статья выше имеет начало и связана как раз с отдыхом горожан на реке.

 

Как видим, это и сейчас популярно!

После 1917 разруха, но проблемы-то остались. И в 20-х годах их обсуждали. Есть «Обращение Губернского Общества Краеведения в Губ. Плановую Комиссию и в Тамбовский Горсвет по вопросу о постройке постоянного водоспуска на р. Цне» от 6.3.1927 г.

 

 

Просто письмом не ограничилось. Тогда же в «Тамбовской правде» вышла статья П.Н. Черменского «Прорывать ли ежегодно плотину или устроить водопуск?», т.е. проблема была, как сейчас говорят, вынесена на общественные слушания. Самое интересное предложение - новое русло Студенцу прокопать! Не прокопать, а очистить старое! Неужели он не знал о его существовании?

 

Часть 3.

Еще во время войны в 1943 году вышло распоряжение Совета Народных Комиссаров СССР, обязывающее Тамбовский облисполком наладить судоходство по Цне от села Кузьмино-Гать и далее по всему руслу. Поэтому плану в 1956 г. построили новую деревянную плотину в Пригородном лесу. Почему ее перенесли, чем прежнее место не устраивало? Разве что к Городским дачам (Тамбовский лесхоз сейчас) стало возможным по реке добраться и ближе к городу с точки зрения обслуживания. Она уже была водосливной, т.к. была оснащена деревянными щитами «Буле», т.е. имела возможность полного спуска воды.

 

 

Здесь была эта плотина.

 

А междуречье продолжало пустовать.

 

1939-40 г. На заднем плане Тезиков мост.

 

1957 г. Цна возле улицы А. Бебеля. На заднем плане ул. Земляной вал.

Ни дач, ни парка Дружба еще нет.

 

Участки под садоводчество и огородничество начали выдавать в 50-ых.

 

Вид с садоводческого товарищества Дружба-2. Слева от Собора парашютная вышка в Городском парке. 1958 г. Фото О. Попова.

 

Но только после 1966 г. с выходом постановления правительства это приняло массовый характер. Понятно, что участки получили предприятия и организации, бесхозные на близлежащих территориях поближе к городу. Названия Вагонник-ТВРЗ, Ревтруд, Химик-НИХИ, Педагог и т.п. говорят сами за себя и существуют до сего дня.

В 1975 год уна 150 м ниже деревянной плотины в Пригородном лесу построена комбинированная железобетонная с подпором воды 3,4 м. Как я понимаю, не сразу все получилось сделать правильно. Первый вариант в половодье 1974 г. прорвало.

 

Поэтому сделали слева еще один створ на фермах Пуаре и с щитами Боле с возможностью полного спуска воды, а берега подсыпали. С тех пор стоит без серьезных изменений.

А «Гидра» проработала до 1952 г. Большой энергетике она стала не нужна. Е.Н. Капитонов: «Установленный на ГЭС электрогенератор фирмы Сименс-Шуккерт, к сожалению, исчез в 1960-х годах. Он мог бы быть ценным экспонатом краеведческого музея не только как памятник истории тамбовской энергетики, но и как образец достаточно редкого технического решения. Дело в том, что генератор имел ротор с горизонтальной осью вращения, что редко применялось в начальный период развития гидроэнергетики и совсем не применяется ныне».

Парк Дружба заложен на площади более 160 гектар в в1949 г., как водится комсомольцами. И, по мнению М. Климковой, назван в честь советско-китайской дружбы, т.к. это год основания КНР. Есть в инете упоминание о том, что на месте свалки з-да «Комсомолец»…

 

Фото весна 1968 г.

 

Предположительно (ну нет точных данных когда!) в 1978 г. острова на канале за ул. Гоголя размыли земснарядом. До этого все выглядело так:

Пульпа сливалась за дамбу (обычно реки так и чистятся, а здесь она уже была). Нынешний высокий правый берег напротив дома Асеева тому подтверждение. Так «образовалось» Тамбовское море и пляжи, которые назывались «Пески». Лично мне цель не понятна, т.к. каналу это ничего не прибавило и не убавило.

«Немного» про мосты.

«В описи Тамбова 1782 года говорится:

через реку Цну под городом, называемый Ценский, 38 саж.;

от оной реки Цны на протекающих протоках:

первый 14 саж.;

второй 10 саж.;

третий 12 саж.;

четвертый, называемый Кривой, 34 саж.;

пятый на Подборном, 16 саж.;

от ценского первого до четвертого моста между ними низменное место, где всегда бывает водяная мочежина, насыпанное землею и на оных деревянных мостах, 143 саж.;

Подлинную ведомость подписал «Комендант полковник Булдаков».

