|
|||
Психологическая подготовка боксеров-юношейСтр 1 из 2Следующая ⇒ Психологическая подготовка боксеров-юношей
Содержание Введение 2 Глава 1. Психологическая и волевая подготовка боксеров юношеского возраста 5 1.1 Роль личности психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста 5 1.2 Психологическое обеспечение подготовки, тренировки и соревнований спортсменов 12 1.3 Психолого-волевые аспекты в подготовке юношей-боксеров 22 Глава 2. Диагностика состояния и методы восстановления психологической активности спортсменов 28 2.1 Диагностика состояния психической готовности боксеров 28 2.2 Методы восстановления и психорегуляции (гетерорегуляция, ауторегуляция, фрустрация, психогигиена) 32 2.3 Методы повышения уровня психологической подготовки боксеров 47 Глава 3. Практический анализ оценки психологических показателей боксеров юношеского возраста 59 3.1 Анализ работы психолога с боксером юношеского возраста в период подготовки, тренировки, соревнований 59 3.2 Оценка характеристик психологической готовности боксеров 70 Заключение 78 Библиографический список 83 Приложение 1. Методика «САН» 88 Приложение 2. Методика «градусник» Ю.Я. Киселева 90
Введение В настоящее время бокс становится все более популярным видом спорта в мире. О его популярности и значимости говорит и вхождение в список олимпийских соревнований в серию летних игр. Молодые люди идут в бокс с целью развить как свою физическую силу, так и укрепить свое психологическое состояние. Психология спорта в целом и бокса в частности очень важна и достаточно мало изучена в настоящее время. В основном психологическая поддержка боксеров ложиться на плечи тренеров. Однако не каждый тренер в состоянии обеспечить полноценное психологическое развитие боксера с точки зрения его подготовки к соревнованиям и после их окончания. Профессиональный психолог, особенно имеющий опыт работы в сфере спорта, сможет реализовать полноценную подготовку боксера к физическим нагрузкам, которые будут постоянно увеличиваться, поможет в сложных ситуациях, которые возникают как во время тренировок, так и во время соревнований, а также поможет спортсмену получить самое главное – психологическую устойчивость во время боя и после его окончания. Объект исследования: психологическое становление и развитие боксеров-юношей в процессе подготовки, тренировки и соревнований. Предмет исследования: психологические аспекты, влияющие на становление воли боксеров и уверенной работы на ринге и в процессе тренировок, а также методики оценки данных показателей. Цель данного исследования заключатся в рассмотрении основ психологической работы с боксерами юношеского возраста (17-18 лет). Специфика данной работы обусловлена в большей мере сложностью возрастной группы. 17-18 лет – это возраст самоутверждения, первой влюбленности и зачастую крайнего максимализма. Все эти критерии складываются в одну большую психологическую трудность в становлении таких спортсменов. Задачи, поставленные для реализации цели исследования следующие: - рассмотреть основы психологической и волевой подготовки боксеров юношеского возраста - рассмотреть роль психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста - рассмотреть основы психологической подготовки боксеров в ходе тренировок и соревнований - рассмотреть психолого-волевые аспекты в подготовке юношей-боксеров - рассмотреть методы диагностики состояния психической готовности боксеров юношеского возраста - рассмотреть методы восстановления боксеров после соревнований, а также методики психорегуляции. Среди последних отдельно рассматриваются гетерорегуляция, ауторегуляция, фрустрация и методы борьбы с ней, психогигиена. - рассмотреть методы повышения уровня психологической активности - дать анализ работы психолога на каждом этапе работы с боксером-юношей (в период подготовки, тренировки и соревнований) - дать оценку характеристик психологической готовности боксеров-юношей. Для работы были использованы многочисленные источники литературы и электронные источники в качестве дополнительного материала. Из литературных источников можно выделить следующие: - работа Бабушкина Г.Д. и Смоленцевой В.Н. «Аутовоздействие и гетеровоздействие при развитии самообладания у спортсменов». Данное исследование раскрывает базис основных понятий в психорегуляции: ауторегуляции и гетерорегуляции – в становлении психологии спортсменов. - Работа Гогунова Е.Н. и Мартьянова Б.И. «Психология физического воспитания и спорта» дает четкое представление о психологическом развитии спортсменов, а также описывает, с какими трудностями может встретиться спортсмен в период подготовки, тренировок и соревнований, а также как с этими трудностями бороться. - Три работы Ильина Е.П. («Психология физического воспитания» в обоих изданиях, а также «Психология спорта») раскрывают тонкости работы психолога со спортсменами. - Кадочников А.А. в своем труде «Психологическая подготовка к рукопашному бою» дает описание тонкостей психологии спортсменов в рукопашном бою в целом, и в боксе в частности. - Никифоров Ю.Б. и Викторов И.Б. в работе «Построение и планирование тренировки в боксе» дают рекомендации для грамотного распределения всех составляющих подготовки, тренировки и соревнований боксеров. - Пуни А.Ц. в своих трудах «Некоторые вопросы теории и воли и волевая подготовка в спорте» и «Особенности процесса психологической подготовки к соревнованию» делает акцент на тонкости работы психолога со спортсменами с целью их стимулированию для дальнейшей полноценной работы. - Особенно стоит выделить труд Романенко М.И. «Молодому боксеру», который раскрывает основы работы именно с молодым поколением боксеров, стоящих на пороге спортивной карьеры.
Глава 1. Психологическая и волевая подготовка боксеров юношеского возраста 1.1 Роль личности психолога в подготовительном процессе боксеров юношеского возраста Психология спорта изучает психологические особенности спортивной деятельности. При современных напряжениях на тренировках и соревнованиях вопросы изучения психики и методы психологической подготовки являются очень важным звеном в подготовке спортсменов высокого класса. Без ясного понимания всей психологическом сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих се связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям. Особенностью психологической подготовки в боксе являются[20, c. 59-63]: ответственность перед коллективом за личные действия; большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований; сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки); сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.). Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой. Как известно, предметом психологии являются[21, c.98-100]: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности человеческой деятельности. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и т. д. К психологическим чертам личности — направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности человека. К психологическим особенностям деятельности — особенности восприятий, мышления, соображения и других психических процессов, связанные с определенным родом работы (например, творчества). Психические процессы и психологические особенности личности и деятельности человека в их совокупности называются сознанием или, в более широком смысле, психикой. Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, что наблюдается в спорте, в частности в единоборстве. Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. Не надо забывать, что боксер, участвуя в турнире, который длится до 12 дней, имеет три-четыре боя и должен быть психологически готов к каждому из них. При психологической подготовке боксера на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому психолог должен быть достаточно эрудирован в области педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития. Специалисты вполне обоснованно выделяют в психологической подготовке общую подготовку к тренировочно - соревновательной деятельности и специальную - к определённому соревнованию. Психологическая подготовка боксёров к соревнованиям включает в себя[27, c. 254-255]: - раннюю психологическую подготовку, начинающуюся за две-три недели до соревнований; -непосредственную подготовку к выступлениям (в день соревнований); - психологическую подготовку в ходе турнира; - психологическую подготовку между раундами; -психологическое воздействие после окончания выступлений на ринге. В основу психологической подготовки положено формирование личности боксёра, способного проявлять бойцовские качества, обладающего значительным психофизическим потенциалом, умеющего творчески и с желанием вести работу для выхода на более высокий уровень мастерства, а в итоге - для достижения намеченной цели.
|
|||
|