Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тридцать семь.



Тридцать семь.

 

Расскажите мне, как это будет.

 Филиппа кивает, словно ждала этого вопроса. На ее лице появляется странное выражение- профессионально-отстраненное. Мне кажется, она начала дистанцироваться. А что ей еще остается? Ее работа-помогать умирающим, и если она к каждому будет привязываться всей душой, то сойдет с ума.

-Теперь тебе будет меньше хотеться есть. Вероятно, ты будешь больше спать. Едва ли ты станешь с кем-то подолгу общаться, но не исключено, что в промежутках между сном ты найдешь в себе силы поболтать минут десять. Быть может, тебе захочется спуститься в гостиную или подышать свежим воздухом, если на улице тепло и папа вынесет тебя в сад. Но большую часть времени ты будешь спать. Через несколько дней ты начнешь иногда терять сознание и, хотя не всегда сможешь ответить, все равно будешь слышать, что тебе говорят, и узнавать людей. В конце концов Тесс, ты просто заснешь.

-Мне будет больно?

-Думаю, боль всегда можно будет облегчить.

-В больнице это не удавалось. По крайней мере, сперва.

-Да, -соглашается Филиппа. –Сперва они никак не могли подобрать лекарство. Но я принесла тебе морфина сульфат-он снимает боль. На всякий случай еще есть ораморф –он посильнее. Едва ли ты будешь мучиться от боли.

-Как вы думаете, мне будет страшно?

-На этот вопрос нет однозначного ответа. –Поняв по моему лицу, что говорит какую-то чушь, Филиппа исправляется: -Я думаю, Тесс, тебе ужасно не повезло, и на твоем месте я бы боялась. Но я уверена: что бы ты ни чувствовала в эти последние дни, все будет так, как и должно быть.

-Ненавижу, когда вы говорите «дни».

 Она хмурится:

-Я знаю. Прости.

 Филиппа рассказывает мне про обезболивание, показывает пакетики и пузырьки. Она говорит мягко, ее слова накатываются точно волны, и я ничего не запоминаю. Такое ощущение, что все стремится к нулю и вся моя жизнь была лишь предвестием этой минуты. Я родилась и росла лишь затем, чтобы узнать эти подробности и получить из рук этой женщины лекарство.

-Тесса, у тебя есть вопросы?

 Я перебираю в уме все, о чем бы нужно спросить. Но в голове замешательство и пустота, словно Филиппа пришла на вокзал, чтобы проводить меня, и мы обе ждем не дождемся, когда же придет поезд, чтобы не поддерживать неловкую беседу.

 Пора.

 Стоит яркое апрельское утро. Без меня жизнь пойдет своим чередом. У меня нет выхода. Меня пожирает рак. Он изрешетил мое тело. И ничего нельзя сделать.

-Я пойду вниз поговорить с твои отцом, -предупреждает Филиппа, -и постараюсь в ближайшее время тебя навестить.

-Незачем.

-Я знаю, но все равно приду.

 Толстая, добрая Филиппа, которая помогает всем умирающим от Лондона до южного побережья. Она наклоняется и обнимает меня. Она теплая, потная и пахнет лавандой.

 

После ее ухода мне снится, будто я вхожу в гостиную и вижу, что там собралась вся семья. Папа издает какие-то странные звуки, которых я никогда раньше не слышала.

-Почему ты плачешь? –спрашиваю я. –Что случилось?

 Мама с Кэлом сидят рядышком на диване. Кэл в костюме с галстуком, словно маленький бильярдист.

 Тут меня осеняет: я умерла.

-Я здесь, прямо тут! –кричу я, но они меня не слышат.

 Однажды я видела фильм о том, что умершие не уходят в мир иной, но безмолвно живут среди нас. Мне хочется рассказать об этом родителям. Я пытаюсь сбросить со стола карандаш, но моя рука проходит сквозь него. И сквозь диван. Я выхожу сквозь стену и снова возвращаюсь в комнату. Я перебираю пальцами у папы в голове, и он ежится, недоумевая, почему по спине пробежал холодок.

 Тут я просыпаюсь.

 Папа сидит на стуле у кровати. Он берет меня за руку:

-Как ты себя чувствуешь?