На карте 1862 г. четыре из них обозначены, а второй, скорее всего уже стал плотиной с «вешняком».

*Вешняк – плотина с холостым спуском воды, по типу нынешней в Пригородном лесу.

Это дешевле, чем мост содержать. Ведь делали это однодворцы за свой счет!

 

Заметьте, про Тезиков мост ни слова!

 

Часть 4.

«Кривой» мост построен в 1911 г. на русле Коренной. Один из первых в губернии железобетонных. Утверждается, что по проекту Н.О. Диамандиди. Наверное, на основании его книги «Шоссейные железобетонные мосты Тамбовской губернии», 1914. А может он «всего лишь» строился под его руководством и надзором?

Свое название он унаследовал от предыдущего и объясняется оно кривой извилиной Цны после него. На фотографии русло сухое, но ледорезы предусмотрели! Потрудился он до конца 60-ых. В 1966-1968 годах у него появился современный дублер. Долгое время он оставался пешеходным. Потом вообще стал не нужным и сейчас постепенно разваливается, он даже не «выявлен» как объект культурного наследия…

*Такой (такие) в области еще есть, но в том же состоянии…

Как и всегда, мальчишки и прочая задорная публика демонстрируют на нем свое бесстрашие, не сильно задумываясь о последствиях.

На канале к концу 19 века было 5 постоянных мостов, о чем вы прочитали выше про загрязнение канала. История мной прослежена только по трем.

 

Мост у Дубовой (Комсомольской). Для многих это новость. Есть упоминание о его постройке в Отчете Тамбовской городской управы за 1891 г. https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=93.83#n=85

Скорее всего пешеходный, т.к. сумма «инвестиций» всего 454 руб.

*Для сравнения, проездой мост, а именно так подобные по назначению назывались, через Студенец у Екатерининского института (К.Маркса) стоил 1500 руб. в 1879 г.

Что с этим мостом было дальше – неведомо. И ни на одном старом фото его нет…

 

Тезиков мост. Назвали его по улице Тезиковской (после 1918 г. Флотская, с 1960 г. Сергеева-Ценского). Про происхождение слова «тезик» есть несколько версий. Самая благозвучная: так называли купцов из Средней Азии. Но они ехали по Астраханской (Советской), которая всего лишь пересекается с Тезиковской. Получается не очень удачная версия названия. Я склоняюсь к «вонючей»: тезик – тезяк, кизяк, попросту навоз. А навоза прямо на улице хватало. На другой стороне канала издавна было общественное городское пастбище, стадо переплывало (обратите внимание, переплывало, в очерке подробнее) канал и разбредалось по улочкам одноэтажного частного сектора, теряя «лепешки» на ходу. На Тезиковской улице был спуск к воде, поэтому ей, видимо, доставалось больше всех. Ну и чем-то разозлили жители этой улицы городские власти, коль ее из Первой переименовали!

Когда появился первый мост на этом месте? Уверен, что большинство скажет что до революции. А я вот думаю по-другому, т.к. достоверную информацию о его наличии во всезнающей сети не нашел, скорее, как увидите ниже, наоборот. Если кто располагает иными данными и есть чем дополнить заметку, то просьба рассказать в комментариях. Нет про него упоминания и в Электронной библиотеке Тамбовской области, в том числе в сметах на строительство и ремонт конца 19 - начала 20 века. Нет фотографий и открыток такого живописного места, да и с него тоже вплоть до 1930 г.

Поэтому будем оперировать имеющимися фактами.

Для начала вопрос: а зачем он был нужен на рубеже веков? Как уже здесь написано, на территории междуречья пара свинарников и коровников, сколько же различных моек шерсти и хлопка, до которых через Дворики добирались. Пешком до Городских дач богатые люди не ходили. Коровы переплывали, а пастухи и на лодке могли переправиться. А стоимость моста по тем временам для города очень существенная, порядка 1500 -3000 руб. при отсутствии насущной необходимости в нем.

На картах 1914 г. и ранее моста нет, хотя другие имеются.

     

Нет его и на картине Н.М. Шевченко (1857–1933), которая датируется 1917 г. или немного позже.

 

Но есть якобы его фотография якобы его стройки якобы в 1905 г. И я нисколько не переборщил с «якобы», т.к. достоверно утверждать невозможно. Судите сами.

 

А вот подтверждение стройки в 30-ых годах имеется. Непонятно только, почему все же Тезиковский, улица давно уже Флотская, а старые названия в те времена мягко говоря не приветствовались. Было бы логично, если бы название со старого моста перешло. Но если его не было? Разве что мостки так назывались, которые на фото видим.

