|
||||
Политический процессПолитический процесс Динамичность современной политической жизни обусловливает все более активное использование в науке категории “политический процесс”. Иногда понятие “политический процесс” выводится из его сопоставления с общественными процессами в целом. Под последними понимается естественный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если хотя бы один из субъектов этих событий является политическим, тогда такой процесс называется политическим. Часто под политическим процессом понимается просто политика, противопоставленная какой-либо другой сфере общественной жизни. Однако такое представление мало дает для понимания сущности политического процесса. Существует несколько основных подходов к изучению политического процесса. Так, представители институционализма (М. Дюверже, С. Хантингтон и др.) связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. Второй подход к исследованию политического процесса можно назвать бихевиористским (поведенческим). Его сторонниками являются Г.Лассуэлл, Дж. Кетлин и др. Они рассматривают политический процесс как поведение и деятельность людей, направленные на завоевание и использование власти в личных и общественных целях. Представители необихевиоризма в анализе политических процессов отдают приоритет не функционированию и эволюции институтов власти и управления, а политическому поведению групп интересов, трансформации статусов и влияния отдельных группировок политической элиты. Бихевиористские методы политического исследования достаточно эффективны в анализе локальных политических процессов. Структурный функционализм и его сторонники (Г.Алмонд, Д.Аптер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) понимают политический процесс как результат совокупного функционирования всей политической системы и отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое. Источником изменений в политическом процессе выступают воздействия, требования социальной среды. Благодаря этому подходу можно описать политические процессы в сложных обществах с эффективными, десятилетиями совершенствовавшимися каналами представительства заинтересованных групп в политической сфере. Д. Истон, трактует политический процесс как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей ее среды в целях формирования приемлемых решений. Такой подход весьма плодотворен, поскольку ориентирует исследователя на изучение взаимодействия политической системы с внешней средой. Вместе с тем при описании сложных переходных процессов он требует уточнения, определяющего меру политических изменений, качественно преобразующих наличный баланс сил в обществе. Получил распространение и конфликтный подход к трактовке политического процесса. Его сторонники – Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др. – представляют политический процесс как процесс борьбы, соперничества тех или иных субъектов политики по различным политическим вопросам. Результатом этой борьбы является изменение состояния сил на политической арене, появление новых политических субъектов и т.д. Р. Дарендорф, например, делает акцент на динамике соперничества групп за статус и ресурсы власти.
Традиционным и наиболее распространенным является следующее определение политического процесса. Политический процесс - это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества. Иначе говоря, политический процесс – это динамическая характеристика политической системы, совокупной деятельности всех субъектов политики. Это широкое понимание политического процесса, оно охватывает всю сумму политически значимых действий и всех включенных в него участников. В узком смысле политический процесс может рассматриваться в одном из следующих значений: процесс отправления публично-властных полномочий; совокупность действий, направленных на достижение определенных целей; совокупность операций по принятию и исполнению политико-управленческих решений и т.д. Понятие “политический процесс” употребляется и для характеристики одного из видов общественных процессов, в отличие от правового, экономического, идеологического и других процессов; и для обозначения конкретного с конечным результатом политического действия определенного масштаба (формирование какой-либо партии, проведение выборов и т.п.). Все эти подходы раскрывают каждый по-своему содержание и особенности политического процесса, которые могут быть самыми разнообразными. Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру, которая включает следующие элементы: 1) субъект процесса,т.е. носитель реальной власти, которому власть делегирована; 2) объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; 3) средства, ресурсы процесса, методы, способы, которые использует субъект для достижения цели, они выступают связующим звеном между субъектом и объектом. В качестве ресурсов политического процесса могут выступать его материальные и идеальные основы: технические и финансовые средства, наука, знание, настроения масс (участников процесса), их идеология, общественное мнение и другие факторы. Структуру политического процесса можно представить как многоуровневое взаимодействие политических институтов (включая государство как их основной элемент). Другим структурным элементом политического процесса являются внеинституциональные формы политического участия, непосредственно определяемые традициями, стереотипами, характером и уровнем политической культуры. Субъекты политики (отдельные личности, социальные группы, партии, движения и др.) организуют свое участие в политическом процессе на определенных принципах. Они могут быть различными, но в правовом государстве их объединяет критерий законности и соответствие нормам права. На данной основе происходит согласование направленности политического процесса. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработки его концепции, которую затем субъект процесса должен преобразовать в теорию. Ее разработка включает целеполагание, выбор цели, ее идеализацию, формирование в наиболее полной, ясной форме, отвечающей концепции процесса. В соответствии с целью и замыслом намечаются задачи политического процесса, его субъекта и исполнителей; выбираются средства, ресурсы, методы политического процесса и определяются его пространственные и временные характеристики (темпы, масштабы процесса, число участников, их состав и т.д.). Само же осуществление политического процесса реализуется только через активную политическую деятельность. Одним из важнейших этапов политического процесса является принятие политических решений. Речь идет не только о принятии, но и исполнении политических решений и контроле за их реализацией. Политические решения по своей сути являются выражением политических интересов определенной социальной группы. При принятии политического решения обязательно определяются цель и средства ее достижения, связанные с функционированием политической власти. При этом возможна ситуация, когда официальные институты, на первый взгляд несущие ответственность за процесс принятия решений, на самом деле лишь марионетки. Поэтому за формальными институтами политической власти, ответственными за принятие решений, необходимо видеть силы, стоящие за ними, интересы которых выражают принимаемые решения. Процесс принятия политических решений обычно рассматривают на двух уровнях: перспективных целей; частных целей и их претворения в жизнь. Определение отдаленной цели предусматривает оценку действующих на политической арене сил, их перспективных интересов, общего хода исторического развития, характера политического режима и т.д. Основная сложность принятия и реализации политических решений на этом уровне – фактор времени, т.к. результаты принятого решения станут ясны через большой промежуток времени. И в случае негативных результатов получится, что целый период развития общества был топтанием на месте или даже шагом назад.
|
||||
|