 Я задумываюсь, прислушиваясь к себе.

-Ничего не болит.

-Вот и хорошо.

-Немного устала.

 Он кивает:

-Хочешь есть?

 Я бы и рада. Для него. Мне хочется попросить риса с креветками, пудинг из патоки, но это будет вранье.

-Что я могу для тебя сделать? Чего тебе хочется?

 Увидеть ребенка Зои. Закончить школу. Стать взрослой. Путешествовать по миру.

-Чашку чаю.

 Папа улыбается:

-А еще? Может, печенья?

-Бумагу и ручку.

 Он помогает мне сесть. Подтыкает под спину подушку, включает лампочку у кровати и достает с полки блокнот и ручку. Потом идет на кухню поставить чайник.

 Пункт одиннадцать. Чашка чаю.

 Пункт двенадцать…

    

                                  Памятка для папы

Я не хочу лежать в морге. Оставь меня дома до похорон. Если мне станет одиноко, пусть со мной кто-нибудь посидит. Обещаю вас не пугать.

 Я хочу, чтобы меня похоронили в платье с бабочками, сиреневом лифчике и трусиках и черных сапожках на молнии (все это по-прежнему лежит в чемодане, который я собрала для поездки на Силицию.) И наденьте на меня браслет, подаренный Адамом.

 Никакого макияжа. На покойниках он смотрится глупо.

 Я НЕ ХОЧУ, чтобы меня кремировали. Кремация отравляет воздух диоксинами, соляной и фтористоводородной кислотой, двуокисью серы и углекислым газом. А еще в крематориях дурацкие страшные шторки.

 Я хочу натуральный ивовый гроб и похороны в лесу. Сотрудники Центра естественной смерти помогли мне выбрать местечко неподалеку от нашего дома, они же помогут вам с похоронами.

 Я хочу, чтобы на моей могиле или около нее посадили местное дерево. Лучше дуб, но можно и каштан или даже иву. Я хочу деревянную табличку с моим именем. Пусть на могиле растут цветы и всякие сорняки.

 Церемония должна быть простой. Скажи Зои, чтобы взяла с собой Лорен (если она уже родится). Пригласи Филиппу с мужем Энди (если он захочет прийти) и Джеймса из больницы (хотя, он может быть занят).

 Я не хочу, чтобы те, кто не знал меня лично, что-то обо мне говорили. Сотрудники Центра естественной смерти будут присутствовать на похоронах, но не должны ни во что вмешиваться. Пусть обо мне говорят люди, которых я люблю. Если расплачешься-ничего страшного. Я хочу, чтобы ты сказал обо мне правду. Если угодно, скажи что я была настоящим чудовищем, заставляла всех плясать под свою дудку. Если вспомнишь что-то хорошее –скажи и об этом! Но сперва запиши: на похоронах люди часто забывают, что собирались сказать.

 Ни за что на свете не читайте то стихотворение Одена. Оно надоело всем до смерти (ха-ха-ха) и слишком унылое. Пусть кто-нибудь прочтет двенадцатый сонет Шекспира.

 Музыка- «Черный дрозд», «Биттлз». «Григорианский хорал» «Кьюр». «Живи так, словно уже умираешь» Тима МакГроу. «Все деревья в полях будут хлопотать с ладоши» Суфьяна Стивенса. На все может не хватить времени, но последнюю поставьте непременно. Зои помогла мне их выбрать, у нее они все есть в айподе (если нужно, позаимствуйте ее колонки).

 После похорон сходите в паб пообедать. На моем банковском счету есть двести шестьдесят фунтов. Я хочу, чтобы вы их потратили. Нет, серьезно –обед за мой счет. И обязательно закажите десерт-тягучий пудинг с тоффи, шоколадный торт, пломбир с сиропом, фруктами и орехами, что-нибудь ужасно вредное. Если хочешь, напейся (только не напугай Кэла). Потратьте все деньги.

 А потом, спустя какое-то время, жди от меня вестей. Быть может, я напишу на запотевшем зеркале, когда ты будешь принимать душ, или стану шелестеть листвой яблони, когда ты выйдешь в сад. Или просто тебе приснюсь.