 

 

Нас удивляет наличие у моста ледорезов (быков), на канале, где лед сейчас просто растворяется весной. Потому что раньше ледоход был, даже взрывать приходилось!

Еще один факт связан с нашим земляком Н.М. Шевченко. Картина 1929 г., во всяком случае в галерее так датируется. Но не позднее 1933 по определению.

Меня заинтриговала загадочная конструкция над средними пролетами моста. Художник чего-то напутал? Ан нет, нашлась фотография 1930 г. с теми же фермами. Для чего они были сделаны, может мост был разводным? Романтичное предположение, но едва ли. Скорее всего опору снесло ледоходом. Перекрыть бревнами два пролета проблематично. Вот и применили временно фермы. И в очередной раз непонятки с датами. В любом случае картина написана ранее фотографии, т.к. на ней еще нет водной станции.

На фотографии последний деревянный Тезиков мост. В таком виде его многие помнят.

 

Смешно, но найти дату и обстоятельства постройки нового моста нереально! Ведь явно торжественно открывали, ленточку перерезали – и никаких следов… Пишут, что построили в 1982 г., а деревянный снесли в 1984. Но есть комплект открыток «Тамбов» 1981 г. с уже новым мостом. И эта дата достоверна.

 

Цнинский мост, он же Рассказовский, он же Ценский, был «всегда». Правда, тогда чуть выше нынешнего по течению. Спуск к нему проходил «через РИО», прости Господи, и выходил он на ул. Рассказовскую в Двориках.

А вот когда его сломали и построили новый? В сети ни одной фотографии праздничного митинга и перерезания ленточки. То же самое про заменивший его пешеходный вантовый мост.

Судоходство на Цне в 50-80-ые годы. Утверждается, что использовались 5 типов теплоходов: «Москвич», «Енисей», «Иртыш», «Байкал» и «Зарница» (судно на скеговой воздушной подушке, специально разработанное для малых рек). Москвич и Зарница (у них не было имен собственных, только номера) подтверждаются фотографиями и на специальных сайтах, а вот остальные выдумка или просто местные названия (абсолютно вне судоходного закона). Больше и написать нечего, кроме того, что для многих это осталось в воспоминаниях о счастливой жизни…После 1991 г. без финансирования все быстро зачахло, а частник в 90-ые такие суда не потянул (вместимость той же Зарницы 48 человек).

«Москвич»                                                           «Зарница»

 

Немного позитива в конце. Случай реальный, имел место жарким летом 1970 г. В Тамбов приехал очередной зверинец. Бегемоту решили облегчить жизнь - загон сделали на канале, а он сбежал! Т.ч. макет подводной лодки у Пирата полная чушь по сравнению с такой картиной. Кормит бегемота не сердобольная старушка, а служительница зверинца. А как утверждают жители СНТ Педагог, все происходило не на канале, а на их протоке, что через дорогу от лыжного стадиона и продолжает протоку в нем. Глубина там между прочим сейчас 7- 9 м, чему был очень удивлен!

 

 

Использованные ресурсы и авторы:

1. Старый Тамбов ВК -https://vk.com/oldtmb

2. Старый Тамбов ОК - https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupMain&st.groupId=52439771250873&_prevCmd=altGroupAlbums&tkn=9137

3. Олег ПоповОК -https://m.ok.ru/dk?st.cmd=altGroupMain&st.groupId=52439771250873&_prevCmd=altGroupSearch&tkn=2750&_cl.id=1573655746173&_clickLog=%5B%7B%22target%22%3A%22PHOTO%22%7D%2C%7B%22searchString%22%3A%22cnfhsq%20nfv%2Cjd%22%2C%22ui_card%22%3A%22GROUP_CARD%22%2C%22searchLocation%22%3A%22GLOBAL_SEARCH_GROUPS%22%2C%22searchPosition%22%3A%221%22%2C%22searchEntityId%22%3A%2252439771250873%22%2C%22searchActionEntity%22%3A%22GROUP%22%7D%5D

4. ВладимирСтручалин ОК - https://m.ok.ru/profile/544334138364

5. МаринаКлимкова -https://marina-klimkova.livejournal.com/

6. Электронная библиотека Тамбовской области -https://elibrary.tambovlib.ru

7. Е.Н.Капитонов «Водные пути Тамбовщины» -

http://www.tstu.ru/win/tambov/vodnie_puti/vodnie_puti.htm

8. Карты- http://www.etomesto.ru/tambov/

9. http://tambov911.narod.ru/index/0-45

10. http://tambovia.ru/kanal_zni.html

11. http://otambove.ru/antiqua/?p=1188

И многие другие. Всем спасибо!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.