Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политический процесс



Политический процесс

Динамичность современной политической жизни обусловливает все более активное использование в науке категории “политический процесс”.

Иногда понятие “политический процесс” выводится из его сопоставления с общественными процессами в целом. Под последними понимается естественный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если хотя бы один из субъектов этих событий является политическим, тогда такой процесс называется политическим. Часто под политическим процессом понимается просто политика, противопоставленная какой-либо другой сфере общественной жизни. Однако такое представление мало дает для понимания сущности политического процесса.

Существует несколько основных подходов к изучению политического процесса. Так, представители институционализма (М. Дюверже, С. Хантингтон и др.) связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти.

Второй подход к исследованию политического процесса можно назвать бихевиористским (поведенческим). Его сторонниками являются Г.Лассуэлл, Дж. Кетлин и др. Они рассматривают политический процесс как поведение и деятельность людей, направленные на завоевание и использование власти в личных и общественных целях. Представители необихевиоризма в анализе политических процессов отдают приоритет не функционированию и эволюции институтов власти и управления, а политическому поведению групп интересов, трансформации статусов и влияния отдельных группировок политической элиты. Бихевиористские методы политического исследования достаточно эффективны в анализе локальных политических процессов.

Структурный функционализм и его сторонники (Г.Алмонд, Д.Аптер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) понимают политический процесс как результат совокупного функционирования всей политической системы и отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое. Источником изменений в политическом процессе выступают воздействия, требования социальной среды. Благодаря этому подходу можно описать политические процессы в сложных обществах с эффективными, десятилетиями совершенствовавшимися каналами представительства заинтересованных групп в политической сфере. Д. Истон, трактует политический процесс как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей ее среды в целях формирования приемлемых решений. Такой подход весьма плодотворен, поскольку ориентирует исследователя на изучение взаимодействия политической системы с внешней средой. Вместе с тем при описании сложных переходных процессов он требует уточнения, определяющего меру политических изменений, качественно преобразующих наличный баланс сил в обществе.

Получил распространение и конфликтный подход к трактовке политического процесса. Его сторонники – Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др. – представляют политический процесс как процесс борьбы, соперничества тех или иных субъектов политики по различным политическим вопросам. Результатом этой борьбы является изменение состояния сил на политической арене, появление новых политических субъектов и т.д. Р. Дарендорф, например, делает акцент на динамике соперничества групп за статус и ресурсы власти.

 

Традиционным и наиболее распространенным является следующее определение политического процесса.

Политический процесс - это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества. Иначе говоря, политический процесс – это динамическая характеристика политической системы, совокупной деятельности всех субъектов политики. Это широкое понимание политического процесса, оно охватывает всю сумму политически значимых действий и всех включенных в него участников.

В узком смысле политический процесс может рассматриваться в одном из следующих значений: процесс отправления публично-властных полномочий; совокупность действий, направленных на достижение определенных целей; совокупность операций по принятию и исполнению политико-управленческих решений и т.д. Понятие “политический процесс” употребляется и для характеристики одного из видов общественных процессов, в отличие от правового, экономического, идеологического и других процессов; и для обозначения конкретного с конечным результатом политического действия определенного масштаба (формирование какой-либо партии, проведение выборов и т.п.). Все эти подходы раскрывают каждый по-своему содержание и особенности политического процесса, которые могут быть самыми разнообразными.

Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру, которая включает следующие элементы:

1) субъект процесса,т.е. носитель реальной власти, которому власть делегирована;

2) объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

3) средства, ресурсы процесса, методы, способы, которые использует субъект для достижения цели, они выступают связующим звеном между субъектом и объектом.

В качестве ресурсов политического процесса могут выступать его материальные и идеальные основы: технические и финансовые средства, наука, знание, настроения масс (участников процесса), их идеология, общественное мнение и другие факторы.

Структуру политического процесса можно представить как многоуровневое взаимодействие политических институтов (включая государство как их основной элемент). Другим структурным элементом политического процесса являются внеинституциональные формы политического участия, непосредственно определяемые традициями, стереотипами, характером и уровнем политической культуры.

Субъекты политики (отдельные личности, социальные группы, партии, движения и др.) организуют свое участие в политическом процессе на определенных принципах. Они могут быть различными, но в правовом государстве их объединяет критерий законности и соответствие нормам права. На данной основе происходит согласование направленности политического процесса. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработки его концепции, которую затем субъект процесса должен преобразовать в теорию. Ее разработка включает целеполагание, выбор цели, ее идеализацию, формирование в наиболее полной, ясной форме, отвечающей концепции процесса. В соответствии с целью и замыслом намечаются задачи политического процесса, его субъекта и исполнителей; выбираются средства, ресурсы, методы политического процесса и определяются его пространственные и временные характеристики (темпы, масштабы процесса, число участников, их состав и т.д.). Само же осуществление политического процесса реализуется только через активную политическую деятельность.

Одним из важнейших этапов политического процесса является принятие политических решений. Речь идет не только о принятии, но и исполнении политических решений и контроле за их реализацией. Политические решения по своей сути являются выражением политических интересов определенной социальной группы. При принятии политического решения обязательно определяются цель и средства ее достижения, связанные с функционированием политической власти. При этом возможна ситуация, когда официальные институты, на первый взгляд несущие ответственность за процесс принятия решений, на самом деле лишь марионетки. Поэтому за формальными институтами политической власти, ответственными за принятие решений, необходимо видеть силы, стоящие за ними, интересы которых выражают принимаемые решения.

Процесс принятия политических решений обычно рассматривают на двух уровнях: перспективных целей; частных целей и их претворения в жизнь. Определение отдаленной цели предусматривает оценку действующих на политической арене сил, их перспективных интересов, общего хода исторического развития, характера политического режима и т.д. Основная сложность принятия и реализации политических решений на этом уровне – фактор времени, т.к. результаты принятого решения станут ясны через большой промежуток времени. И в случае негативных результатов получится, что целый период развития общества был топтанием на месте или даже шагом назад.