 Навещай мою могилу, когда сможешь, но не вини себя, если это не всегда получается Или если вы переедете и до кладбища будет слишком долго добираться. Летом там очень красиво(посмотри на сайте). Приезжайте туда на пикник и посидите со мной.

 Ладно. Это все.

 Я тебя люблю.

 Целую.

 Тесса.

 

Тридцать восемь.

 

-Я буду единственным парнем в школе, у которого умерла сестра.

-Классно. Тебе перестанут задавать домашнюю работу, и все девчонки в тебя влюбятся.

 Кэл обдумывает мои слова.

-А я все еще буду твоим братом?

-Конечно.

-Но ведь ты об этом не узнаешь.

-Еще как узнаю!

-Ты будешь повсюду мне являться?

-А тебе этого хочется?

 Кэл нервно улыбается:

-Наверно, мне будет страшно.

-Тогда не буду.

 Кэлу не сидится на месте. Он мерит комнату шагами от кровати до шкафа. После больницы в наших отношениях что-то изменилось. Нам уже не так легко шутить.

-Кэл, если хочешь, выброси телек из окна. Мне так это очень помогло.

-Не хочу.

-Тогда покажи мне фокус.

 Он убегает, чтобы взять все необходимое, и возвращается в своем особом черном пиджаке с потайными карманами.

-Смотри внимательно.

 Кэл связывает углами два носовых платка, прячет в кулаке, потом медленно разжимает палец за пальцем. Платки исчезли.

-Как ты это сделал?

 Он качает головой, постукивая по носу волшебной палочкой:

-Фокусники никогда не раскрывают своих секретов.

-Покажи еще раз.

 Вместо этого Кэл тасует колоду и раскладывает карты:

-Выбери одну, запомни, но мне не говори.

 Я выбираю пиковую даму и прячу в колоду. Кэл снова раскладывает карты, на этот раз лицевой стороной вверх. Дамы нет.

-Кэл, ты молодец.

 Он плюхается на кровать:

-Еще нет. Вот бы сделать что-то большое и страшное.

-Если хочешь, распили меня пополам.

 Он ухмыляется и тут же заливается слезами, сперва молча, а потом навзрыд. Насколько я помню, плачет он второй раз в жизни. Значит, ему это действительно нужно. Мы оба делаем вид, будто с этим ничего нельзя поделать, как с кровотечением из носа, и его чувства тут не при чем. Я обнимаю Кэла и прижимаю к себе. Он всхлипывает у меня на плече; его слезы мочат мою пижаму. Мне хочется слизнуть их. Настоящие, живые слезы.

-Кэл, я люблю тебя.

 Это так просто. Я рада, что сказала ему об этом, хотя от моих слов Кэл разревелся в десять раз сильнее.

 Пункт тринадцать: обнять братишку, когда за окном опускаются сумерки.

 

Адам залезает ко мне в кровать. Он натягивает одеяло до подбородка, будто замерз или боится, что на голову ему рухнет потолок.

-Завтра твой папа купит раскладушку и поставит ее здесь для меня, -сообщает он.

-Ты больше не будешь спать со мной в одной постели?

-Вдруг тебе самой этого не захочется? Что, если тебе не захочется, чтобы к тебе прикасались?

-А если захочется?

-Тогда я тебя обниму.

 Но он напуган. Я вижу по его глазам.

-Ладно, я тебя отпускаю.

-Тс-с-с.

-Нет, правда. Ты свободен.

-Я не хочу быть свободен. –Он наклоняется и целует меня. –Если я тебе понадоблюсь, разбуди меня.

 Он быстро засыпает. Я лежу с открытыми глазами и слушаю, как по всему городу гасят свет. Шепчут «спокойной ночи». Сонно скрипят пружины матрасов.

 Я нашариваю руку Адама и крепко стискиваю.

 Я рада, что существуют ночные портье, медсестры и дальнобойщики. Меня утешает мысль, что в других странах, в других часовых поясах женщины полощут в руках белье, а дети ручейками стекаются к школе. Где-то в мире в это мгновение какой-нибудь мальчишка взбирается на гору под веселый звон колокольчика на шее у козленка. Я очень этому рада.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.