 

 

 ТИПЫ И ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ   Политическое участие — это своего рода характеристика политической активности граждан, посредством которой они на индивидуальной или групповой основе оказывают (или пытаются оказать) влияние на такие процессы, как формирование и деятельность органов государственной власти и негосударственных политических организаций, на принятие и реализацию политических решений, формирование и функционирование политических институтов. Типы политического участия. В современной мире различают несколько типов политического участия.   По степени правовой обоснованности обычно выделяют такие типы политического участия: o легальное, осуществляемое на основе прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в конституции и соответствующих законодательных актах. Поскольку эти права непосредственно связаны с осуществлением народовластия, суверенитетом народа, то они, как правило, предоставляются только гражданам соответствующего государства; o нелегальное, осуществляемое способами и в формах, не следующих из основных прав, свобод и обязанностей граждан в области государственной и общественно-политической жизни или запрещенных законодательными актами, постановлениями и решениями органов государственной власти (участие в демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона, политические голодовки, акции самосожжения, отказ повиноваться несправедливым законам и т.п.).   По степени интенсивности выделяют следующие типы политического участия: o «активные» — руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность на выборных должностях в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний, участие в выборах и референдумах, работа в партийных организациях; o «промежуточные» — участие в политических собраниях, поддержка политических партий денежными пожертвованиями, контакты с политическими лидерами и государственными деятелями; o «наблюдательные» — ношение на демонстрациях транспарантов, приватное обсуждение политических событий, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования.   По степени политической рациональности выделяют следующие типы политического участия: o инструментальные, опирающиеся на четкие процедуры политической активности, имеющие рациональный характер; o неинструментальные, выступающие проявлением более или менее стихийной политической активности и опирающиеся на политические действия, не имеющие процедурного характера.   Формы политического участия граждан в современных демократических странах проявляются в таких основных формах, как выборы и референдумы, а также в различных формах давления на органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы — это способ формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством голосования. Выборы можно разделить на общегосударственные и местные; очередные и досрочные; основные и дополнительные; президентские и парламентские; всеобщие и частичные (если избирается, например, часть парламента); прямые и косвенные (многоступенчатые); альтернативные и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат); однопартийные, многопартийные и беспартийные. Выборы в органы государственной власти и местного управления осуществляются на основе избирательного права. Реализация гражданами избирательного права является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Избирательное право представляет собой: 1) право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления; 2) совокупность правовых норм, регулирующих избирательную систему. Для современных демократических государств характерны три принципа участия граждан в выборах: 1) принцип всеобщности, означающий, что оно предоставляется максимальному числу взрослого населения за некоторым исключением; 2) принцип равенства, означающий, что все избиратели голосуют на равных условиях и располагают прежде всего одинаковым числом голосов (как правило, одним), а также означающий равенство прав кандидатов в избирательном процессе; 3) принцип тайны голосования, гарантирующий гражданам свободу выбора, защищающий их от возможного давления заинтересованных лиц или организаций. Тайна голосования предполагает, что каждый избиратель голосует лично, получает избирательный бюллетень одинакового образца, заполняет бюллетень в скрытом от чужих глаз помещении, лично опускает избирательный бюллетень в урну. Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — один из институтов непосредственной демократии, представляющий собой голосование избирателей по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни. По территориальному признаку референдумы бывают: • общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории; • местные, организуемые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах. По предмету голосования выделяют референдумы: • конституционные, предметом которых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции; • законодательные, предметом которых может быть либо проект закона, либо закон, уже вступивший в силу. По правовой значимости референдумы бывают: • консультативные (народные опросы), проводимые с целью выяснения мнения избирателей по какому-либо вопросу, решение по которому принимают органы государственной власти; • «решающие», которые проводятся для окончательного решения того или иного вопроса избирателями. Такие референдумы бывают либо утверждающими (например, избирателям предлагается большинством голосов утвердить законодательный акт, еще не вступивший в силу), либо отвергающими (избирателям, наоборот, предлагается большинством голосов отменить законодательный акт, уже вступивший в силу). Выделяют также референдумы: • обязательные — референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена конституцией или иным конституционноправовым актом (например, вопрос об изменении конституции); • факультативные — референдумы по различным вопросам внутренней жизни и внешней политики, проводимые по воле того или иного государственного органа или определенного числа избирателей. Формой референдума в некоторых странах является плебисцит — опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. Легальные формы политического участия. Политическая демонстрация (от лат. demonstratio —показывание) представляет собой массовое шествие, организованное определенной группой граждан с целью публичного выражения их политических настроений и политических требований. Атрибутами демонстрации являются политические плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Политические демонстрации могут носить протестный или оппозиционный характер, а могут быть направлены на поддержку правящего режима. Политический митинг (от англ, meeting — собрание) — массовое собрание граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем текущей политической жизни, а также для выражения политической солидарности или протеста. Обычно митинг заканчивается принятием резолюции, содержащей определенные политические требования. Атрибутом митинга являются звукоусиливающие технические средства. Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов политического характера. Пикетирование — форма публичного выражения общественного мнения по поводу той или иной политической акции, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Политическая забастовка (от итал. Ьа$1а — хватит, довольно) — коллективное организованное прекращение работы в организации или на предприятии с целью добиться от государства выполнения каких-либо требований (изменение законодательства, смена правительства и др.). Политическая петиция (от лат. реШю — прошение) — индивидуальное или коллективное прошение граждан, подаваемое в письменном виде в органы государственной

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.